Васильева Т.Е.

ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» Лесосибирский филиал, Россия

Школьный музей в XXI веке

Реализация культурно-просветительной, воспитательной и в первую очередь образовательной функции музея XXI века связана с его включением в единое культурное пространство, установлением постоянных связей с региональными учреждениями социально-культурной сферы, с общественными институтами гражданского общества, с системой постоянного изучения и максимального удовлетворения и возвышения духовных интересов и потребностей разных групп населения. Особенно важна взаимосвязь и взаимодействие музея и школы, поскольку сегодня без такого творческого содружества успешное функционирование каждого из этих социальных институтов практически невозможно. Любое учебное заведение остро нуждается в музее, материалы и экспозиции которого дополняют, оживляют и обогащают вербальную информацию педагога. В свою очередь, музею необходима школа, которая может стать базой первичной подготовки его будущих посетителей к восприятию экспонируемых ценностей.

В музей, как правило, приходят дети, подростки, молодежь уже «вооруженные» определенным объемом знаний, те, кто имеет определенную психологическую и интеллектуальную установку на восприятие интегрированных в музее ценностей. А музей, в свою очередь, закрепляет духовные интересы учащихся, стимулирует их дальнейшую познавательную активность, и, по сути, возвращает их школе в новом качестве. Все это, сближает эти социальные институты воспитания и образования, детерминирует их взаимодействие и взаимодополняемость.

В нашей стране движение музея  и школы навстречу друг другу появилось достаточно давно. Оно приходится на время создания первых общедоступных музеев. Еще в начале XVIII века, в Санкт - Петербурге Кунсткамера была ориентирована ее основателем Петром I на научное просвещение посетителей, на использование этого собрания редкостей для развития интереса к знаниям, на формирование в России новой духовно богатой личности.

В конце XX-начале XXI века образовательная функция музеев реализуется с учетом принципов музейной педагогики. Музейные учреждения включаются в единое культурное пространство регионов и принимают на себя функции историко-культурного, нравственно-эстетического, эколого-охранительного воспитания, которые наиболее адекватны сущности и  направленности их экспозиций.

Сотрудничая со школой, музей обязательно руководствуется направленностью ее образовательной программы, дополняет и обогащает содержание учебных дисциплин, учитывая при этом половозрастные и иные особенности учащихся. Вместе с тем, музей может предложить и оригинальные культурно-образовательные программы, которые, решая задачи общекультурного развития школьников, выходят за рамки государственного образовательного стандарта. При этом особое значение приобретает реализация принципиального преимущества музея в передаче первичной, достоверной и наглядной информации, которая одновременно воздействует на разум и чувства юных посетителей, на их способность комплексно, системно одновременно слышать, видеть и осязать музейные экспонаты.

Содружество музея и школы стало сегодня нормой. Музей любого профиля, используя свой культуротворческий потенциал и опираясь на принципы современной педагогики, осуществляет образовательно-воспитательные функции. Однако эффективность этой деятельности у разных музеев не одинакова. Иногда помещения музеев на коммерческой основе предоставляются учебным заведениям для организации мероприятий, не имеющих ничего общего с характером экспозиции. Но в большинстве случаев преобладает иная тенденция.  Образовательно-воспитательная деятельность музея XXI века в полной мере отражает профессионализм коллектива, его гражданскую позицию и общую культуру, его способность видеть и решать наиболее значимые для духовной жизни общества проблемы [2].

