Афанасьев П.В.

Северо-Казахстанский Государственный Университет

им. М. Козыбаева

 

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ФИЛОСОФЫ ПЛАТОН И АРИСТОТЕЛЬ – УЧИТЕЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ЮРИСТОВ

 

Для современного юриста крайне важно знать основы философской мысли, уметь оперировать широким понятийным аппаратом, цитировать мнения и суждения, слова и крылатые фразы классиков мировой литературы и искусства. Это не только добавляет общей эрудиции, но и придает вескость высказываниям и своим собственным умозаключениям.

Попытаемся в мировоззрениях Платона и Аристотеля – пожалуй, первых крупных древнегреческих философов, выделить основные узловые моменты, выводы и итоги которых важны для выработки собственной юридической логики каждому из практикующих юристов.

 

1. Что собою представляет «линия Платона» в философии?

Историческое значение философии Платона (427 – 347 г.г. до н.э.) состоит в том, что он впервые оставил после себя целое собрание фундаментальных произведений. Им положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» - противоположность материалистической «линии Демокрита»), основные особенности которого мы попытаемся осветить в этом вопросе. Платоном впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества – государство, его законы и т.д. Платоном были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое и др.). Им же была создана целая философская школа (Академия), просуществовавшая около 1.000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.). Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.

Главными положениями идеалистического учения Платона являются:

1. материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

2. окружающий мир («мир вещей») также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

3. реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

4. чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

5. любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т.д.);

6. весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

Основные положения гносеологии (учения о познании) Платона:

1. поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать, прежде всего, «чистые идеи»;

2. «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»);

3. «чистые идеи» можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);

4. высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».

Согласно учению Платона о триаде, все сущее состоит из трех субстанций:

1. «Единое», которое является основой всякого бытия, не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания), само есть ничто, выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения. Первоначало всего – всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).

2. «Ум», который происходит от «единого», разделен с «единым», противоположен «единому», является сущностью всех вещей и есть обобщение всего живого на Земле.

3. «Душа»: представляет собой подвижную субстанцию, которая объединяет и связывает «единое – ничто» и «ум – все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления. Душа может быть мировой и душой отдельного человека (при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа). Душа человека (вещи) есть часть мировой души. Душа бессмертна. При смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку. Постоянство души и смена телесных форм, по мнению Платона, есть естественный закон Космоса.

 

2. Аристотель говорил: «Платон мне друг, но истина дороже». С чем в учении Платона не соглашался Аристотель, и что он считал за истину – основу основ современной юриспруденции?

В этой фразе Аристотеля заложен весь смысл критики Аристотелем учения Платона об «эйдосах» («чистых идеях»). Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных) идей», и «мир вещей» в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи». Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики – протяженность, покой, движение и др. Согласно Аристотелю, не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира; существуют только единичные и конкретно определенные вещи. Данные вещи называются индивидуумы («неделимые»), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не «идея стула», конкретный дом, имеющий точно определенные параметры, а не «идея дома», и т.д. Индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т.д.) – вторичной. Поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие? Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (высказывания). Бытие, по Аристотелю, - это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность.

Категории, согласно Аристотелю, - это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие. Аристотель выделял 10 категорий, которые отвечают на вопрос о бытии, причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики: сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание.

Таким образом, Аристотель критиковал своего учителя Платона за то, что тот искусственно разделил все сущее на две реальности – мир идей и мир вещей, фактически обособив их друг от друга. Тем самым предметы были лишены их внутреннего источника движения и развития, оказавшись безжизненными. По убеждению Аристотеля, учение Платона оказалось не в состоянии объяснить факт движения и умирания вещей, поскольку оторвало вещи от их внутренней сущности.

Критикуя Платона, Аристотель старался соединить вещественное (материя) и духовное (идеи). Так, медный шар являет собой единство вещества (меди) и формы (шаровидности). Последняя как бы придана меди, но ведь в реально существующем шаре она составляет единое целое с веществом. Материя (в данном случае – медь) есть как бы возможность, а шар – это уже действительность, то есть существующая реально вещь. Предполагая такое, Аристотель тем самым, в отличие от Платона, как бы восстанавливал в правах вещи (материю). Для последнего вещи есть всего лишь бледные тени таинственного мира идей. По Аристотелю же, развитие мира являет собой бесконечную цепь превращений возможности (материи) в действительность (отдельные вещи) под воздействием формы (внутренней активной причины).

