Жиндеева Е.А., Уткина Т.В.

ФГОУ ВПО «Мордовский государственный

педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»

г. Саранск, Республика Мордовия, Россия

Концепт «народ» как этническая маркировка в творчестве современных русскоязычных писателей-сказочников Мордовии:

традиции и новаторство[*]

 

Цель данной статьи – определить особенности концепта в его дискурсивной и жанровой обусловленности. Материалом исследования послужили тексты литературных сказок, созданных русскоязычными мордовскими писателями.

 

Культура, литература той или иной нации является зеркальным отражением человека, который эту нацию представляет. Здесь имеется в виду все многообразие человеческих типов: «каков человек, таков мир, и каков мир, таков человек» (Гегель). Еще Гераклит в свое время признавал, что «противоречивость сближает, разнообразие порождает прекраснейшую гармонию». Эта же мысль нашла отражение в исследованиях Б. Г. Реизова о том, что национальные литературы живут общей жизнью только потому, что они не похожи одна на другую. Общность культур имеет большое значение для функционирования этноса как целостной системы. Как справедливо отмечает Г. Гачев [3, 44], художественное произведение, отражающее культуру того или иного народа, представляет собой национальное устройство «в удвоении». Это «удвоение» предполагает классификацию литературных взаимоотношений, что представляет одну из наиболее сложных и не решенных в полной мере современным литературоведением проблем.

В связи с этим особый интерес представляет изучение концепта «народ» не только в художественных произведениях вообще, что являлось предметом изучения многих исследователей [4, 5, 10, 11, 12], но и изображение понятия народ писателями-сказочниками отдельно взятой национальной культуры, что представляет собой определенную этническую специфику.

Разделяя мнение Ю. С. Степанова, что «концепт - это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека» [10, 43], мы единодушны с автором и в том, что, с другой стороны, «концепт - это то, посредством чего человек - рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» - сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее» [10, 43]. Тем закономернее становятся суждения о маркировки концепта «народ» как в устном поэтическом творчестве, так и в выдуманных историях мордовских писателей, в основе которых непременной деталью становится образ народа.

При изучении концептов традиционности образа мордовского народа нами привлекаются материалы не только фольклорного характера, но и их трансформация, и авторская интерпретация, а именно литературные сказки. В творчестве писателей-сказочников [8] нашли отражение многовековая история мордовского народа и края, традиции и быт, верования и народные знания. Фольклор народа, который не имел в прошлом письменности, является фундаментом, на основе которого восстанавливаются особенности целого этноса и создаются прославляющие его сказки.

Литературные сказки современной Мордовии транслируют их жанровое своеобразие. Стихотворные и прозаические сказки писателей конца прошлого и начала XXI века (А. Ежова, Н. Голенкова, С. Люлякиной, Н. Мирской, В. Мишаниной, П. Родькиной, Л. Седойкина, Е. Терешкиной, Н. Тремасова, Т. Тимохиной, М. Тарасовой, Н. Подгурской и др.) продолжают лучшие традиции в изображении концепта «народ», созданные классиками жанра мордовской литературной сказки – Ф. С. Атяниным, З. Ф. Дорофеевым, Д. С. Куляскиным, Я. М. Пинясовым. Поэтому для того, чтобы раскрыть суть изображения образа народа современными писателями, необходим детальный анализ их творческого наследия, кропотливо переработанного, но при этом сохранившее все то, что является специфически национальным. Исследование мордовских авторских сказок [4; 13] позволяет выявить их специфические национальные признаки, которые заключаются в синтетичности, проявляющейся в сочетании особенностей фольклора и письменной литературы, жанровых свойств сказки и басни, сказки и легенды, а также русской и мордовской мифологии; расширение рамок сказочного пространства и времени, обусловленные привнесением современной действительности; создание новых образов персонажей, которые не встречаются в народной сказке; усечение роли диалогов в сказке; образность и специфическая афористичность языка; повествование о невероятном как реально возможном в форме рассказа о достоверных событиях.

