Политология/ 7. Глобалистика

 

К. и. н. Подольский Н. К.

Национальный технический университет

«Харьковский политехнический институт», Украина

Объективность и закономерность глобализации

в истории человечества

 

В современном мире время под действием крупномасштабных процессов, затрагивающих все человечество в целом, общество претерпевает грандиозные метаморфозы. Причину подобных трансформаций многие исследователи усматривают в феномене глобализации, которая рассматривается,   в основном, с двух основных позиций:

1) как сквозная характеристика любой сферы общества или социально значимого процесса (например, тесная интеграция экономической сферы любого общества в мировую экономику, размывание национальных границ и миграция духовных ценностей);

2) как самостоятельная сущность, формирующая собственные структуры, институты, механизмы и социальные последствия (всемирные банки, транснациональные корпорации, международные культурные инициативы, движения, фонды и гранты).

Как отмечают Э. Гидденс, М. Кастельс, Ф. Феррароти, И. Валлерстайн, глобализация предполагает совершенно новое отношение к пространству               и времени [1; 3; 6]. По мнению Маргарет Арчер, глобализация – это процесс, который приводит к охватывающему весь мир связыванию структур, культур       и институтов; по ее мнению, глобализация означает, что на сегодняшний день общества не являются больше первичными единицами анализа [5, с.133].   М. Олброу доказывает, что общества следует рассматривать лишь как систему в окружении других систем и, таким образом, как субсистему мирового сообщества [4, с. 9–11]. Модель глобальной культуры (М. Феверстоун, М. Маклюэн) включает потребительство, «американизацию», «макдонализацию» и пр., а также идею «глобалокализма». Все эти исследователи подчеркивают, что глобализация на социетальном уровне вызывает нарастание «иррациональных волн», сбои непрерывности, поступательности и повторяемости в историческом процессе [1; 3; 6].

Однако, глобализация процессов – это не только их повсеместность, не только то, что они охватывают весь земной шар. Глобализация связана, прежде всего, с интерпретацией всей общественной деятельности на Земле, которая означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-культурных, экономических, политических и иных связей, взаимодействия и отношений. Таким образом, в современную эпоху по сравнению с прошлыми историческими эпохами неизмеримо возросло общепланетарное единство человечества, которое представляет собой принципиально новую суперсистему.

Процесс глобализации – объективное и закономерное явление в истории человечества, ведь мир движется в направлении усиления его целостности во всех сферах функционирования. Объективность глобализации характеризуется вовлеченностью всех людей, независимо от их воли, в этот процесс. Глобализация обычно представлена определенными авангардными силами           и оставляет значительную часть людей на обочине современной цивилизации, но она в одинаковой степени влияет на всех – успешных в ней и неуспешных.

Среди основных причин явления глобализации можно назвать ускорение темпов общественного развития современного мира и его тенденцию                   к целостности, что требует особенного напряжения, поиска внутренних резервов поступательного развития, нового уровня концентрации усилий, координации всех составляющих явления, чрезвычайной саморегуляции и организации.

Другой характеристикой этого процесса является движение к целостному функционированию явления как нераздельного, нерасчлененного. Целостность – фундаментальная характеристика сложной системы, и вместе с тем она выступает критерием ее развитости. При этом явление выступает как внутренне противоречивое, где различные его составляющие пребывают в состоянии конкуренции, взаимообогащения.

Особенно важной характеристикой целостности является строгая подчиненность всей системы (явления, предмета) определенной доминанте. Благодаря этому система и выступает как разнообразное единство всех ее проявлений. Во внутренней подчиненности целостного явления проявляется факт ее целеустремленности, определенной направленности. Факт целостного развития того или иного явления – показатель актуальности потенциально продуктивных вариантов дальнейшего развития этого явления и проблемы выбора.

Противоречия современного мира имеют неодинаковую природу и масштабы своего проявления: одни из них – результат мировой политики, другие появились в результате научно-технической революции, хозяйственной деятельности человека – но все они должны решаться совместными усилиями. Глобализация    и является тем кульминационным этапом в истории, который сегодня фокусирует эти проблемы. В явлении глобализации крайне обострена общецивилизационная потребность разумного, справедливого и толерантного решения стоящих перед человечеством проблем.

