Казахские бии – продукт народной мудрости и практического опыта.

Ахмеджанова Г.Б.

Павлодарский Государственный Университет им. С. Торайгырова,

 г. Павлодар

Для более полной оценки суда биев и выработанных им принципов казахского национального правосудия представляется необходимым обратиться к изучению конкретных исторических личностей, самим биям, и тому, как их характеризовали исторические источники и народный фольклор. Нельзя забывать и сбрасывать со счетов источников знаний о праве народную мудрость, отраженную в виде преданий, эпоса и свидетельств современников. В них содержатся ценные сведения о реально действовавших биях, их делах и поступках, деловых и моральных качествах, столь необходимых нам, в целях взвешенного, и объективного изучения этого феномена казахского общества, а также его права. Известно, что зачастую ценные научные результаты находятся на стыке различных отраслей науки. В данном случае – на стыке истории, права, литературоведения и этнологии.

По поводу воссоздания историко-правового памятника казахского обычного праваЖеті - жарғы» академик С.Зиманов справедливо отметил, что « Если не удастся найти более полный рукописный вариант, то воссоздание ведущих норм и основного содержания Жеті - жарғы» по известным на сегодня отрывкам является важнейшей задачей исторической и историко - правоведческой науки»[1 с.28]. В этой связи к сугубо правовым и документальным источникам представляется необходимым добавить и источники третьего вида, т.е. литературное и фольклорное наследие, которое при объективном рассмотрении и критическом подходе также является важным источником сведений о праве. Именно так были воссозданы многие памятники римского, средневекового европейского, русского и других национальных систем права. Этим же методом можно и нужно воссоздать объективную картину, необходимую для оценки личности биев и бийского суда, как важнейшего института обычного права казахов.

В этой связи большую ценность представляет для нас сборник “Билер сөзі”, подготовленный издательством «Қазақ университеті», составленный Т.Какишевым под редакцией С Сапарбекова в 1992 году [2]. Многотомник «Қазақтың ата заңдары» под редакцией С. Зиманова, в котором содержится большое количество источников целого ряда авторов различных времен и школ правоведения, а также другие источники являются настольной энциклопедией правоведа. (Учитывая, что подавляющее большинство сведений о казахских биях опубликованы на казахском языке, автор этих строк попытался довести их до русскоязычного читателя в своем свободном пересказе и переводе.)

Наиболее далекой от нас по времени и поэтому уже ставшей легендарной является личность Майкы бия (1105-1225г.), неразрывно связанная с личностью, не менее легендарного, Алаша - хана, считающегося патриархом казахского народа. Сведения о них мы находим у нашего знаменитого земляка Машхур - Жусупа Копеева, рукописное наследие которого изучал известный казахстанский этнограф, археолог и историк Ж. Артыкбаев. «Алаш» деген атты үранға қойып; жауға шапқанда “Алаш-Алаш» деп шабыңдар “Алаш” демегенді әкең де болса ұрып жыға беріңдер. Кеше Алаш Алаш болғанда, Алаша хан болғанда, ұйімыз ағаш болғанда ұранымыз “Алаш” болғанда, үш жүздің баласы қазақ емес пе едік»

Это очень далекое от нас время , по Артыкбаеву, может относиться к третьему- пятому тысячелетиям до нашего времени [3,с.36]. И к этому времени относятся легендарные личности биев Майкы, Котана, Когама, Кобана. По Л.Ф. Баллюзеку, который основывался на данных Сейдалина к этому времени и к этим личностям относятся и первые нормы и институты обычного права казахов “конакасы”(гостеприимство, как закон) и “жылу” (взаимовыручка, как закон). По другим версиям, а ,скорее всего, другой Майкы бий относится к более позднему времени, а именно к 13 веку. При этом имеются ссылки на Рашид ад-Дина, известного биографа Чингисхана и автора “Джами ат тауарих”. Согласно этим данным Майкы был непосредственно первым бием Чингисхана и происходил из рода Уйсын. “ Говорят, что Майкы бий присутствовал при коронации девяти монгольских ханов, в том числе самого Чингисхана., его сыновей и внуков... в том числе и Жошы (Джучи) “- пишет С . Зиманов[4,т.3, с.150] Так или иначе именно к Майкы бию относят первые принципы правосудия, выраженные в виде крылатых выражений, авторство которых приписывают именно ему. «Түгел сөздің түбі бір, Түп атасыМайқы би, то есть - Все слова имеют один исток, которым владел Майқы»; «Тура биде туған жоқ, туғанды биде иман жоқ - Честный судья не имеет родни, а родовитый судья заранее бесчестен»;  « Әділ би қара қылды қақ жарған, то есть настоящий, справедливый судья рассечет и волос поровну». Отсюда происходит и синоним титула бийжаргышы, т. е. способный рассечь волос. Добавим от себя, что волосок надо было рассечь не поперек, от этого бы вещь, как предмет спора, теряла бы свои свойства вещи. Искусство бия состояло в том, чтобы рассечь волосок вдоль, тем самым удовлетворив обе спорящие стороны.