Писатели Мордовии, создающие сказки, отражают многовековую историю, традиции, верования, знания, духовный опыт мордовского народа. Фольклор народа является фундаментом, на основе которого, восстанавливаются особенности целого этноса. Народ, народный герой, народное отношение к труду, народный ум, наблюдательность, творческая фантазия, народная мудрость, родной народ - смысл употребления каждого выражения интуитивно понятен любому грамотному человеку. Использование же данных выражений в письменном сказочном творчестве требует обсуждения.

Мы позволили себе взять за основу гипотезу ученых о том, что «концепты отдельных значений слов составляют некие целостности, концептосферы. Следовательно, можно говорить о концептосфере того или иного лексического значения слова, о концептосфере слова, если оно многозначное, о концептосфере слов той или иной лексико-семантической группы, доходя до концептосферы национального языка» [11, 12]. В связи с чем, приходится констатировать, что смысл употребления слова «народ» интуитивно понятен любому человеку. Использование концепта в сказочном творчестве требует обсуждения. Так, одна из особенностей сказок мордовских писателей заключается в следующем: образ народа выступает не как разобщенная масса людей, не как фон, изображающий отдельных ярких личностей, а как целостный образ, концентрирующий сотни людских судеб, объединенных общими идеями о добре, взаимовыручке и поддержке.

Произведения мордовских писателей - демонстрация их отношения к своему народу. Традиции писателя Ф. Атянина, в чьих сказках герой Слеза-богатырь восклицает: «Вся сила моего горемычного народа собрана во мне, все слёзы его горькие слились в сердце моём...» [2, 24]. На прощание Иван-кузнец говорит: «Живите, люди добрые, в мире и согласии. И не давайте на своей земле впредь воли злой силе» [2, 34]. Автор повести-сказки прославляет героизм народных заступников, воспевает мужественных и стойких людей, которые не склоняют головы перед испытаниями. В образе богатырей наряду со сказочно-эпической монументальностью обнаруживаются черты живых людей, понимающих общественные события и судьбы народные.

Концептуальные традиции продолжены и в сказке классика мордовской литературы Д. С. Куляскина, чей мордовский богатырь - Пичай приобретает народную силу: «Да святится ратный труд, Чтоб вздохнул свободно люд. Но учти – осилишь зверя, В свой народ душою веря: Он, народ, в любой борьбе Силу даст свою тебе» [7, 14]. С такими словами родители Пичая обращаются к нему, благославляя на борьбу с чудищем Дурбаем.

Мордовская красота и нарядность отличают язык каждой авторской сказки. Это не полутона, это глубокие, густые цвета, подчеркнуто определенные и резкие. В сказках идет речь о темной ночи, о белом свете, о красном солнышке, о синем небе, о черном вороне, о зеленых лугах. Вещи в сказках мордовских писателей пахнут, имеют вкус, яркий цвет, отчетливые формы, известен материал, из которого они сделаны. И все-таки особый интерес для исследования представляет народ, ярко, правдиво, колоритно, национально изображенный в сказочных произведениях современников.

В этой части нашего исследования мы бы хотели остановиться на раскрытии понятия «народ» на примере исследования литературных сказок, как классиков, так и современников, учитывая опыт и молодость, зрелость и смелость решений, традиции и новаторство. Постигая красоту слова народных и литературных сказок, читатели часто задаются вопросом: почему один человек (или несколько) оказывается сильнее Змея Горыныча, Снежной королевы, колдовских чар и т.п.? Очень часто многие исследователи сказок, объясняют победу героя над злыми силами его фантастическим происхождением. Мы не ставим под сомнение подобное положение, в то же время считаем, что чудодейственные силы героев заключаются не только в этом.

Обычно, понятие «герой» входит в употребление в литературе в значении литературного героя, действующего лица в сюжете. Довольно часто в детском восприятии литературное понятие «герой» сливается с представлением о необычайной личности. Порой бывает и так, но есть и другая трактовка силы народного героя, выявленная и описанная мордовскими писателями.

Народ выступает под масками добрых и беззащитных живых существ (а часто и без маски, под именем «мужик»). Концепт «народ» воплощается в образе мужика - крестьянина, труженика, источника жизни для всех.

