Р. Н. Слонимская

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, профессор кафедры теории и истории музыки, доктор педагогических наук

              

 

 Структура вузовского музыкального образования

                                       — «живая» модель системы

 

          Система высшего музыкального образования, как любая образовательная система, имеет несколько уровней организации и обработки информации, в результате которой можно выявить различные принципы ее функционирования. В современной науке музыкальная образовательная система включает структуру, как устойчивый элемент, и рассматривается ее подвижные и  элементы во взаимосвязи и взаимодействии.

          В целом структура вузовского музыкального образования сложилась уже ко второй половине XIX века несколько ранее в западноевропейской культуре, позднее в России [1]. В ее основе лежит сочетание специальных и обязательных предметов. Органичное соподчинение их складывалось со дня основания первой российской консерватории и постепенно апробироваось на протяжении последних полутора веков. Подобная структура была положена в основу организованного во второй половине 1950 годов XX века музыкального факультета Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (до 1991 года ― Ленинградский государственный институт культуры им. Н. К. Крупской, до 1999 ― Санкт-Петербургская государственная Академия культуры).

Основой структуры музыкального образования являются обязательные предметы, прежде всего, составляющие специализацию, профессионала. Они преподаются на выпускающих кафедрах [2]. Обязательные предметы составляют базу профессии будущего музыканта-специалиста. Система вузовского музыкального образования состоит из трех уровней предметов. Первый уровень ― общие курсы. Они несут функцию общего развития в процессе формирования музыкального мышления студента. Эти курсы читаются для больших групп учащихся на так называемых лекционных «потоках». Следующий уровень ― обязательные курсы. Это практические дисциплины. Они проводятся для небольших групп учащихся. Их цель — заложить фундамент в профессиональную основу молодого специалиста. По этим предметам выполняются практические задания или лабораторные работы, которые в общей структуре учебного процесса выполняют функцию развития основных навыков и углубления знаний по специальности. Они приближены к практике будущей профессии музыканта и являются базовыми. Эти предметы способствуют овладению музыкальным ремеслом. Они обучают «музыкальной технологии», дают возможность учащимся освоить психотехнику музыкального мастерства. С помощью их методов и инструментов студент осваивает различные уровни овладения будущей профессией, углубляя и наполняя природные (общие) способности специфическими навыками, развивая  на их базе специальные способности. Третий уровень — индивидуальные или специальные курсы, занятия по которым проходят в виде индивидуальных занятий один на один с учителем. Студент, в процессе ежедневной подготовки к занятиям, не только использует свои природные способности, но и приобретает новые или оттачивает до технического совершенства (автоматизма) навыки, необходимые для приобретения профессиональной квалификации. Подготовленные задания учащийся обсуждает с педагогом во время индивидуальных занятий. В процессе обсуждений качество выполняемого задания с профессиональной точки зрения изменяется, совершенствуется в зависимости от задач, решаемых во время усвоения материала. На занятиях учащиеся совершенствуют свои навыки по специальным предметам, приобретает новые, углубляются наполнение практических предметов, приобретенных на втором уровне.

Рассмотрим на структуре второго уровня вузовской музыкальной системы логику функционирования каждого его механизма. Попытаемся создать модель функционирования деятельности, проследить изменения и соотношения предметов, как это делается при анализе структуры какой-либо отдельной системы, в которой существуют различные уровни организации. Обратимся к логическим уровням организации системы, которые вписаны в структуру вуза. Их пять основных: 1. Базовые: это окружение, внешние сдерживающие факторы. Этот уровень отвечает на вопрос «где?» и «когда?».

2. Следующий уровень: определяет характер поведения, поступков, который взаимодействует с окружением и отвечает на вопрос «что?». 3. Поведение направляется стратегиями, моделью мира, которые определяются способностями и отвечают на вопрос «каким образом?». 4. Способности организуются посредствам системы убеждений и ценностей, отвечают на вопрос «почему?». 5. Сами же убеждения организуются через идентичность, отвечают на вопрос «кто?» [3]. Первые четыре уровня оперируют вербальной сенсорикой. Пятый оперирует сенсорными маркерами.

         Современные психотехнологии достаточно прагматичны и имеют соответствующие эффективные инструменты, которыми может пользоваться любой человек. Инструменты их основаны на природе человеческой физиологии и соединены структурой мыслительных процессов. 