Более близкие к нам по времени и более изученные в науке личности Асана Кайгы и Едиге бия, относятся уже ко временам Золотой Орды или Улуг Улуса, но и здесь трудно отличить легендарные фигуры от реальных исторических личностей. Также трудно и определить точное историческое время в котором они жили.

По имеющимся сведениям Едиге бий (1352-1419), как реальная историческая фигура, был бием при хане Тохтамыше (конец 14-начало 15 веков). Еще один наш знаменитый земляк Каныш Сатпаев еще в 1927 году принял участие и написал предисловие к сборнику “Ер Едиге”, в котором описывается путь этого замечательного государственного деятеля и бия, прозванного в народе “Ел камын жеген Едиге”- взращенный заботой народа Едиге.Свои способности к разрешению судебных споров Едиге проявил еще будучи ребенком. В сборнике“Билер сөзі” приводятся примеры его судебных решений: “Едігенің төрт билігі- четыре судебных решения Едиге». Именно эти его решения представляют для нас не праздный, а юридический интерес. Спор о ребенке (Бала дауы). Согласно преданиям, две женщины спорили о том, кому принадлежит младенец. При этом обе обвиняли друг друга, в краже ребенка. Выслушав женщин, Едиге объявил им, что рассечет ребенка мечом надвое. И тогда настоящая мать с мольбой обратилась к Едиге не делать этого. При этом она сказала, что выросший ребенок все равно узнает мать, а пока пусть растет у этой женщины. Вторая же молчала. Едиге присудил ребенка первой. Просвещенный читатель тут же может возразить, что такое же решение гораздо раньше принял Соломон (соломоново решение), о чем сказано в Библии в третьей книге царств [5,с.325]. Поэтому многие считают, что народная молва несправедливо приписала решение Соломона бию Едиге. На наш взгляд, Едиге знал и не мог не знать о деяниях Соломона. Ведь иудейский Соломон, сын Давида – это мусульманский Сулейман ибн Дауд и его мудрые решения подробно описаны также и в Коране, например в суре 21 «Пророки», аят 78. и других сурах [6,с.355] Здесь Едиге просто использовал решение Соломона, как судебный прецедент. Не меньший интерес представляют решения Едиге о зайце (Коян дауы), о верблюде (Туйе дауы) и другие, ставшие для последующих биев, судебными прецедентами. Впоследствии организаторские и судебные способности Едиге позволили ему затмить Токтамыша, как хана, стать действительным властителем степи, основателем Ногайского ханства и династии Едигеидов. Подробные сведения о Едиге можно найти у Ч.Валиханова, Н.Торекула, М-Ж Копеева, М. Тынышпаева, Р.Бердибая, С. Садырбайулы и других авторов [4,т.3 с.с.164]

Таким образом формирование суда биев и самого института биев началось задолго до времени Тауке хана и появления“Жеті-жарғы», как конституции казахского ханства.

Вместе с тем расцвет института биев и бийского суда действительно приходится на период правления Тауке. Именно при нем знаменитые бии Казыбек, Толе и Айтеке на историческом съезде при Культобе сформулировали знаменитый свод законов обычного права“Жеті-жарғы». В действительности, в съезде на Культобе принимали участие, не только эти три знаменитых бия, а гораздо больше. По крайней мере, их было шесть или даже семь. Это позволило некоторым авторам высказаться за то, чтоЖеті - жарғы» -это не только семь постановлений (жаргы), но и семь биев (жаргышы). Подробнее в работе М. Тасбулатова «Формирование и развитие Конституции Казахстана». М.К.Тасбулатов пишет: «Другие исследователи, зачарованные числом семь, в частности Н.Г. Апполова считают и переводят «Жеті-жарғы» как «законы семи судей», имея в виду не «жеті жарғы”, а “жеті жарғышы” [7, с.115-124]. При этом большинство из них называют только трех судей - Толе бия, Казыбек бия и Айтеке бия. В некоторых работах число биев доходит до шести, с учетом того, что в преданиях говорилось о шести Алашах. Например, А. Адильбаев в работе «Жеті - жарғы хақында» представил следующий список биев, участвовавших в разработке «Жеті - жарғы»:1) Толе би (Ұлы жұз), 2) Казыбек би (Орта жұз), 3) Әйтеке би ( Кіші жұз), 4) Қараш би (Қырғыздарда), 5) Сасық би (Қарақалпақтарда, 6) Мұхаммед би ( Құрамадан)[8, c.256].