Национальные мордовские классические сказки ярко раскрывают одну из особенностей литературной сказки писателей Мордовии – целостность концепта «народ», в котором слиты ручейки мудрости человеческой. Слеза-богатырь обращается к народу за помощью, Пичаю народ отдаёт свою силу.

Концептуальное восприятие образа способствует воспитанию активных, понимающих и глубоко чувствующих читателей. Повышая восприимчивость к тексту художественных произведений, концепт «народ» «как сгусток культурной среды» благоприятствует постепенному превращению чтения в творческий акт, который предполагает и мыслительные операции и эмоциональные переживания, и личное оценочное отношение, и сотворчество читателя и писателя, а что касается предмета нашего исследования то и определение и анализ дифференцированного образа народа в сказках разных писателей.

Современные литературные сказки мордовских писателей, представленных в единстве, являются благодатным материалом для изображения концепта «народ», через отражение одного образа – богатыря: Слеза-богатырь (из сказки Ф. С. Атянин «Слеза-богатырь»); Пичай (из сказки Д. С. Куляскин «Пичай»); Сабан-богатырь (С. В. Аникин «Сабан-богатырь»).

Правильно разобраться в национальной специфике мордовских богатырей, верно трактовать исторически сложившийся мордовский характер можно лишь при изучении текстов литературных сказок с культуроведческой точки зрения.

Текстологический анализ приходит к выводу, что характер мордовского народа выкристаллизовывался в течение долгого времени. «В прежние времена мордва были довольно сильным народом. Они осмеливались вступать в войну с русскими князьями и не раз побеждали их. Но по мере того, как  усиливалось Московское княжество, мордва все больше и больше ослабевали...» [1; 240] и хотя этот народ немногочислен, вся сила его заключается в единстве. Это показывает и С. В. Аникин, ведь Сабан-богатырь - это скорее собирательный образ народа, и Ф. С. Атянин, когда представляет огромную массу  народа как единое целое, эту же традицию мы обнаруживаем и в текстах мордовских сказочников современности.

Есть и еще одна концептуальная маркирующая черта характера, присущая мордовскому народу. Обычно подобным образом характеризуют отрицательный персонаж, но применительно к мордве оно обретает новые качества - это упрямство. На бытовом уровне до сих пор это качество чаще всего воспринимается как оскорбление, однако на страницах литературных сказок нами обнаружено иное представление этой черте характера. Писатели-сказочники представляют упрямство как жгучее стремление к чему-либо, преодоление препятствий. Персонаж, характеризующийся упрямством - упорный, настойчивый, выражающий решительность. Эта характеристика подходит и к Слезе-богатырю, настойчиво преодолевающему все препятствия в борьбе с Инекуем, и Пичаю, упорно дравшемуся с Дурбаем, и Сабан-богатырю, «простому, самому рядовому мордвину» [2, 71], не захотевшему «нести богатырскую службу и награду получить боярскую» [2, 71] от русского царя и отстоявшему свободу не только себе, но и своему народу.

У современной мордовской писательницы Н. Подгурской в сказке «Храбрая голубка» встречаем: «Почернели от горя люди, да не упали духом, только крепче сплотились. Коль горе горькое пришло на землю родимую, стал народ мордовский на защиту ее, как один человек» [9, 17].

С этой точки зрения сказочное творчество современной писательницы Мордовии Надежды Подгурской не может не заинтересовать исследователей. В сборник мордовских сказок писательницы под названием «Семилыковые лапотки» [9, 70], выпущенный Поволжским центром культур финно-угорских народов, вошли шесть произведений автора. В литературных сказках фольклор и мифология тесно переплетаются с обыденностью жизни мордовского народа («Сватовство медведя», «Храбрая голубка»). В них раскрывается мастерство и рукоделие народных умельцев, обряды и обычаи наших предков («Семилыковые лапотки», «Доч лесника»). Автор также затрагивает тему единения человека и природы родного края («Загадочное озеро», «Нуя и Улюта»). Проникая в сознание выдуманные истории учат любить и уважать своих предков и свою малую родину. Сказки иллюстрируют подробности о героях и сказочных персонажах, о мордовских костюмах, традициях и обычаях родного народа.

