Философия/4. Философия культуры

 

К.ф.н. Соловьева Л.Н.

Ставропольский государственный университет, Россия

К проблеме формирования экологической культуры в условиях современного общества

 

На рубеже ХХ-XXI веков в условиях нарастающего экологического кризиса одной из значимых задач, стоящих перед человеком третьего тысячелетия, является необходимость сохранения окружающей природно-культурной среды. Если для функционирования человека как биологического вида необходим природный ландшафт, то для его духовного, нравственного бытия необходима социокультурная среда. Таким образом, сложившаяся ситуация обуславливает потребность в пересмотре ориентиров последующего социокультурного развития и необходимости формирования нового экологического мировоззрения, основанного на принципах коэволюции человека и природы.

Экологические ориентации в науке, образовании, политике и других сферах общественной жизни в настоящее все больше и больше актуализируются. Сочетание таких понятий, как «экология» и «культура» вызвало к жизни целый ряд интерпретаций данного единства в форме экологической культуры, культурной экологии, экологии культуры. Эти три составляющих, на основе которых формируется культурно-экологическое сознание личности, играют определяющую роль в развитии культуры современного общества.

Развитие современной цивилизации, сопровождаемое максимальным использованием природных ресурсов, способствует «разложению» культуры и подмене высших духовных ценностей на утилитарные. Это обусловливает необходимость философского осмысления проблем формирования экологической культуры в условиях современной действительности.

С определением культуры, прежде всего, связаны такие понятия, как миропонимание, мировоззрение, мораль, нравственность, формирующиеся на самых ранних этапах социализации личности. Философский подход, используемый для определения экологической культуры, исследующий явления всеобщего характера, позволяет сопоставить собственно философию и экологическую культуру и через это сопоставление детально определить особенности как философии, так и экологической культуры. В результате философия предстает как результат мысли, а экологическая культура – как образ жизни человека и общества в целом. При всем многообразии подходов к трактовке культуры практически нигде не отрицается ее противопоставленность природе. Культура возникла как механизм адаптации первых человеческих сообществ к окружающей природной среде. Культура существует вопреки и благодаря природе, гармоничность данного противоречия – условие сохранения культуры.

В философии культура определяется как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей и природы, между собой и к самим себе (1). На основе данного понимания культуры можно определить экологическую культуру как неотъемлемую часть общечеловеческой культуры, включающую систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия человека с окружающей природной средой.

С позиций культурологии экологическую культуру можно представить как компонент культуры общества, который включает в себя оценивание средств, которыми осуществляется непосредственное воздействие человека на природную среду, а также средств духовно-практического освоения природы. Сущность экологической культуры может рассматриваться как органическое единство экологического развития сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности. Экологическая культура органически связана с сущностью личности, ее различными сторонами и качествами (2).

В структуре экологической культуры как явления, прежде всего, социокультурного, как правило, выделяется два основополагающих компонента: материальный – представляющий все формы взаимодействия общества с природой и результаты этого взаимодействия и духовный – экологические знания, умения, убеждения, навыки. Содержание экологических отношений, в свою очередь, включает, во-первых, социально-экологические отношения, складывающиеся между людьми в искусственной среде обитания; во-вторых, реально-практические отношения, включающие отношения к естественной среде обитания, отношения в материально-производственных сферах человеческой деятельности и отношения человека к естественным условиям своего существования как общественного существа.

В настоящее время наблюдается процесс становления прогрессивного современного типа экологической культуры – гуманистического, или ноосферного, который охватывает все подсистемы: экологические, социальные и производственные отношения, экологическое мышление, экологическую деятельность, экологическое образование и воспитание. Новое экологическое мышление требует отказа от эгоистических потребительских установок, ориентированных на узколичностные интересы и должно основываться на принципах коэволюции природы и общества. Таким образом, в условиях глобальных преобразований, происходящих в мире, на фоне ухудшения состояния окружающей среды, проблема формирования экологической культуры становится насущной потребностью современного общества. Экологическая культура, являясь механизмом адаптации социума к окружающей природной среде, фиксирует особенность современного этапа взаимодействия человека, общества и природы, когда противоречие между ними достигло небывалой остроты. Процесс формирования и развития экологической культуры дает импульс духовно-практической деятельности, направленной на преодоление кризисного состояния, а в перспективе – на гармонизацию отношений между обществом и природой. В данной связи необходимо переосмысление проблем, возникающих в результате взаимодействия общества и природы, негативных последствий индустриальной деятельности. Понимание, осмысление диалектики социальных изменений, усложнившихся общественных процессов являются необходимым условием формирования экологически активной личности, способной рационально контролировать и координировать последствия своей жизнедеятельности.

 

Литература:

 

1. Словарь философских терминов / Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 731 с.

2. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. – СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. – 447 с.