Третья статья устава Международного совета музеев гласит: «Музей – постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, использованием, популяризацией и экспонированием свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей» [1]. Смысл и предназначение музея заключается не в том, что он учреждение, а в том, что он является, прежде всего, хранилищем социальной памяти, а затем и учреждением со всеми формами его деятельности [5]. Учреждение музея комплексное и многоемкое. Это и собор лиц, представляющих собой все поколения. Это и форум, где проходят собрания лиц различных поколений. Это и склад вещей, где хранятся памятники истории и культуры. Это и магазин, который предлагает свою продукцию (информацию) посетителю. Это и кладбище, где сохраняется память отцов. Это и клуб, где собираются люди по своим интересам. Это и театр, где экспозиция является декорацией к историческим событиям и природным явлениям. Это и библиотека, где музейные предметы в совокупности представляют собой памятную книгу человечества. Это и архив, где хранится всевозможная информация, зафиксированная на различных материальных носителях. Это и мастерская, где реставрируют и возвращают к «жизни» свидетельства деятельности человека разных исторических эпох. Это и храм с его духовным содержанием. Это и сами здания (или их комплексы) с их охранной зоной, являющиеся памятниками культурного и природного наследия. Это и научное учреждение, занимающееся исследованиями. Это и школа, в широком смысле этого слова, где формируются знания подрастающего поколения. Музей выступает во множестве и многоликости своих проявлений. Но как бы ни были развиты отдельные его составляющие, он музеем не станет, если будет олицетворять одну из этих составляющих. Только взаимосвязь, взаимодополнение, взаимообусловленность, комплексное взаимодействие хранилища социальной памяти, собора лиц, храма и форума, склада и магазина, школы и научно-исследовательского института, лаборатории и производственной мастерской, библиотеки и архива, театра и клуба, исторического памятника и учреждения (культуры или образования) – все это вместе взятое и есть музей.

Под школьным музеем понимается музей в любом общеобразовательном учреждении – школе, гимназии, лицее, колледже и т.д., потому, что все эти, образовательные учреждения и есть школы в широком смысле этого слова. Школьным музеем называется тот музей, где имеются: музейное собрание (коллекции) и фондохранилище с соответствующим учетом музейных предметов; музейная экспозиция; актив музея, способный реализовать его образовательно-воспитательную функцию; программа образовательно-воспитательной деятельности, основанная на концепции музея и его коллекциях.

В примерном положении о музее образовательного учреждения (школьном музее), являющемся приложением к письму министерства образования России № 28-51-181/16 от 12.03.2003 г., даются общие положения, определяющие, что есть школьный музей:

«Школьный музей – обобщающее название музеев, являющихся структурным  подразделением образовательных учреждений Российской Федерации независимо от формы собственности и действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов – Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации» [4].

Отсюда следует, что школьный музей – это музей в общепринятом понимании. Это государственный музей в миниатюре со специфическими формами деятельности. Его деятельность определяется сущностью понимания вообще. Школьный музей наряду со всеми музеями является хранилищем социальной памяти. Поэтому к нему предъявляются общемузейные требования. Чтобы понять сущность, предназначение и определить формы деятельности школьного музея, необходимо понять сущность и предназначение музея как такового.

Подчеркнем, что какие бы потрясения в обществе ни происходили, надлежит постоянно и упорно, настойчиво и скрупулезно совершенствовать работу по формированию музейного собрания во имя сохранения социальной памяти, заключенной в предметах материальной и духовной культуры, сбережения народных традиций, выявления утраченных страниц исторической реальности.

Понимание сущности музейного предмета позволит, по мнению музееведов, не только сформировать представительный музейный фонд, но и глубже проникнуть в сущность музейной коммуникации, основанной на музейной коллекции в целом, а не только на той части, которая выставлена в экспозиции.

В научной литературе эти вопросы рассматриваются в работах П.В. Боярского, М.Б. Гнедовского, В.Ю. Дукельского, С.В. Житомирской, А.Б. Закс, Н.С. Зузыкиной, С.Ф. Казаковой, С.А. Каспаринской, И.Д. Ковальченко, В.В. Кондратьева, З.И. Кострикиной, А.А. Курносова, М.Е. Кучеренко, В.В. Мамонова, О.М. Медушевской, Н.А. Никишина, Э.А. Павлюченко, Т.П. Полякова, У.М. Поляковой, В.М. Суринова, Л.Т. Сафразьяна, А.М. Разгона, Н.П. Финягиной, В.Н. Фомина, В.М. Цукановой и др. Проблемам непосредственно школьных музеев посвящены издания Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения и работы В.Е. Туманова [3]. На стыке таких научных дисциплин, как источниковедение, архивоведение, памятниковедение, музееведение, могут быть выработаны и общие понятия, и формы, и методы комплектования музейных фондов.

Школьные музеи вступили в XXI век в несколько ином состоянии, в каком они были во второй половине XX века. Вспомним, что при изменении социально – политических условий многие школьные музеи исчезли. Сохранились лишь те, которые не были музеями идеологическими, т.е. созданные на основе сформированных коллекций. Новые школьные музеи создаются сегодня тоже на основе коллекций.