Сборник мордовских сказок Н. А. Подгурской интересен своей простотой, за которой скрываются сложные переплетения фольклора и мифологии с обыденностью жизни простого народа, проживающего в Мордовии. Пожалуй, в каждой из сказок автор затрагивает тему сопряжения человека с природой родного края, что актуально звучит в наше время. В сказочных произведениях четко определена авторская позиция: добрые качества положительных героев вызывают не только восхищение, но и чувство долга перед старшими; раскрывается зло и коварство отрицательных героев. Н. А. Подгурская продолжает лучшие традиции сказочного творчества русских и мордовских писателей сказочников, черпая свои сюжеты из современной действительности и основывая их на фольклорных и мифологических источниках устного народного творчества мордовского народа.

Особый интерес представляет специфика изображения традиций, обычаев мордовского народа в сказочных произведениях писательницы. В одних случаях они просты и покоряют своей непосредственностью: «Любит Вирява иногда подшутить над девушками, что в лес приходят по грибы да по ягодки. Заманит бедняжку в чащу лесную и водит по кругу, аукает, играет с той в кошки-мышки, пока не надоест. Потом сама же и выведет на тропу, что ближе к дому» [9, 3]. Другие же вставные легенды более сложны, поражают логичностью, своеобразием вплетения в канву сказочного жанра. Иллюстрируя народную мудрость, что «в добрых руках нож настоящие чудеса творит, а если к недоброму человеку попадет – жди беды» мордовская писательница приводит древнюю историю о том, что «жил в нашем селе ленивый и завистливый мужик. Звали его Лукьян. Все допытывался у мастера, как это у того все ладно да скоро получается. Вот однажды не удержался Лукьян и выкрал у моего прадеда нож. Принес домой, решил попробовать нож в работе: ковш смастерить. Да только не стал нож послушным, вырвался из рук и ну змей из дерева вырезать. А змеи те вмиг ожили! Глазищами желтыми сверкают гневно, ядом брызжут, шею плотным кольцом охватывают. Словом, нагнали на вора страху! Бедный Лукьян и слова вымолвить не может. Хорошо, что жена его смышленей мужа оказалась – прибежала к прадеду, в ноги кинулась, стала прощения за муженька своего непутевого просить. Пришел тогда прадед мой в дом Лукьяна, взял свой ножик, и тут же все змеи превратились в обычную мелкую щепку. Так-то, доченька, каждая вещь свою душу имеет и свой норов!» [9, 3].

В качестве иллюстрации изображения народных обычаев приведём небольшой фрагмент сказки «Сватовство Медведя» «… обойду место будущей избы с полным горшком каши, чтобы в новом доме, как и в старом, были мир и согласие, любовь и достаток» [9, .3]. Народными обычаями изобилирует сказка «Храбрая голубка»: «Благослави, Земля-матушка, на подвиг ратный! Благослави на спасение земли родной! Благослави на спасение моего народа!» [9, 26].

Заметим, содержание сказок Н. Подгурской не вписано в реальное пространство и время, однако она сохранила жизненное правдоподобие, наполнилась правдивыми бытовыми деталями. Сохраняя традиционность, современные сказки Мордовии отражают исторические и природные условия жизни мордовского народа; в то же время сюжетные типы большинства сказок интернациональны. В основе части сказок лежит антитеза между мечтой и действительностью, которая получает полное, но утопическое разрешение. Персонажи сказок контрастно распределяются по полюсам добра и зла, их эстетическим выражением является прекрасное и безобразное. Сюжет большинства сказок строго последователен, однолинеен, развивается вокруг главного героя, победа которого обязательна. Герои сказок, внутренне статичные образы - типы, полностью зависят от своей сюжетной роли, раскрываются в действии: сказки максимально используют время как художественный фактор, выражая этим свою эпическую сущность. Сказки обладают предельно ясной композицией, специфика которой определяется членением сюжета на мотивы. Чаще всего по законам сказочного творчества в композиции развит принцип повтора. Главный структурный принцип сказок Н. Подгурской заключается в том, что центральный мотив, соответствует кульминации. Другие мотивы по отношению к сюжету являются либо закрепленными, либо свободными. Мотивы излагаться как лаконично, так и в развернутом виде.