Глобализация представляет собой сложный, противоречивый процесс социальных преобразований, в котором можно выделить такие основные черты:

всеобщность изменений. Глобализация пронизывает все уровни социальной структуры и проникает во все социальные слои, которые перестают быть замкнутыми в себе; формирует сетевые структуры общения, поддержки                и социального контроля. Все становится быстротечным, изменяющимся                и приобретает преходящий характер. В связи с этим образуются новые ценности, связанные с изменчивостью, «гибкостью», «пластичностью» реальности;

разрушение организационных основ социальной структуры, ее децентрализация. Охватив все социальные структуры, глобализация приобретает статус высшей нормативной ценности. Все старое отбрасывается, а все новое осознанно считается лучшим. Теперь локальным структурам не нужно проходить все ступени вертикальной иерархии, чтобы выйти на общемировой уровень. Значимость вертикальной иерархии снижается, а, наоборот, усиливается горизонтальная подвижность, способствующая культурной глобализации. Локальные структуры могут сохранить себя только в том случае, если успешно формируются сетевые связи, способствующие глобализации на своем уровне;

смешение культур. Глобализация меняет представления людей о культуре как о чем-то унаследованном из прошлых времен, от предыдущих поколений, или о том, что спускается «сверху». В современных условиях культура становится результатом смешения глобальных и региональных форм, нестабильных               и противоречивых по сравнению с традиционными формами культуры;

ослабление национально-государственного фактора. Глобализация подрывает национальные структуры на всех уровнях их проявления: государственном, национально-этническом, личностном. Однако сам национально-государственный фактор сохраняется (в виде национальных государств, национальных правительств, национальных культур и т. п.), но он перестает быть определяющим. Социальные общности объединяются, создают свои горизонтальные структуры;

переход  к новому типу рациональности. Глобализация несет с собой новую нормативно-теоретическую парадигму, что, с одной стороны, допускает свободу многообразия и в силу этого находит свое воплощение в теории «мультикультурализма», в основу которого положен принцип мозаичности культур разных социальных групп, а с другой стороны – диктует свои правила вне зависимости от субъективного желания ее участников. Глобализация несет гомогенизацию мирового сообщества, жизнь в соответствии с едиными принципами, единые ценностные предпочтения, желание все универсализировать;

изменение системы ценностей. Глобализация обусловливает трансформацию нормативно-регулятивной функции государства, что приводит    к ослаблению влияния государства на человека. Процесс социализации деформируется, раскрепощаются феномены личностного порядка. В обществе создается мозаичный набор ценностей.

Глобализация – достаточно жесткий процесс, который несет в себе новую дифференциацию, новые экономические, социально-политические и культурные проблемы. В противоречивом непредсказуемом процессе глобализации выстраивается новый тип отношений между центром и периферией, способный привести отдельные страны не только к отставанию, но и к «выпадению» их из формирующегося миропорядка. Такая политика не может импонировать всем государствам, особенно тем, кто недавно обрел самостоятельность; поэтому растет волна антиглобалистских движений протеста, особенно в бедных странах, которые отказываются принимать ценности, диктуемые новой культурой. Но все же внешнее культурное давление достаточно сильно, процессы глобализации имеют объективный характер. Поэтому государства должны либо мобилизоваться, перестроить свои системы и включиться в этот процесс максимально эффективным способом, либо покориться внешним факторам, но тогда преобразования будут более болезненными и непредвиденными.

Таким образом, явление глобализации – это обязательный период в развитии современной цивилизации, когда она пришла к необходимости решения вопросов, без которых ее дальнейшее гуманистическое развитие практически невозможно; в первую очередь это вопросы об основных, приоритетных направлениях развития человечества. Их обоснование требует кропотливого сравнительного анализа социально-экономических, духовно-культурных, государственно-правовых и, прежде всего, мировоззренческих основ современной и будущей цивилизации. Решение этих проблем связано с решением вопросов      о механизмах достижения глобальных, общемировых целей. Уже сейчас значительно обострился вопрос о своеобразных движущих силах этого процесса. Мир характеризуется сегодня наличием нескольких мировых религий, ряда идеологий, способов жизни и т. д. Без создания своеобразной общецивилизационной этики сосуществования будущая цивилизация встанет перед проблемами еще более глубокого содержания.

Рационально было бы свести различные структурные измерения глобализации к основным типам измерений. Условно можно выделить четыре типа таких измерений: производственно-экономический, социальный, политический и культурный. В каждой сфере жизни общества глобализация активизирует целый комплекс проблем:

в производственно-экономическом типе измерений – либерализация рынка и символизация финансовой сферы, а также необходимость защиты стратегически важных отраслей от экономической неэффективности;

в социальном – динамика богатства и бедности, проблемы неравенства, безработицы, неконтролируемой миграции и «утечки мозгов», демографические, а также вызванные техногенной деятельностью экологические проблемы;

в политическом – деэтатизация (то есть проблема прозрачности государственных границ), противостояние глобализма и антиглобализма, феномен международного терроризма;

в культурном – проблемы культурной, религиозной и национальной идентичности, проблема виртуализации, унификации и такие ее следствия, как массовизация и социокультурная шаблонизация.