Положительным фактором современности является обращение школьных музеев к судьбам своих земляков. Ведущим направлением исследований школьников становится тема творчества местных писателей и поэтов. Трудно переоценить воспитательное значение такой деятельности. Учащиеся впервые в жизни делают важное для себя открытие: человек, который видит мир иначе, чем все вокруг, умеет это передать словами другим людям, живет (жил) совсем рядом с тобой! Это удивление, потрясение, гордость (радость) за свой край, желание больше узнать и самому творить, осознанная необходимость поделиться с другими – все это воспитывает огромную любовь к своей малой родине. Так, например, 1 сентября 2002 года, в Подтесовской средней общеобразовательной школе № 46, Енисейского района Красноярского края, был открыт музей имени Виктора Петровича Астафьева. Это было связано с присвоением школе имени писателя. Так как этот музей школьный, то, естественно, что главной свою задачу руководители увидели в максимальном его использовании для проведения уроков и внеурочных занятий.

Основные направления работы музея:

1.Изучение биографии В.П. Астафьева. Проведение уроков – экскурсий по темам: «Овсянка – родина писателя», «В.П. Астафьев в кругу родных и друзей», «В.П. Астафьев и Игарка», «В.П. Астафьев и речники», «В.П.Астафьев в Енисейском районе». Для проведения таких уроков в музее имеется достаточный материал, оформлены экспозиции по данной тематике. Учитель может воспользоваться готовой экскурсией, а так же может подготовить учеников своего класса по имеющимся в музее материалам. Подготовка к таким урокам требует от учеников навыков работы с дополнительной литературой, развивает их самостоятельность, дает возможность для развития коммуникативных способностей.

2.Уроки общения. Это литературные встречи, гостиные, читательские конференции, викторины, дискуссии. Чаще всего это уроки внеклассного чтения. Учителя школы убеждены, что творчеству В.П. Астафьева в школах Красноярского края, должно уделяться особое внимание. Поэтому в этой школе разработана программа изучения произведений В.П. Астафьева в средней школе. Это не значит, что учитель не имеет права на какие-то отступления, но когда есть такая программа, то изучаемые произведения не дублируются учителями разных классов, что дает возможность расширить круг познания ребят. Для того чтобы уроки проходили успешно, необходимо достаточное количество литературы. В музее есть все произведения В.П. Астафьева, и не в одном экземпляре, но руководители музея стараются пополнять и библиотечный фонд, используя для этого субвенции, родительскую помощь, спонсорские средства. Много книг подарено писателями, издателями, которые достаточно часто бывают гостями школьного музея имени В.П. Астафьева.

Литературные встречи. Иногда это настоящие встречи с писателями и их родственниками, а иногда заочные с использованием видеоматериалов. Например, при изучении темы: «Серебряный век русской поэзии» используется видеозапись встречи с литературным критиком Л.А. Аннинским, материалы из его книги «Век мой. Зверь мой», а также имеющиеся в музее видеозаписи цикла передач по телеканалу «Культура» «Серебро и чернь».

Читательские конференции. Для подготовки читательских конференций используется литературный материал музея, кроме того, на уроки приглашаются ребята, которые входят в актив музея, для какой- либо информационной справки или для обзора литературы, для участия в дискуссии.

Литературные гостиные. Это особая форма работы школьного музея имени В.П. Астафьева, одна из самых популярных в школе. Иногда для литературных гостиных берутся произведения, которые еще не изучались в классе, организаторы пытаются рассказать ребятам о них так, чтобы после гостиной захотелось непременно прочитать произведение. Разработаны и неоднократно проводились гостиные по повестям «Пастух и пастушка», «Звездопад», подготовлена гостиная по произведениям из записной книжки В.П. Астафьева, гостиная «Фронтовые дороги В.П. Астафьева».

Поскольку это школьный литературный музей, то совершенно естественно, что помимо выставочной деятельности он обязан вести и образовательно-просветительскую и научно-исследовательскую работу. В основе деятельности музея лежит литературоведческая работа учащихся и учителей.