Приходится констатировать, что дальнейшее развитие мордовской литературной сказки не может быть не связано с именем Н. Подгурской, которая показала, что древняя история может быть захватывающим воображение материалом для создания сказочного произведения. Она показала, что прошлое совсем не похоже на настоящее. Отсюда в современных мордовских литературных сказках описание старинных легенд, народных обычаев, праздников, одежды, еды, оружия и т.д. В ее творчестве важную роль играют обработанные легенды, предания, поверья, которые мастерски вплетаются в сказочную ткань повествования, придавая особый колорит.

Конечно, что всегда отличало мордовских писателей, что изображая народ, они даже в сказочной форме добродушно не могли подсмеяться над ним. В сказках классиков и современников прослеживается сочувствие и сострадание, жалость и переживание. Авторы всегда были на стороне народа, восхищались им, гордились лучшими чертами, и все это нашло отражение в их чудесных сказках.

Через традиционность целостности образа мордовского народа авторы изображают историю, обряды, самобытность, этнос. Данный аспект является одним из путей углубленного ознакомления с культурой народа через этнографический материал.

В сказках мордовских писателей фольклор и мифология переплетаются с обыденностью жизни простого народа. Авторы затрагивают тему единения человека и природы родного края. Сосредоточить на предельно малом пространстве богатство сведений и собрать их в узел одного, быстро развивающегося события - в этом нередко проявляло себя мастерство каждого из писателей-сказочников Мордовии, как классиков, так и современников. Самые добрые качества положительных героев, к которым относится и концепт «народ», вызывают восхищение и чувства долга перед своим народом.

Литература

1.   Аникин, С. В. О мордовском народе по поводу сказок / С. В. Аникин // Плодная осень. - Саранск: Морд.кн. изд-во, 1989.- С. 238-243.

2.   Атянин, Ф. С. Серебряное озеро / Ф. С. Атянин.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968.- 191 с.

3.   Гачев, Г. Национальные образы мира / Г. Гачев. - М.: Сов. писатель, 1988. – 448 с.

4.   Жиндеева, Е. А. Русскоязычная литература Мордовии / Е. А. Жиндеева. – Саранск: Мордов. гос.пед.ин-т. – 2003. – 27 с.

5.   Зусман, В. Концепт в системе гуманитарного знания / В. Зусман // Вопросы литературы. – 2003. - №2. – Март-апрель. – С. 7.

6.   Куляскин, Д. С. Пичай / Д. С. Куляскин. - Саранск: Мордов.кн.изд-во, 1968. - 38 с.

7.   Писатели Мордовии: Биогр. Справ. / Сост.: Е. М. Голубчик, Т. С. Баргова. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. – 128 с.

8.   Подгурская, Н. А. Семилыковые лапотки: мордовские сказки / Н. А. Подгурская. – Саранск: Поволжский центр культур финно-угорских народов, 2010. – 70 с.

9.   Степанов, Ю. С. Константы: Словарь русской культуры: 3-е изд. - / Ю. С. Стапанов. - М.: Академический проект, 2004. - С. 42-67.

10.                   Шутан, М. И. «Концепт» на уроках литературы // www.sch13.sandy.ru/13form/a22.pdf

11.                   Шутан, М. И. Полифункциональность приёмов анализа художественного произведения как основа интенсификации изучения литературы в средней школе : автореф. дис. ... д. пед. н.: 13.00.02 / Шутан М. И.; - С.-Петербург, 2007. - 42 с.

12.            Швечкова Н. И. Современная литературная сказка: основные тенденции развития в русском и мордовском социуме / Н. И. Швечкова // Литературная классика в современном мире: проблема общечеловеческих ценностей и поиска идеала: материалы Всерос. науч. семинара / под ред. Т. А. Наумовой; Мордов. гос.пед. ин-т. – Саранск, 2011. – С. 142-144.



[*] Работа выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2011 гг. по теме «Современный литературный процесс Мордовии в контексте новейшей русской литературы» (ГК № П381 от 07.05.2010).