Ухов А.С.

Институт химических технологий, Украина (г. Рубежное)

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТАНАТОЛОГИЯ И ПОСТМОДЕРНИЗМ

 

Атеист и экзистенциалист А. Камю, посвятивший своё литературно-философское творчество проблеме постижения смысла жизни ввиду неизбежности смерти, писал: «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, – значит, ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно» [1, с. 24].

В отличие от Хайдеггера, Камю не занимает вопрос, что такое смерть, потому что ответ на него не избавит человека от абсурда существования. Танатология французского мыслителя – это учение о том, что смерть не уничтожает бессмысленности бытия.

Мир, другие люди, и тут учение Камю совпадает с учениями Кьеркегора и Хайдеггера, – равнодушны к отдельно взятой личности. Вселенной нет дела до человека, который сам наделяет её смысловыми качествами, целями, истолкованиями. Жажда человека найти Абсолют, Единое, которые способны придать существованию мира разумность и целесообразность, неудовлетворенна и по сей день: «Ностальгия по Единому, стремление к Абсолюту выражают сущность человеческой драмы» [там же, с. 32]. Драма, очевидно, выражается в том, что, на самом-то деле, никакого Абсолюта, Творца не существует. Если бы существовал любящий нас Бог, то мыслям о самоубийстве, по Камю, не было бы и места.

Не ясным для нас в учении Камю остаётся вопрос: почему нет Бога? Для Кьеркегора, например, существование Творца было очевидным. Датский философ показал, что смысл существования человека появляется только тогда, когда тот хочет, чтобы оный существовал. Подобное желание рождает стремление к осуществлению акта веры во всё то, что избавляет человека от смерти и абсурда существования.

Камю же полагал, что, если Бога нет, то остаётся смерть, которая ставит точку в конце жизненного пути, перечёркивает жизнь целиком, делает её как бы никогда не бывшей [2]. Такая жизнь становится фарсом. Такой её видел и Достоевский, герой которого, последовательный атеист Свидригайлов, не находит иного выхода из этого метафизического тупика, кроме самоубийства. Но для Камю, самоубийство – это уступка смерти. Победа смерти не оспаривается, но пока человек жив, именно эту жизнь он может превратить в ежедневное переживание смерти. «Согласие на непререкаемые условия абсурдного мира становится героизмом, осознание собственного героизма становится победой» [там же]. По сути, перед нами религиозная концепция или акт веры, преображающий обречённость в надежду. Иными словами, бунтаря во имя абсурда отличает от рабов фарса только внутренний акт веры. Атеизм Камю, или отступление Кьеркегора назад в христианство – это выбор веры.

По существу, если я хочу жить в абсурде, то я не буду верить в Бога, но, в таком случае, мне необходимо будет оправдать свою позицию перед лицом смерти. Камю совершает попытку оправдания и, тем самым, снова навязывает бытию смысл, не желая отказываться от веры в существование последнего.

Вера французского экзистенциалиста в отсутствие Бога состоит в невозможности дать правильное, для данного типа веры предписание, и сведении своего пафоса к тривиальному описанию жизни как она есть. Отличие между бунтом и капитуляцией видно лишь внутреннему взгляду самого восставшего против абсурда. Иначе говоря, весь бунт против смерти и абсурда равнозначен простому объявлению этого же самого бунта. «Можно все свести к парадоксу и считать, что коль скоро человек объявил себя борцом против нацизма или советской власти, ему уже незачем совершать бунтарские поступки, можно просто ходить на службу и соблюдать тоталитарные законы. Разница между нацизмом и смертью очевидна – в нацизме нет окончательности, и Камю закономерно оказался в лагере Сопротивления. Но герои «Чумы», которую обычно толкуют как притчу о нацизме, на самом деле восстают на все мироздание, и боюсь, что здесь у них нет для нас никакого урока [там же].

Зачем человеку восставать на мироздание, если оно бездушно и бессмысленно в своём безразличии ко мне? Здесь круг замыкается, давая, тем не менее, почву новому – постмодернистскому взгляду на смерть. Почему это так? Потому что экзистенциализм, во всех своих проявлениях, так и не смог заменить сбою атеизм и христианство. Всё лучшее в танатологии Кьеркегора – заслуга христианского миросозерцания, которое окончательно потеряло свою популярность в ХІХ и ХХ веках. Экзистенциализм не дал оригинальной концепции смерти, не создал собственной танатологии, удовлетворяющей нужды человека, отказавшегося от Бога, но, жаждущего личного бессмертия. Показав неспособность заменить собою атеизм и христианство, экзистенциализм, как последняя попытка человека придать смысл собственному бытию, с новой силой обнажил проблему смерти, но не дал метода её преодоления.

И уже в постмодернизме мы наблюдаем, что смерть как культурное явление не исчезла, но посмертное существование не гарантировано больше никем, никто уже не поможет достичь бессмертия (доказано слабостью экзистенциализма), да и способ её достижения канул в Лету вместе с христианством и Спасителем. Смерть разоблачена, но не побеждена. Таким образом, она превращается в чисто визуальный феномен, присваивается миру живых и включается в обыденный круг человеческого существования. Стало быть, смертью можно манипулировать, приближая (эвтаназия), отдаляя (продление жизни с помощью технических и научных разработок), делая её комфортной (хосписы) или игнорируя её при недоступности указанных средств.

 

Литература

  1. Камю А. Бунтующий человек. / Камю А. – М.: Политиздат, 1990 – 410с.
  2. Цветков А. После Камю. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ateism.ru/articles/dnevnik02.htm