В других работах также встречаются имена этих шести биев. Действительно Тауке хан объединил не только  три казахских жуза, но и взял под опеку кыргызов, каракалпаков и особое этническое объединение, известное под именем Курама. В работе Б. Габдулиной [9, c263] имеется уточнение, что от кыргызов был не Караш би, а сын Карашоры Кокым би.

Кто же был седьмым бием ? Возможно сам Тауке хан? С этим не согласен профессор Ж.О. Артыкбаев. Он считает, что хан не имел права вмешиваться в дела Совета биев, в том числе и права решающего голоса при нем.

Седьмой бий нашелся, причем в работе той же Габдулиной, где она , ссылаясь на самого М. Тынышпаева , перечисляя  тех же первых пятерых, шестым называет не Мухаммеда би от Курамы, а Жайма бия от рода Каттаган (!) –“Қаттағанға-Жайма тағаиндалған”. Здесь могут быть возражения о том, что небольшой род не может быть представлен на таком большом курултае , как Совет биев при хане Тауке. Но дело видимо не в самом роде, а в его представителе, который по видимому пользовался большим авторитетом. Следует отметить, что М. Тынышпаев в 1925 году еще не знал имени шестого бия [10, с.58]. Габдулина ссылается на работу Тынышбаева “Великое бедствие” изданную уже в наше время-1992г. Здесь может быть и ошибка, так как известно , что бии не назначались ”тағаиндалған”, а выбирались особым способом, что очень сушественно с точки зрения права. Кроме того и Жайма, и Каттаган – названия родов, входящих в объединение Курама, но также могут быть и именами собственными. Во всяком случае вопрос требует уточнения. Примечательно что Т. А. Енсебаев в своем шежире указывает не только происхождение, но и возраст биев, принимавших участие в создании «Жеті - жарғы»-

“Ұлы жүзде-23 жастағы үйсын Төле би,

Орта жұзде-21 жастағы арғын Қазыбек би,

Кіші жұзде-36 жастағы алшын Әйтеке би,

Қырғызда- 45 жастағы Қоқым би,

Қарақалпақта-85 жастағы Сасық би,

Құрамада-52 жастағы Мұхамед би.” [11,с.6].  

Казахское право,явившееся миру в развитом виде в 17-18 вв.,до сих пор,спустя столетие,занимает умы и сохранилось в памяти народа как непреходящая живая ценность ее культуры. Его духовность и целевые нормативы, передававшиеся из поколения в поколение, оказались настолько » вечно зелеными», что и сегодня в условиях совершенно изменившегося мира предпринимаются попытки возродить дух и стиль этого «степного права», освоить отдельные его институты и тем самым обогатить ими национальную правовую культуру.»[12]


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Зиманов С. Состояние и задачи разработки обычного права казахов. Проблемы казахского обычного права / С. Зиманов – Алматы: Жибек жолы,1989 г. 112 с.

2 Билер сөзі. Сборник под ред. С.Сапарбекова, курастырушы Т. Какишев, А.,Казак университет»,1992,160 бет.

3Артықбаев Ж.О. Жеті жарғы. Оқу құралы / Ж.О. Артықбаев-Алматы: Заң әдебиеті, 2003 ж.150 б.

4 Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000. С. 438.

5 Библия. 3 Книга Царств, Глава3, стих 16./Минск, Библейская лига,2002 г.

6 Коран. Под редакцией Мухаммада Саид Аль-Рошда, пер. Иман Валерии Пороховой/ М. Рипол Классик, 2002 г.

7        Тасбулатов М.К.Формирование и развитие Конституции Казахстана./ М.Тасбулатов-Павлодар:Кереку,2008 г.

8        Адильбаев А. Жеті-жарғы хакында / А.Адильбаев в сб. Қазақтың Ата Зандары.в 10 томах. Алматы 2004-2007 гг

9        Габдулина Б. О законах хана Тауке / Б.Х. Габдулина в сб. Қазақтың Ата Зандары.в 10 томах. Алматы 2004-2007 гг

10    Енсебаев, Т.Е. Қанжығалы жежіресі / Т.Е.Енсебаев -  Павлодар: Эко пресс,2004 г.-529 с.

11 Енсебаев, Т.Е. Қанжығалы жежіресі / Т.Е.Енсебаев -  Павлодар: Эко пресс,2004 г. 528 с.

12 С.З.Зиманов.Мир права казахов жарғы уникальная система права. Древний мир права казахов в 10-ти томах.5 том 35 с.