Процесс глобализации обостряет многие проблемные ситуации современности, ибо он развивается по зкспоненте и обладает такими характеристиками, как линейность, неустойчивость и неравномерность. Для преодоления проблем, связанных с феноменом глобализации, важно своевременно оптимизировать распределение производственно-экономического, социального, политического и культурного потенциала в современном обществе, а также учитывать тот факт, что последствия принимаемых сегодня решений дадут о себе знать в долгосрочной перспективе. Человечество с необходимостью должно понять простую истину: преодолению многочисленных глобальных проблем и конфликтов может способствовать поиск «нормативного консенсуса», который всегда будет подвижным в условиях меняющейся социальной ситуации.

Современное общество впитало, ассимилировало в себе все, что было накоплено за десятки тысяч лет культурной эволюции, и будет поддерживать эти качества как резерв адаптации. Вместе с тем в развитии общества можно обнаружить новые тенденции, что задает иную динамику, масштабы, темпы развития. Это не скоротечные свойства и случайные обстоятельства,                       а устойчивые тенденции, вызывающие системные трансформации, изменение образа жизни людей.

Выделяются два ведущих аспекта глобализации. С одной стороны, это гомогенизация жизненного мира, приверженность единым культурным ценностям, жизнь по единым принципам, следование общим нормам поведения, стремление все универсализировать. С другой стороны, глобализация – это естественно растущая взаимозависимость, интеграция отдельных форм общественной жизни, главным следствием которой является размывание государственных границ под напором новых акторов общепланетной сцены – глобальных фирм, религиозных группировок, транснациональных управленческих структур, межгосударственных органов, общественных объединений [2, с.12].

Сейчас в качестве такого актора международного действия стали выступать глобальные международные системы. Таким образом, глобализация – это объективный процесс, возможно, высшая стадия эволюции человеческой цивилизации, которая знаменует собой фактически замену монетаристского типа цивилизации, исчерпавшего свои возможности, принципиально другим типом, который даст мировому сообществу принципиально иной набор цивилизационных ценностей и приоритетов.

Под воздействием объективных процессов глобализации происходит формирование единого, целостного универсального социума, некой общепланетарной инфраструктуры международных отношений с единым центром глобального управления.

Предпосылкой как некоего прорыва в «глобализации» современных международных отношений, так и «открытости» общественных систем стало принципиально новое качество, которого достигли современные информационно-коммуникативные системы. В ориентациях и идентификациях современного человека все более значительную роль играет состояние информационных систем, поскольку оно вызывает поведенческие реакции человека, действует как критерий в оценке качества жизни. Негативные и позитивные события, недостатки и успехи люди связывают с состоянием культуры и соответствующей информационной обеспеченностью.

Доминирующий сейчас способ обустройства общества, чаще всего называемый индустриальным, теряет свою эффективность и не имеет будущего. Процесс глобализации с его акцентом на быстрое и масштабное внедрение информационных технологий во все сферы социальной жизни уже оказывает достаточно ощутимое и зримое влияние на устройство общечеловеческой жизнедеятельности. По мнению теоретиков постиндустриального, информационного общества (Д. Белла, Т. Турена, Р. Дарендорфа, Э. Тоффлера, И. Масуды, Дж. Нэсбэта и др.), глобализация и внедрение новых компьютерных       и коммуникационных технологий не только изменят показатели экономического, социального развития общества, но и приведут к формированию качественно иного типа общественного устройства.

Литература:

1. Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется? /И. Валлерстайн // Социол. исслед. 1997.№ 1. С. 16–19.

2. Збышко Милосик. Педагогика постмодернизма /Милосик Збышко. //Шлях освіти 2004 – №4 С. 1116.

3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура /М. Кастельс. – М., 2000.

4. Albrow M. Introduction //Globalization, Knowledge and Society. L.: Sage, 1990. P. 916.

5. Archer М. S. Sociology for One World: Unity and Diversity // International Sociology. 1991. Vol. 6. № 2. P. 133–138.

6. Giddens А. Тhe consequences of modernity  Staford (Cal.), 1990.