Кроме изучения творчества В.П. Астафьева ребята и учителя занимаются и изучением творчества других писателей – сибиряков, собирают в своем музее книги и другие экспонаты, которые помогают в подготовке к урокам не только учителям литературы, но и истории, географии, МХК.

Весь педагогический коллектив школы понимает, что школьный музей только тогда будет достойным выражением памяти писателя, когда для учеников он перейдет от предмета созерцания в статус творческой лаборатории. То есть все экспозиции, все оформление музея подчинены созданию для учащихся атмосферы творчества.

На базе музея работает литературный кружок. В состав совета музея входят 27 старшеклассников, которые организуют всю работу по следующим направлениям:

1.     Поиск;

2.     Организация экскурсий и литературных вечеров;

3.     Работа с музейными экспонатами;

4.     Оформление экспозиций.

В музее ведется следующая документация:

1.     Книга учета экспонатов;

2.     Книга учета экскурсий;

3.     Книга учета лекций;

4.     Книга учета посетителей.

Все это делают дети, для них это и почетно, и ответственно, и интересно. Об этом свидетельствуют результаты анкет, проведенных среди старшеклассников.

Часто родители и учителя сетуют на то, что их поражает пассивность детей, стремление к легкой жизни, как в учебе, так и во внеурочной деятельности. И иногда мы, взрослые люди с педагогическим образованием, не знаем, как противостоять этому явлению. Для этого нужно что-то новое, необычное. Так вот в школе № 46, поселка Подтесово, этим новым, необычным, привлекательным стал школьный музей.

Школьный музей имени В.П. Астафьева постоянно расширяется, и если экспозиции первого зала основаны на биографическом материале, то второй зал оформлен по материалам исследований по теме: «Природа Сибири в творчестве В.П. Астафьева и писателей сибиряков». Эти материалы очень успешно используются для подготовки уроков внеклассного чтения. Например, как замечательно, изучая «Царь – рыбу», обратиться к книге с автографами издателя Г. Сапронова и художника С. Элояна, увидеть картину художника В. Зеленова, где изображена охотничья избушка, в которой жил во время охоты Виктор Петрович Астафьев, потрогать руками бур писателя, спиннинг и другие снасти, прочитать молитву о спасении русского народа, которая была найдена в рыболовном ящике Виктора Петровича. Конечно, такой урок запомнится надолго, и, возможно, на что школьные учителя очень надеются, пробудит у ребят интерес к чтению, к познанию, отвлечет от дурного, которым так переполнена современная жизнь.

Исследовательская работа вывела учащихся и учителей на образовательный модуль «Память», в рамках которого они занимались литературным краеведением по изучению культуры Сибири.

Есть интересные находки, которые тоже используются для проведения уроков внеклассного чтения. Так, например, материалы по творчеству новосибирского поэта и художника А. Немировского, исследования по творчеству писателей – речников.

На базе школьного музея систематически проводятся районные и школьные семинары учителей литературы, открытые уроки. Собрана методическая копилка уроков по произведениям В.П.Астафьева.

Сегодня школьный музей имени В.П. Астафьева по праву считается культурным центром не только в поселке – речников - Подтесово но и Енисейского района Красноярского края.

По направленности своей деятельности школьные музеи разнообразны. Есть музеи комплексные (краеведческие), литературные, исторические (боевой славы), естественнонаучные, художественные и другие, в том числе истории школы. Классифицировать их по профилю достаточно сложно, так как в каждом из них, есть какое-либо иное направление деятельности.

При этом выделенная превалирующая концептуальная направленность не исключает одновременно наличие в большей или меньшей степени нескольких или всех остальных.

В современных условиях стало больше интересных музеев именно по их основному направлению деятельности. Здесь важно разработать концепцию школьного музея, определить стержень его деятельности.

Общеизвестно, что и в современных условиях школьные музеи, иногда создаются без какой-либо концепции. Это приводит к несовершенству их учетно-хранительской функции и, следовательно, к недолговечности самих музеев, т.к. их судьба зависит от складывающихся социально-политических условий или от волевого решения администрации. Но ведь музей, коль скоро он назван музеем и отвечает своему предназначению, существует объективно вне какой-либо волевой зависимости. И если школьный музей создан, он должен сохраняться при любых условиях, а при его закрытии коллекции становятся достоянием государственных музеев.

