Право (3. Охрана авторского права)

К.ю. Романюк Е. И.

Кириченко Я. Ю.

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

 

 

Проблемы охраны авторского права на фотографическое произведение

 

 

          В статье 8 Закона Украины «Про авторское право и смежные права» фотографические произведения прямо определены среди других авторского права и на них распространяется общий режим правовой охраны объектов права интеллектуальной собственности, однако авторы фотографии очень часто сталкиваются с нарушением своих прав. Высокотехнологическое развитие способствует широкому использованию объектов авторского права. Любое фото можно без существенного изменения качества в считанные секунды преобразовать на компьютерный файл с помощью технических средств (сканера) и использовать, как обои на рабочем столе или же отправить с помощью электронной почты любому человеку. Но, для этого необходимо разрешение автора, который вправе претендовать на определенное вознаграждение. Наиболее массовым стало использование фотографических произведений в печатных средствах массовой информации и рекламных материалах. Наиболее часто права автора нарушаются именно в результате такого использования. Размещение обычной фотографии, использованной с открытых источников на страницах печатного средства массовой информации в виде иллюстрационного материала, что на первый взгляд не требует никаких формальностей, является нарушением авторских прав и может повлечь за собой негативные последствия для нарушителя, если такое использование противоречит нормам законодательства. 

          Автор обычной фотографии может доказать свое авторство, продемонстрировав оригинальный негатив или слайд. Цифровое же фото очень легко копировать и распространять вне авторского контроля.             Необходимо учитывать также и тот момент, что при копировании цифровых изображений, качество копии не ухудшается в сравнении с оригиналом, то исчезает последний барьер на пути фотопиратства. Свои права фотохудожник может использовать не только для получения прибыли, но и для недопущения и запрещения использования своего произведения, если это не соответствует его принципам и намерениям.

         В соответствии с Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» авторское право на фотографию возникает с момента ее создания и действует в течение всей жизни автора и семьдесят лет после его смерти. Фотохудожник признается собственником всех предусмотренных законодательством неимущественных и имущественных прав.

          Цифровое фото имеет не только преимущества (удобство использования, оперативность, легкость отправки - редактирования), а и очень серьезный недостаток, и именно: цифровое фото очень легко скопировать или украсть.          Но, существуют технические способы защиты:

- можно поставить с помощью программы Stools скрытый, цифровой знак копирайта, невидимый визуально, но наличие, которого специальная программа покажет сразу. Но, существует небольшая проблема – скрытый текст сохраняется только в оригинальном изображении. Как только изображение изменяется в любой компьютерной программе или просто его будут сохранять в другом формате – скрытый текст исчезает;

- можно размещать на фото знак копирайта для оповещения об авторских правах, но при цифровой технологии очень легко стереть этот знак и поставить другой;

- наиболее надежный способ – способ внедрения цифровых водных знаков. На цифровое изображение наносится рисунок, невидимый вооруженным глазом в связи с особенностями человеческого зрения. При этом можно самостоятельно решать насколько он должен быть невидимым. Подделать цифровые водяные знаки невозможно.

        С цифровой фотографии можно получить «экземпляры произведения», а не копии. При перенесении фото с карты памяти на другой носитель, оригинал стирается с карты, а на другом носителе возникает его копия.

Электронная копия отличается все же от оригинала. Любой файл содержит не только изображение, но и так называемую техническую информацию. Цифровая камера при записи файла размещает там информацию про режимы съемки, настройку самой камеры, а также сведения про производителя и модель. При любом изменении файла информация исчезает и заменяется технической информацией  программы. Таким образом, имеется возможность определить, каким образом был создан тот или иной файл, есть ли изображение, сохраненное в нем, результатом съемки цифровой камерой или результатом работы компьютерной программы. Сохранение оригинала с камеры является самым простым способом. Главное правило – это никому не давать свою камеру, а в Интернете размещать только кадры,  сохраненные на компьютере. В таком случае всегда можно предъявить как доказательство оригинальный файл с камеры, который будет исполнять такую же роль, как и негатив в обычной фотографии.

          Таким образом, для любого использования фотографии (кроме некоторых исключений, которые приняты в основном для «образовательных» и «информационных» целей) необходимо согласие собственника авторских прав и выплачено вознаграждение.

 

Литература:

1.           Субота Н., Нечипоренко АЮ. Авторские права на фотографическое изображение: проблемные аспекты судовой защиты // Интеллектуальная собственность. – 2006.- № 3. – с. 11-15.

2.           Сержанова Т. Привычное – не означает законное // Интеллектуальная собственность. – 2007.- № 1. – с. 13-17.