Серикова Л.А.

МГПИ им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск

 

Возможности обеспечения религиозной безопасности школьников в условиях общеобразовательной школы

 

В системе образования сегодня четко просматривается стремление расширить влияние традиции религиозно-нравственного воспитания, посредством проникновения в сферу образования. Цель таких действий, на наш взгляд, может быть двоякой: 1) такое решение вопроса может привести к защите государственной общеобразовательной школы от проникновения в ее программу религиозных курсов, содержание которых искажает вероучение, противоречит принципам гуманистического воспитания; 2) удовлетворение желания подвести духовно-нравственный компонент образования под безраздельный контроль религиозных институтов.

Ни одна из означенных выше целей не оправдывает стремления достичь намеченных результатов посредством давления на систему отечественного образования и нарушения религиозной безопасности детей. Однако религиозная безопасность является частью духовной безопасности личности, которая не должна быть нарушена ни при каких условиях. Сегодня под религиозной безопасностью понимается состояние стабильного существования, воспроизводства и самобытного развития конфессиональных традиций всех народов России. Основным объектом защиты в ходе обеспечения религиозной безопасности является конфессиональная идентичность, которая базируется на устойчивых системах морально-нравственных ценностных предпочтений.

Говоря о религиозном просвещении школьников, Ибрагим А.И. Абед Халил выделяет следующие существенные направления использования воспитательного потенциала религиозной культуры: «...- акцентирование внимания на выраженности в религии общечеловеческих ценностей...; стимулирование национального сознания учащихся на основе показа достоинств религиозно-нравственных идеалов, которыми руководствовался народ в прошлом; показ связи религиозных традиций с живыми обычаями, обрядами и праздниками, народной педагогикой, как духовной основой жизни любого народа…» [1, 18].

В связи с возникновением необходимости обеспечения религиозной безопасности, на наш взгляд, данный перечень следует дополнить, наметив следующие пути религиозного просвещения: приобщение детей к идее сближения конфессий через ознакомление с гуманистическими традициями различных религий для решения задачи консолидации общества и гуманизации отношений в нем; использование образов героев религий для воспитания в детях духовной свободы; ознакомление с многообразием современных форм существования религии с целью обеспечения полной и осознанной свободы выбора и для формирования навыков религиозной безопасности; рассмотрение вопроса о юридических правах каждого человека в сфере исповедания определенной религии и распространения религиозных воззрений для подготовки детей к жизни в правовом пространстве.

Реализация выделенных направлений работы в школьной практике осложняется отношением к религии, сложившимся в общественном сознании. Показательно, что оно носит противоречивый характер. С одной стороны, религия рассматривается как необходимый элемент культуры, с присутствием которого связывается духовное возрождение общества, формирование исторического и национального самосознания. С другой стороны, негативное отношение к религии, свойственное для времени государственного атеизма, сохраняется в системе образования и объясняется неготовностью и нежеланием педагогов проводить работу по религиозному просвещению детей. И это в условиях, когда на территории России продолжается рост числа религиозных организаций,  конфессионально ориентированных партий, течений, церковно-общественных движений.

В сложившейся и описанной нами ситуации учащиеся оказываются между двумя информационными полями, в результате чего, знания, почерпнутые в школе, вступают в противоречие с информацией и представлениями, полученными через иные каналы. Поэтому одной из задач изменения структуры современной школы должно стать стремление к большей степени открытости и установлению делового сотрудничества с институтами процесса социализации личности.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что формирование основ религиозной безопасности у школьников напрямую зависит от религиозного самосознания самих детей. Но, в свою очередь, формирование религиозного самосознания школьников не должно носить назидательный характер со стороны школы. Школа должна обеспечить условия для усвоения детьми общечеловеческих ценностей и моральных норм общества, которые являются догматическими для всех традиционных религий: доброта, милосердие, любовь к ближнему, любовь к родителям, уважение старших, любовь к Родине, уважение родной культуры, соблюдение традиций.

Одним из наиболее эффективных путей осуществления религиозного просвещения школьников, в целом, и формирования религиозной безопасности, в частности, мы видим в объединении усилий представителей  различных религиозных конфессий и педагогов светских школ в деле подготовки необходимого воспитательного материала, разработки методики организации занятий по религиозному просвещению при строгом соблюдении прав и свобод каждого учащегося.

 

Литература:

Ибрагим А.И. Абед Халил Использование нравственного потенциала ислама в воспитании учащихся подросткового возраста: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - Казань, 1996. - 19 с.