Концепция школьного музея является первым этапом в его формировании. Под концепцией музея следует понимать систему взглядов организаторов музея на то, каким они представляют свой музей: его профиль и название, статус в музейной сети, назначение его функций и методы их реализации, структуру музея и систему обеспечения его деятельности, принципы комплектования фондов и их использования, экспозиционные и просветительные формы работы, общественно полезную деятельность музея в области охраны и использования культурного и природного наследия родного края, специализацию актива музея и повышение его квалификации, организацию взаимосвязей музея с государственными органами и общественными организациями, формирование материальной базы музея [6].

Концепция музея – это своеобразная долговременная программа деятельности актива музея. Программа создания и деятельности музея должна быть сформирована таким образом, чтобы каждое поколение учащихся достигало бы конкретных результатов в ее осуществлении, чтобы каждый учащийся, принявший участие в деятельности музея, получил моральное удовлетворение от проделанной им работы и от сознания собственного вклада в общее дело.

Собиранию идей и предложений для формирования концепции музея может способствовать проведение в учреждении образования специальных конференций, конкурсов и т.п. Это поможет выявить склонности учащихся к тому или иному виду музейной деятельности, послужит своеобразной рекламой идеи создания музея среди обучающихся, педагогов, местных жителей.

В настоящее время школьные музеи стали понимать необходимость отражения в экспозиции истории своего края, своей школы. И местная власть начинает проявлять интерес к школьным музеям, потому, что это повышает ее имидж. Но имидж школьного музея повышается, если его деятельность основана на общемузейных правилах, если его руководители профессионально овладевают премудростями музейной работы.

Школьный музей сегодня – это не просто экспозиция, кружок, клуб. Школьный музей не вспомогательное, не дополнительное, а самостоятельное подразделение учебного заведения. У музея свои многообразные функции, одной из которых является образовательно-воспитательная. Школьный музей не только способствует учебному процессу, но и сам решает часто более эффективно, чем в классе на уроке, задачи образования и подготовки подрастающего поколения к жизни.

Что может быть выше любви к Родине, родному краю, людям, в нем живущим? Как в наше сложное время «посеять» в сознании школьников зерна исторической памяти, чтобы не стали они манкуртами, Иванами, не помнящими родства? Очень хочется верить, что именно школьные музеи помогут решить эти вопросы, особенно в таежных небольших поселках, (например, музей имени В.П. Астафьева) куда не так просто пригласить интересных, творческих людей из Красноярска и других городов нашей страны.

Участие школьных музеев в образовательном процессе способствует художественно-эстетическому, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию и поисково-исследовательской деятельности учащихся. Оно дает возможность школьникам изучить историю родного края, творчество своих земляков писателей, поэтов и своего образовательного учреждения. Кроме того, музей позволяет разнообразить культурный досуг учащихся, способствует знакомству ребят с интересными людьми [3].

Таким образом, школьным музеям XXI века важно раскрыть духовный потенциал человека, научить созидать, развивать творческие способности, воспитывать эстетический вкус и создать условия для самовыражения. Зарубежные и отечественные исследователи подчеркивают, что деятельность современных музеев в целом необходимо рассматривать в тесной связи с реформами национальных образовательных систем. Главной целью реформы, обозначенной ЮНЕСКО как отказ от научно-просветительной системы в пользу «научно-гуманистической», является раскрытие человека как личности, индивидуальности и «космического существа», т.е. Человека Мира.

 

Литература:

1.     Кодекс профессиональной этики / Международный совет музеев. – М., 1995. – С. 4.

2.     Нагорский Н.В. Музей как открытая социально-педагогическая система: дис. … д-ра пед. наук / Н.В. Нагорский. – СПб., 2005. – 509с.

3.     Панченко О.Г. Живой музей – хранилище культурного и природного наследия (по материалам проекта «Школьный литературно – краеведческий музей как центр культурной жизни микрорайона»). – М.: АПКиПРО, 2004. – 24с.

4.     Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее) // Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения. - № 2 (46). – 2003. – С. 6.

5.     Решетников Н.И. Музееведение. Курс лекций. – М., 2000. – С. 8 – 29.

6.     Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК, 2003. 154с.