Декор – как основной элемент в традиционном казахском костюме.

 

Нуржасарова М.А доктор технических наук,. профессор

                                Талгатбекова А.Ж.

Алматинский технологический университет, г. Алматы

 

Археологические раскопки показывают, что одежда появилась, на самых ранних этапах развития человеческого общества ( 40-25 тыс.лет тому назад). Уже н6а первом этапе человек пытался придать бесформенным материалам шкуре, волокнам, перьям – необходимую форму. Шкура, державшаяся на плечах у первобытного человека, явилась прототипом современной плечевой одежды – плаща, туники, пелерин, набедренная повязка из растительных волокон – прототип современной поясной одежды – брюк, юбок, фартуков, штанов. Со временем возникали все более и более сложные формы одежды, начиная от задрапированного прямоугольного куска ткани до шитой одежды с применением сложного кроя. Постепенно одежда, первоначально служившая защитой от климатических воздействий, перешла в другое качество. Дополняясь такими атрибутами как обувь, прически, головные уборы, украшения, декор, грим и т.д.- она стала отражать индивидуальность человека или той общественной группы к которой он принадлежал. Это уже не просто одежда, а костюм, который ярко отражает специфические особенности развития любого общества разных стран и народов, климатические условия, социальную структуру, материально – экономическое состояние, национальные признаки, моральные нормы, эстетические идеалы. Все это отражается в многообразии костюмных форм и его декорировании(1).

         Наряду с этим, костюм как элемент и продукт материальной культуры можно назвать своебразным экраном, на который проецируются в яркой форме все аспекты культуры и духовный уровень развития общества. Т. Арманд в книге « Орнаментация тканей» пишет:

« если бы исчезло все, и остался только женский костюм, то по нему можно было бы восстановить до известной степени эстетическую культуру прошедших эпох». И в действительности, это можно, сказать о казахском костюме, в котором отражаются традиции, коренящиеся в этнической истории, социальные отношения и некоторые элементы идеологии – верования, эстетические нормы.

В традиционном казахском костюме – примечательным является разнообразие его видов и форм, приемников его декоративного оформления которое не нарушает естественного художественно – стилевого единства, выработанного веками. Декор присутствует на всех на всех элементах комплекта ТКК. В зависимости от половозрастных и социальных различий она отличалась материалами, применяемыми для художественного оформления.

         Известно, что древнейшими материалами для изготовления одежды у казахов были шкура, кожа и шерсть домашних животных. Использовали в основном овчину, реже шкуру коз и жеребят(3). Поэтому, повседневная одежда не декорировалась или декорировалась но незначительно, при этом использовалась окантовка из кожи, замши, тонкого грубого сукна, для придания стойкости деталей к истиранию и износу. Закрытая верхняя одежда почти не декорировалась.

         Одним из древнейших и распространенных видов декорирования костюмов и домашних вещей у казахских женщин являлась вышивка. В вышивке олицетворялось отношение казахского народа к окружающей действительности, проявлялись магические и эстетические стороны национальной культуры. При этом использовались разнообразные художественные и конструктивные приемы: многочисленные оборки платья – косетек, распашные юбки -  бельдемши, декор располагался по краям верхней одежды ( шапана, шалбара и головных уборов)(3). Вышитые изделия, изделия, имея то или иное практическое значение, отличались высокими художественными достоинствами национальным своебразием. Вышивали по войлоку бархату, хлопчатобумажной, шелковой и шерстяной ткани чаще всего привозными шерстяными, хлопчатобумажными, шелковыми нитками контрастного цвета или в цвет основного материала, но помимо нитей для вышивки использовали речной жемчуг, кораллы, бирюзу. Основными техническими приемами были тамбурный шов и гладь.

 C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\Маржана\Сканирование!\00000006.JPGC:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\Маржана\Сканирование!\000000011.JPG

 

Как нам известно, позднее к XIIIXIV в. в Казахстане большое распространение получило искусство золотого шитья, которое перешло из стран Ближнего Востока, Турции, Ирана, Византии. Выполнялось шитье шелковыми нитями, перевитыми тончайшими серебряными и позолоченными проволками и встречалось в богато отделанных изделиях.

         Наряду с вышивкой, с развитием и совершенствованием ТКК утверждались различные приемы декорирования – аппликация, узорное ткачество, инкрустация, перфорация, набойка, тиснение, отделка металлом.

Большой популярностью пользовалась – аппликация создание художественного изображения на ткани кусочками материи. Рисунок для аппликации использовался крупной и несложной формы. Неповторимость этого вида отделки казахской национальной одежды достигается главным его качеством: четкостью контура художественного образа, соединяющая и декоративные, и изобразительные возможности. Одежду украшали одноцветными и разноцветными кусочками ткани, фетра, замши, кожи, меха, накладываемые по контурам узора на основную ткань, служащей фоно. Контуры отделки закреплялись гладьевым или тамбурным швом.

         Еще один способ украшения одежды – это инкрустация заранее намеченного рисунка орнамента или его части различного рода самоцветами (кораллами, бирюзой, янтарем и бляшками из драгоценных и полудрагоценных камней).

         Нарядность ТКК придавали не только отделка вышивка или скажем узорчатые тканые нашивки с люрексом, но и пояс  качестве декора, а также накосные подвески из бусин драгоценных и полудрагоценных камней прикрепляемых к женскому комплекту одежды и ювелирные украшения. Пояса изготовляли из кожи, бархата шелка, замши, украшались узорным тиснеием, фигурными металлическими накладками со вставками полудрагоценных камней, резными пластинками из кости. Такие наборные пояса древний элемент одежды. Их казахское название – кисе.

В МАЭ хранятся переданные в 1965 году А.К. Гейнсу Чингисом Валихановым мужские пояса, которые принадлежали еще его предкам. Среди них красивый пояс из красного сафьяна с сумкой необычной форм, ножнами и сердцевидными подвесками, края которых отделаны кожей, окрашенной в зеленый цвет. Вероятно, накладки ремня и подвесок были позолочены. Сохранились только заклепки. Пряжки этого пояса – из серебра, позолоченные, с растительным орнаментом. Сумка и подвески украшены тиснеными узорами в виде

треугольников(6).

C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\Маржана\Сканирование!\000000013.JPGC:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\Маржана\Сканирование!\000000013.JPG

           

 

Хочется заметить, что из описанных выше приемов декоративного оформления ТКК,  часто использовался накладной декор. 

         Декоративное  оформление швейных материалов являются актуальными на сегодняшний день и не выходят из моды. Казахи являлись потомками древних кочевников, сохранили традицию украшать одежду богатой отделкой, декором. Современный декор отличается от исторических образцов в основном технологией  исполнения и применяемыми отделочными материалами. Однако цель декорирования сохранилась – сделать одежду людей более привлекательной и красочной (5).

         Таким образом, выбор того или иного вида отделки в ТКК зависит от назначения изделия, его формы, вида, фактуры и стоимости материала. Декор, являясь обязательным элементом в ТКК, объединяет все части  и помогает сохранить целостность по всей композиции костюма.

 

 

                                                      

 

 

Литература

 

1.     Брун В., Тильке М. История костюма от древности до нового времени. М.,1995г.

2.     Коммисаржевский Ф.Ф. История костюма Мн., 1998г.

3.     Джанибеков У. Культура казахского ремесла А. Онер 1982 г.

4.     Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. М 1982 г.

5.     Пармон Ф.М. Композиция костюма. 3 изд.М.,1997г.

6.     Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство