К.пед.н., Жиенбаева Н.Б.

Казахский национальный педагогический университет имени Абая,

Республика Казахстан, г.Алматы

Некоторые аспекты коммуникативного подхода к образованию

 

На современном этапе в контексте происходящих  цивилизационных подвижек кардинально меняется место и роль  образования – наряду с наукой и технологией ему приписывается статус решающего средства в переходе человечества в новую фазу своего развития – фазу постиндустриального, информационного общества.

«Особое значение для перехода к постиндустриальной цивилизации имеют изменения в сфере образования, поскольку в новой цивилизации важнейшим продуктом социальной деятельности являются информация и связанные с нею услуги, а также знания. Образование в постиндустриальной цивилизации станет важнейшей и определяющей сферой общественной жизни. Это находит отражение в развитии концепции информационного общества, в характеристиках его как общества, основанного на знании, и общества обучающихся. Под влиянием новых информационных технологий – компьютерных и коммуникационных – создаются современные технологии образования на основе погруженности человека в новую интеллектуальную среду. Человек постиндустриальной цивилизации оказывается в новом мире – информационном, телепатическом, телевизированном, – и образование становится неотъемлемой частью его каждодневной жизни, его существования.» /1/

 Естественно, образование, на которое возлагаются столь большие надежды и, соответственно, груз ответственности, должно ответить на этот новый для него «исторический вызов будущего» коренной перестройкой всех своих структур в формат коммуникативного процесса. И при этом дело заключается не столько в «информатизации и компьютеризации» образования – это само собой разумеющиеся нововведения, – сколько в решении гораздо более сложной и масштабной задачи преобразования основ и социально-психологической атмосферы образовательного процесса, которая в настоящее время формулируется как задача гуманизации и гуманитаризации образования.

      И в этом последнем случае разработка гуманитарных основ коммуникативных образовательных процессов выдвигается в ранг первоочередных проблем философии образования и психологии.

     Основным условием разрешения поставленной выше проблемы является возможность представления самого гуманитарного образования в виде своеобразной духовной оболочки всего образовательного процесса, в формах которой происходит развертывание коммуникативной инфраструктуры, обеспечивающей трансляцию социального и культурного опыта, систем научного знания. Но тогда возникает необходимость экспозиции гуманитарного образования как некоего системного целого – а это пытается сделать М.Б.Кукушкин, – которое развивается по своим внутренним законам.

«Гуманитарное образование не сводимо к сумме частей, не аддитивно (еще один предмет, еще одна штатная единица), оно ориентировано на целостность, причем целостность не механически складываемую, а возникающую»./2/ Целостность образования возможна лишь тогда, когда она задается в каждой точке образовательного пространства – в фокусе воспроизведения общего:

         гуманитарное образование не тождественно гуманитарным предметам.    Физику и математику можно преподавать как гуманитарно, так и негуманитарно. Гуманитарность понимается нами здесь как соразмерность процесса образования – человеку и культуре;

                                    гуманитарное образование «не схватывается в логике трансляции знаний, оно возникает как «встреча» ребенка и культуры при посредничестве взрослого;

                                    гуманитарное образование противоречит и логике «готового» знания, знания, которое не возникает как потребность субъекта образовательной активности – выход, как нам кажется, в том, чтобы организовывать процесс порождения знания как ответ на вопрос ребенка (необходимо организовывать и педагогические процессы и среду, в которой такой вопрос родится).

«Положительные» характеристики гуманитарного образования:

                                    в качестве предметности для гуманитарного образования существует не «школьная» предметность, а универсальное отношение человека к миру и его проекции: в отношении к природе, к истории, к социуму, к самому себе;

                                    гуманитарное образование ориентировано на субъективность ученика;

                                    гуманитарное образование обязательно исторично – только в развертывании истории человеческой деятельности, человеческого духа можно понять процесс воспроизводства человеком форм своей жизнедеятельности;

                                    гуманитарное образование рефлексивно;

                                    гуманитарное образование ценностно – оно не существует вне анализа ценностей, вовлекаемых в процесс познания.»

                  Обращение к столь объемному и подробному определению природы гуманитарного образования оправдано в данном случае, прежде всего тем, что оно позволяет наметить и конкретизировать общий способ разрешения проблемы выработки гуманитарных основ коммуникативного процесса, развертывающегося в структурах образования. Разрешение этой проблемы кажется чрезвычайно важной по многим обстоятельствам. Ибо, отдавая должное набирающим все большую общественную значимость практически во всех сферах человеческой жизни коммуникативным процессам, – а ближайшим показателем этой значимости может послужить не только нарастающий вал публикаций по различным аспектам развития коммуникативных процессов, но и возникновение нового научного направления и дисциплины – коммуникативистики,  – следует вместе с тем учитывать, что без систематической проработки глубинных – гуманитарных основ попытка реализации коммуникативного подхода в сфере образования может вылиться лишь в чисто внешнее изменение антуража учебно-воспитательного процесса (скажем, она может обернуться только экстенсивным его насыщением разнообразными телекоммуникационными средствами).

  Принимая во внимание важность разработки гуманитарных оснований коммуникативного подхода к образованию, мы полагаем возможным воспроизвести их в виде системы последовательно развертывающихся положений:

1)     По своей природе образовательный процесс является синтетически- целостным гуманитарным процессом духовного производства человеческой личности во всей полноте ее качеств и компетенций. Воссоздание природы образовательного процесса осуществляется в виде педагогико-гуманитарных основ образования, в формировании которых задействованы философско-методологические, психолого-педагогические, культурно-антропологические и дидактико-методические компоненты.

2)     По своей форме и инструментальной оболочке образовательный процесс выступает массовым – массовидным коммуникативным процессом; сама эта форма образовательного процесса в наиболее явном виде воспроизводится в его структурной организации.

Единство формы и содержания – природы образовательного процесса может быть рельефно зафиксировано и осознано в рамках процедуры выделения – вычленения в «окрестностях» образовательного пространства символической фигуры коммуникативного субъекта, в образе которого происходит своеобразное «собирание» воедино и представление в едином, синтетически-целостном ключе множества выделенных позиций субъектов образовательного процесса и его организационных моментов.

Литература:

1. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. – М.: Изд-во МГУ, 1999.

2. Кукушкин М.Б. К построению концептуальных основ теории и практики гуманитарного образования. // Философские проблемы образования. – М.: Изд-во РАГС, 1996, с.193-194.