В одном из главных своих логических сочинений «Аналитика первая и вторая» Аристотель писал: «Так как из способностей мыслить, обладая которыми мы познаем истину, одними всегда постигается истина, - а другие ведут также к ошибкам (например, мнение и рассуждение), истину же всегда дают наука и ум, то и никакой другой род познания, кроме ума, не является более точным, чем наука. Начала же доказательств более известны, чем сами доказательства, а всякая наука обосновывается. Таким образом, наука не может иметь своим предметом начала. Но так как ничто, кроме ума, не может быть истиннее, чем наука, то ум может иметь своим предметом начала. Из рассматриваемого здесь видно также, что начало доказательства не есть доказательство, а поэтому и наука не есть начало науки. Таким образом, если помимо науки не имеем никакого другого рода истинного познания, то ум может быть началом науки. И начало может иметь своим предметом начала, а всякая наука точно так же относится ко всякому предмету».

 

3. Аристотель в ответ на вопрос, какую он получил пользу от философии, сказал: «Я стал делать добровольно то, что другие делают в страхе перед законом». Что означают эти его слова?

Аристотель писал: «Должен ли человек философствовать? Либо должен, либо не должен. Если должен, то вопросов, как говорится, нет; все и так понятно. Если же человек не должен философствовать, то он должен хотя бы для обоснования этого положения (то есть того, что «не должен») пофилософствовать. Вывод прост и непреложен: человек должен философствовать в любом случае». «Философия начинается с удивления», - говорил он далее.

«Философия, или любомудрие, заключает в себе удовольствия, удивительные по чистоте и неколебимости, и, разумеется, обладающим знанием проводить время в созерцании доставляет больше удовольствия, нежели тем, кто знания ищет». А «кто проявляет себя в деятельности ума и почитает ум, видимо, устроен наилучшим образом и более всех любезен богам».

Аристотель, таким образом, создал собственную теорию воли. Человеческое действие, будь оно добродетельным или порочным, совершается не по необходимости и не случайно, а в соответствии с его свободным выбором… Человек – хозяин и повелитель своих действий, и, значит, отвечает за них. Добровольное – это то, чего человек может не делать, и все же делает, действуя самостоятельно и по вполне осознанной причине.

Аристотель составил иерархию главных целей человеческого существования. И превыше всего в ней – философия. В философии человек реализует самую возвышенную часть своей природы.

 

4. Аристотель утверждал: «Сущность вещей не может быть отрешена от того, чего она есть сущность»? Что он считал сущностью?

Основное содержание философского учения Аристотеля изложено им в «Метафизике». Аристотель сохраняет характерное для элеатов и Платона понимание бытия как чего-то устойчивого, неизменного, неподвижного. Однако Аристотель не отождествляет бытие с идеями. Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. В результате Аристотель дает понятию бытия иное, чем Платон, толкование. Сущность – это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Иное название сущности – субстанция. Она отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» и представляет собой то, что делает предмет именно этим, не позволив ему слиться с другими.

Аристотель делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя у Аристотеля, также как и у Платона, - это первичный материал, потенция вещей. Придает же материи актуальное состояние, то есть превращает ее из возможности в действительность, форма. Таким образом, Аристотель понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма, согласно Аристотелю, - это активное начало, начало жизни и деятельности. Высшие сущности он называет чистыми формами. По сути дела, чистые формы есть ничто иное как идеальные сущности. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую, лишенную материи форму – Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего Космоса.

В соответствии с учением о сущности, Аристотель проводит классификацию причин бытия и выделяет их четыре вида.

Вот несколько высказываний Аристотеля о сущности:

«Ясно, что существует некоторая сущность, вечная, неподвижная и отделенная от чувственных вещей… бог есть живое существо, вечное, наилучшее, так что жизнь и существование, непрерывное и вечное, есть достояние его; ибо вот что такое есть бог».

«У сущности одно и то же значение и в здешнем мире, и в тамошнем. Иначе, какой еще может иметь смысл говорить, что есть что-то помимо здешних вещей, - единое, относящееся ко многому? И если к одному и тому же виду (группе) принадлежат идеи и причастные им вещи, тогда между ними будет нечто общее… Если же здесь не один и тот же вид бытия, то у них было бы только имя общее, и было бы похоже на то, как если бы кто называл человеком и Калия и кусок дерева, не усмотрев никакой общности между ними».

«Все нуждается в противовесе, чтобы достичь меры и середины, ибо в этом и заключается сущность и правильное соотношение…»

Таким образом, как бы сложен для нас, сегодняшних юристов и простых обычных людей, не был древний язык первых философов и материалистов, но вывод из основных тезисов их учений мы должны сделать правильный: прежде всего, человек является основой всех вещей и процессов, а от его свободы воли и форм ее проявления всецело зависят весь ход мировой истории и его собственная судьба. Поэтому, крайне ответственно в жизни нужно подходить к совершению каждого шага и действия, неминуемо влекущих, как это хорошо известно правоведам, возникновение тех или иных прав и обязанностей перед государством и обществом. «Так будь же справедливым, человек!», - и природа тебе покорится и возблагодарит.