Марьясова Н.В.

 ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный

университет путей сообщения», Хабаровск

 

ДУХОВНОСТЬ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПРОФЕССИОНАЛА

 

  В.А.Пономаренко первым в психологии  вторгся в мало исследованную область  человека и общества – их духовность и не просто в область духовную, а духовность профессионала, специалиста, «технаря». Глубокое исследование профессиональной деятельности летчика приводит его к пониманию,  что «надежность летчика начинается с духовности». В рекомендациях  и инструкциях по технике пилотирования надежность летчика определяется как уровень его летной выучки, соблюдение сроков перерыва в полетах, знание авиатехники, выполнение требований, направлений и инструкций. Другими словами, многие руководители видят только одну сторону деятельности летчика в воздухе, а именно его профессиональную подготовленность, умение в сжатые сроки включить или выключить те или иные органы управления. Однако практике нигде мы не найдем стандартов. Как должен действовать летчик в опасной ситуации с позиции управления самим собой, с позиции духовных начал. По этому поводу В.А.Пономаренко пишет: «Руководители  должны усвоить: здоровый, культурный, профессиональный летчик  на надежной технике долетит до аэродрома: нездоровый, психологически сломленный, бескультурный летчик на надежной технике может не долететь». Наблюдение за летчиками во время их обучения в воздухе, их поведением на земле он пришел к выводу: чаще всего допускали ошибки, а иногда и летные происшествия те авиаторы, которые имели невысокую повседневную культуру, ослабленную духовность. Качество полетов при других положительных параметрах прямо пропорционально духовности летчика: выше духовность, лучше техника пилотирования, крепче его моральный дух, легче процесс усвоения. Примат духовности, по  оценке В.А.Пономаренко, является определяющим фактором в деятельности любого профессионала. Естественно возникает закономерный вопрос, что понимается под «духовностью». Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к выдержкам из  книги В.А.Пономаренко «Созидательная психология». Опыт показывает, что профессионализм достигают личности, а не просто способные к полету индивиды. Формирование личности подразумевает воспитание духовной сферы человека, его  нравственных устоев, понимание полета как подарок судьбы на всю жизнь, требующей от человека чистоты помыслов, уважения к законам полета. Дисциплина полета – это работа мысли и Духа летчика над самим собой». «Человеческий дух – это реальный опыт возвышенного психического состояния, возникающего не столько в результате действия,  сколько в процессе постижения смысла своей деятельности». Он считает, что в  жестких условиях эксперимента ведущим резервом, сохраняющим человеческое и профессиональное лицо, выступает духовность. Духовность личности профессионала, по его мнению, проявляется в совершенстве его нравственного ядра. Когда летчик становится профессионалом, горнило опасности остается как слагаемое профессии, но, одновременно, из физического трансформируется в духовное преодоление. Совершенствование для летчика есть способ повышения духовной зрелости, а уже потом профессиональной[i], Духовное совершенствование -  этическая норма человека, это психологическая норма развития индивидуальной сверхчувствительности. Каждая профессия совершенствует человека, формируя психологический облик, присущий ее специфике. Под совершенствованием психической деятельности обычно понимается тренировка память, внимания, воли, воспитание эмоциональной устойчивости, поддержание мотива и целеустремленности к работе. Но трудно встретить рекомендации, пишет В.А.Пономаренко, по духовной работе над собой. Духовная основа самовоспитания есть, прежде всего, познание своего второго «Я».  Второе «Я» это осознание своих способностей как путь к добру и как личный знак  имени. Духовная работа над собой приведет к способности осознавать такие  высшие чувства, как грех и вина. Восприятие любого объекта или ситуации, конкретного лица или отвлеченной идеи определяется целостным образом мира, а он – всем опытом жизни человека в мире, его общественной практики. Тем самым образ (или представление) мира отражает тот конкретно-исторический – экологический, социальный, культурный – фон, на котором (или в рамках которого) разворачивается вся психическая деятельность человека. Проблема мировоззрения как   системы  взглядов  на мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности, к самому себе  широко разрабатывается в последние годы в психологии К. А. Абульхановой-Славской.   Мировоззрение в ее понимании это  «общее понимание мира, человека, общества и ценностное  отношение к ним. Мировоззрение включает в себя жизненные принципы, определяющие характер деятельности человека, его взаимоотношения с другими, жизненные устремления. Из мировоззрения выводится  Смысл жизни. Смысл жизни отражает жизненную концепцию человека, осознанный и  обобщенный принцип его жизни, его жизненная цель Смысл жизни, выражая жизненные позиции и устремления человека, зависит от его реальных достижений, от реальной способности выразить себя в формах жизни». «Смысл жизни  это не только будущее, не  только перспектива, но и мера достигнутого человеком, оценка достигнутого  своими силами по существенным для личности критериям». Смыслу жизни противостоит отчуждение человека от жизни, когда собственные действия, поведение, жизнь в целом теряют ценность, значимость. Потеря смысла жизни - это духовное заболевание  человека. Сложная структура мира является объективной предпосылкой многоаспектной позиции личности в мире и, следовательно, внутренней расчлененности как духовности, так и ее антипода. Подчеркнем, что речь идет не о позиции личности по отношению к каким-то частным вопросам и малосущественным вещам, а о жизненной стратегии, о том, как человек решает для себя главные, фундаментальные, смысложизненные проблемы.