Курманбаева Л. Т., к.ф.н., доцент

Каз АТК им. М. Тынышбаева, г Алматы, Республика Казахстан

 

ЮРТА КАК МИКРОМИР И  ЖИЛИЩЕ КОЧЕВНИКА

 

Одним из основных объектов материальной культуры кочевников является разборно-решетчатое жилище – юрта. Юрта представляет собой не только материальную культуру традиционного жизненного уклада, но и магическую макрокосмическую модель Вселенной в сознании казахов.

В современной литературе по кочевникам юрта рассматривается как модель вселенной, микромир кочевника. Хотелось подробнее остановиться на более частном аспекте осмысления домашнего пространства юрты как символа дуализма мужского и женского начал и их животворной, плодоносящей сущности. Как известно, «идеи плодородия, роста и обновления … доминировали в тюркской традиции … ориентированной на вечные животворящие силы» … Уже в процессе изготовления юрты прослеживается дуальный принцип. В казахской традиции, как практически у всех тюрко-монгольских народов, юрту новобрачных готовили родственники невесты. Однако дверные косяки провозил с собой жених. По свидетельству Н.И.Гродекова, у казахов «… к торжеству бракосочетания, происходящему в ауле тестя, жених приезжает … привозя с собой … для новой кибитки шаңырақ (шаңырақ – Н.Ш.), дверные косяки и половину нужных кошем».

Представления казахов, связанные с юртой, носят антропозооморфный характер. Так, каркас юрты называется – үйдің сүйегі, «скелет», «костяк» юрты; центр юрты – кіндік, «пуповина»; гнезда обруча дымового отверстия юрты, куда вставляются купольные рейки уық көз, «глаза». Передняя часть юрты называется алды, «перед» задняя – арқасы, «спина»; боковые решетки – жамбас, «таз», тазовые кости. Антропозооморфные названия не только всей конструкции юрты в целом, но и отдельных ее деталей.

Направленность символики юрты на обеспечение плодородия, плодовитости и т.д. выражалось и в цветовом оформлении интерьера жилища. В казахской юрте, как и в жилище большинства тюркских кочевых и полукочевых народов, в орнаментике тканых полос, ковров, занавесей народов и т.п. преобладал красный цвет, ассоциировавшийся с идей оплодотворения, роста, размножения.

Место складывания семейных принадлежностей жүк маркирует самую почетную часть юрты – төр – место – обладающее «наивысшей культурной ценностью».

По всей вероятности, столь устойчивое сохранение четкой маркировки почетного места төр постельным вещевым комплексом, вертикальной ее структуры, строгой последовательности ее слоев и особого способа складывания связано с представлением о связи ее с понятиями «плодородие (плодовитость) – богатство - счастье». На эту мысль наводит ряд казахских запретов, связанных с жүк: нельзя взбираться на него (жүктің үстіне шықпа), иначе благополучие, счастье уйдет (бақ кейін кетеді), станешь бедным (кедей боласың); это грех (обал болады); нельзя перешагивать через подушку, наступать на нее и т.п. На эту связь указывает и этимология слова: наряду со значениями «груз, вьюк, клад, поклажа» и т.п. Также «сложенные в юрте одеяла, подушки»  означают «беременность». На материалах южно-сибирских тюрков отмечалось, что «весь предметный набор, связанный с постелью, подчеркивал соотнесенность зоны тор с рождающим лоном».

Наиболее подробное изложение  находим в монографии С.Муканова «Казахская юрта», в которой он дает строение «войлочного дома» со всем красочным убранством его внутреннего интерьера. Юрта справедливо признается одним из лучших видов переносного жилища. Она легко собирается, разбирается, удобна при перевозке вьюком, благодаря тому, что состоит из таких деревянных комплектующих, как кереге, шанырақ, уық, деревянного косяка-двери и войлочного покрытия, основания – туырлық, покрытия купола – үзік, покрытия шаңырақатүндік.

Юрта и ее внутреннее убранство в материальной культуре народов Средней Азии и Казахстана имеют, по словам С.Муканова, единый генетический корень, и лишь особенности исторического развития каждого народа внесли некоторые различия.

В культурном горизонте юрты можно выделить четыре части: «төр», «есік», «оң жақ», «сол жақ». Таким образом, культурный горизонт юрты в плане представляет собой четырехугольник (квадрат), заключенный в круг. Купол, образуемый уыками и шаңырақом, соотносясь с квадратным культурным горизонтом, символизирует соединение Неба и Земли.

Юрта делилась на женскую и мужскую, что определяется генетической предрасположенностью. Деление на четыре внутренние планировки юрты, соотносимое с четырьмя сторонами света, исходит из общей аналогии между представлениями об устройстве Вселенной (макрокосмоса) и жилища. Существенно, что правая (мужская) сторона (оң жақ) являлась наиболее сакральной частью юрты. Она была местом проведения обрядности, отмечающей наиболее важные, ключевые этапы жизненного цикла.

У казахов оң жақ, правая сторона обозначала также место взрослой, «на выданье» дочери. По-видимому, до достижения этого возраста место дочерей на женской, левой половине, рядом с матерью. Но по достижении «брачного» возраста и до свадьбы она пересаживалась на правую сторону. Когда достигнет известного возраста, и огораживается своей особой занавесью «көсеге».

Шаңырақ, дверь и очаг – являются самыми священными частями юрты. Большинство семейных религиозно-мифологических и культовых обрядов проходило с применением определенных символов. Очаг – символ продолжения рода, поэтому пожелание «ошағыңның оты өшпесін» («пусть не гаснет огонь в очаге» имело большое значение. С почитанием очага, уважительным отношением к нему связаны запреты плевать в него, перешагивать через него и другие.

Юрта внутри также делилась на 3 части: околодверную, серединную и төр – центральную. Юрта была символом космоса и триединства Вселенной, символом освоенного пространства. Шаңырақнавершие юрты, был семейной реликвией, символом продолжения рода. Он передавался из поколения в поколение.

Когда умирал последний представитель рода, на его могиле оставляли шаңырақ. Символ шаңырақа – крест в круге – знак вечного движения в природе солнца, символ эволюции, развития жизни.

Вместе с тем, жилище является средоточием культуры социума.

Жизнь человека начиналась в правой, мужской части юрты, и на ней же завершалася- замыкался жизненный круг его. Не случайно и в современной этнографической действительности предпочтительным считается вынос тела покойного из юрты, также с правой стороны даже в городских условиях.

Древнее жилище предков, место их постоянного обитания сакрализовано, защищено от зла.

Размеры юрт колеблются в зависимости от их предназначения: для гостей,  для молодоженов,  для выполнения поминальных обрядов и др.- от 60 кв.м. до 120 кв.м.

Таким образом, юрта, являясь одной из древних форм жилища кочевников Великого пояса степей, воплощает сложный мировоззренческий комплекс. Во всех традиционных культурах дом являл собой Imago mundi – образ Вселенной. Не является исключением в этом смысле и жилище казахов. Из вышеизложенного следует, что оно также являлось моделью Вселенной, опосредованной особенностями мировоззрения кочевников. Юрта это символ жизненной традиции народа.

 

Использованные литературы

  1. Акназаров Х.З. К вопросу о проникновении ислама в Казахстан. //О6щественные науки, вып.3. - Алматы, 1971. - С.103.
  2. Артыкбаев Ж.О. Характер и нравы казахов (этнографические заметки Владимира Фон-Герне). - Караганда, 1995. - 37 с.