         В системном мышлении человека задействованы пять ресурсов моделирования (модальности — визуальная, аудиальная, кинестетическая, чаще всего используются при определении, имеются также запах и вкус). В виде сигналов доступа информации в процессе моделирования системного мышления, чаще всего задействованы глазные сигналы доступа (ГСД). Важным фактором в процессе моделирования мыслительной системы определить, какие ресурсы задействованы. Известно, что при системном мышлении, в мыслительном процессе человека задействованы нейронные связи с моторикой (или телом человека), т. е. синестезия. В этом случае его ресурсное состояние всегда находится в незадействованной модальной стратегии. То есть, если человек слышит, видит, чувствует, при глазных сигналах доступа (ГСД), в котором работают две системы, ресурсной является вербальная. Следует снять ту ресурсную модальность, мыслительного процесса, которая не работает, и развивать ее. В нейронных связей между системами синестезия стимулирует способности человека (предположим слух) и создает новые способности человека. Новые же способности создают новые ощущения или состояния в теле человека. Это состояние ощущается кинестетикой (ощущением), которое в свою очередь опять активизирует мыслительные процессы на сознательном уровне человека (в виде картин, запахов, движущихся образов). Внутри себя человек видит, чувствует, слышит, т. е. моделирует себя для дальнейшего действия в новых возможностях, стимулирующих новые способности и далее по спирали, только с новым ощущением и новой способностью, и с новым стимулом. Так осуществляется новое мышление, связанное с моторикой. В этом процессе меняется оценка прошлого. Она остается в памяти. Появляются более экологичные оценки. Отсюда смысл развития в процессе, а не в оценке. Осознать свои собственные возможности, вот смысл развития, при помощи самого процесса. Иного смысла нет! Это можно смоделировать и на осознании происходящего, на объективном мышлении. 

      Это означает, что базовые технологии НЛП (нейро-лингвистического программирования), в основе которых лежат изменения человека. Включая личностную экологию (здоровье, отношения в социуме, повышение интеллекта) и стимулирование его развития, как в образовании, так и в остальных областях его жизнедеятельности. Изменения всегда определяются по личностным сенсорным маркерам (т. е. ВАК), которые контролируют эти изменения методом сравнения. Для постановки мотивации: 1. включается визуальный образ в будущем вместе со своей целью (у правшей это всегда в правом верхнем углу). 2. Нужно увидеть себя в будущем (в цвете, в движении, при включении приятной музыки, при котором ощущается приятный запах, с приятным (чувством) вкусовым ощущением). В этот момент активизируется ВАК-система, т. е. сенсорные способности. После этого осознав, что у тебя есть ощущение, что тебя влечет эта цель (которую ты сам себе смоделировал, по шаблону описанному выше) осуществляются соответствующие действия.   

      Благодаря экологичным психотехнологиям состояние человека улучшает индивидуальные способности и развивается вся система в целом. Они работают на уровне видения (цели), собственной идентичности (ощущения себя), на уровне убеждений (почему это происходит), далее осуществляется переход на уровень способностей (умение видеть, слышать, ощущать, через запах, вкус т. е. ВАК-систему). После следующего уровня «действия» (включатся моторика и тело) человек переходит на уровень окружения — меняется контингент единого мышления (с кем ты?).

      Каждый из этих уровней связан с нервной системой и между собой внутри  индивида. В зависимости от цели, системы моделируются по желанию индивида. Подключаются соответствующие базовые инструменты для нахождения ресурсов и вживление их в цель. Эти состояния влияют на нейрологические уровни, которые выдают новые возможности. После проведения психотехники (определений) мозг в течение 3-х недель адаптирует новое состояние в теле и меняет при этом свою структуру. Цель — изменения в сторону развития.

                                              

                                                    Примечания

1.        В первых европейских консерваториях Италии, Франции, Германии в системе музыкального образования сложилась достаточно четкая схема к середине XIX века. В определенном смысле она была моделью для формирования музыкального образования в первых российских консерваториях. Эта тема представляет собой особый предмет специального рассмотрения и выходит за рамки предложенной темы.

2.        Подробнее о структуре музыкального образования см.: Слонимская Р. Развитие музыкальных способностей студентов гуманитарных вузов. — СПб.: Композитор, 2008. — С. 217. Терентьева Н. История и теория музыкальной педагогики и образования: уч. пособие. В 2 ч. — СПб.: 1994

3.        Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП / Р. Дилтс; пер. с англ. В. П. Чурсина — М.: Независ. фирма «Класс», 1999. — С. 12