ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Филимонюк Л.А.

Процессы, происходящие в современном мире в отношении развития этносов и межнациональных отношений, требуют специального внимания к проблеме формирования культуры межнационального общения у подрастающего поколения. Значение этой проблемы возрастает сегодня вследствие усиления роли в повседневной жизни общества такого фактора как национальное самосознание. К сожалению, этот процесс нередко сопровождается такими негативными явлениями общественной жизни как возникновение очагов межнациональных конфликтов, проявление в явной форме националистических тенденций у представителей разных этнических групп. Такие очаги погасить далеко не просто, гораздо перспективнее не допускать такого рода явлений, и профилактикой здесь может и должна стать специальная работа по формированию культуры межнациональных отношений.

Язык и культура каждого этноса имеют свое неповторимое самобытное лицо, выражающее индивидуальное начало соответствующего социума. Одновременно во всех национальных культурах, стоящих, как, например, в России, на одной цивилизационной ступени, есть много общего – того, что позволяет опознавать это «лицо» как лицо российское и общечеловеческое [1]. Это общее и составляет то ядро, которое стало основанием общероссийского менталитета, основанного на принципах соединения идей национальной самобытности того или иного этноса с идеями принадлежности к России, вхождения в российскую культуру. Исторически национальный характер и национальное самосознание каждого российского этноса формировались в процессах многовекового взаимодействия и взаимопостижения с русским национальным характером, русским мировидением, русским национальным самосознанием – в условиях единых геополитических интересов [2].

Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественно-народного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, всю народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах, играх, игрушках и прочем, в семейном и общинном укладе жизни, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, то есть весь педагогический потенциал, совокупный опыт историко-культурного формирования личности [3]. Педагог, обеспечивая национальное воспитание, формирует национальное самосознание ребенка путем обучения родному языку, путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями народа. Однако, ставя в структуре личности национальное на первый план, следует учитывать две возможные крайности: нигилистическую – отрицающую и не признающую свою национальность и ее культуру, и националистическо-шовинистическую – проповедующую лишь свои национальные приоритеты и установки и принижающую роль и значение других национальностей. Поэтому очень важна параллельная работа по ознакомлению с другими этническими коллективами, чтобы не упустить сенситивный период усвоения других языков и культур, не ограничить мир социальных контактов детей [4].

Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни, именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения. Одними из важнейших факторов, определяющих процесс формирования этнической идентичности, являются сохранность и полноценность существования этнических традиций в окружающем социуме [5].

Признание и принятие различий этнических коллективов можно считать нормой межкультурного взаимодействия на современном этапе развития человечества [6]. Одновременно это является и нормой поведения для современного поликультурно образованного человека. Под поликультурным (интернациональным) воспитанием понимается развитие у человека способности уважительно воспринимать этническое разнообразие и культурную самобытность различных человеческих групп. Отсутствие должного внимания к поликультурной образованности индивида приводит к проявлению с его стороны социально-культурной нетерпимости и враждебности к окружающим его людям иной этнической принадлежности.

Поликультурное воспитание базируется на поликультурном образовании, которое включает в себя знания о следующих элементах культуры народов:

·           материальная культура: основной тип поселений, жилища, основные предметы быта; одежда (национальный костюм), украшения; национальная еда; транспортные средства; орудия труда; труд с учетом его специфики;

·           духовная культура: народные обычаи, обряды, праздники; язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка); искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература);

·                    нормативная культура: общечеловеческие нравственные качества; правила общения между людьми внутри этноса и вне его.

Следует учитывать, что в основе сообщаемых знаний об обычаях, культурных ценностях, стереотипных нормах поведения других народов должно лежать полноценное овладение этническими особенностями своей культуры – лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов [7].

Представляется, что в поликультурном воспитании целесообразна следующая последовательность:

·                    национальное воспитание, понимаемое как привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его культурно-исторические достижения;

·                    ознакомление учащихся с людьми ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов;

·                    сообщение знаний об этнической самобытности отдаленных народов и формирование эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию планеты.

Таким образом, процесс поликультурной социализации начинается с вхождения в культуру своего народа, с процесса формирования этнической идентичности.

Поликультурное воспитание должно осуществляться в трех направлениях:

·                    информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.);

·                    эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления – информационного насыщения – важно вызвать отклик в душе ребенка);

·                    поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Особо следует подчеркнуть, что задачи национального образования могут решаться только при наличии соответствующим образом подготовленного педагогического персонала. Подрастающий человек воспитывается только личностью учителя, и никакие учебники не могут его заменить, это и есть основополагающий принцип народной педагогики.

Для активизации познавательной деятельности обучаемых по проблемам национального и поликультурного воспитания используются следующие формы работы: беседы, диспуты по педагогическим воззрениям разных народов, идеале совершенного человека, методам и приемам воспитания; творческие вечера с выступлениями представителей национальной интеллигенции (композиторов, художников, писателей и т.д.); проведение КВН по материалам фольклора, «дней этнопедагогики» со сравнительным анализом воспитательных традиций разных народов; подготовка рефератов о традициях воспитания детей, нормах поведения разных народов (по итогам самостоятельной поисковой деятельности); просмотр видеофильмов о передовом педагогическом опыте по национальному и поликультурному воспитанию и т.д.

Очень важно, чтобы задачи обучения гармонично сочетались с задачами воспитания и закреплялись в поведении обучаемых. В решении познавательных задач целесообразно использование диалоговой формы обучения. Такая форма проведения занятий оживляет педагогический процесс и способствует более глубокому и сознательному усвоению материала. Активизации полученных знаний способствует «перекрестный опрос»: каждая команда готовит пакет вопросов по изучаемой проблеме для команды соперников и затем следит за чередованием их коллективных и индивидуальных ответов.

Дифференцированный подход в обучении осуществляется при составлении заданий на составление стереотипов и автостереотипов разных народов, шкалы ценностей в национальных программах воспитания и т.д. Использование нетрадиционных форм обучения не только активизирует и «оживляет» педагогический процесс, но и позволяет вовлечь учащихся в уникальный мир народного творчества, национальной педагогики, воздействуя на их эмоционально-волевую сферу.

Результаты обучения должны найти свое отражение прежде всего в поведении учащихся, в частности, в личном соблюдении ими основных принципов культуры межнационального общения:

·                   принцип «этнической индифферентности», то есть абстрагирование от национального фактора в межличностном общении, следует констатировать, что в наши дни все чаще встречается прямо противоположное поведение не только среди взрослых, но и среди детей, и внимание педагогов далеко не всегда акцентируется на этих случаях безнравственного поведения их подопечных, замыкаясь лишь в рамках дидактического образовательного цикла;

·                   такт в общении с людьми другой национальности – тактичный человек никогда не позволит себе оскорбить или унизить человека другой национальности, осмеивая традиции, обычаи его народа или используя анекдоты, шутки, поговорки о представителях другой национальности. Однако результаты многих экспериментальных исследований говорят о том, что и этот принцип далеко не всегда реализуется.

·                   для человека любой национальности свойственно уважительно относиться к ритуалам, обрядам, обычаям, традициям своего этноса, и такое отношение должно быть признано естественным и единственно нормальным. У каждого этнического коллектива есть свои специфические традиции, которые для представителей другой национальности могут быть непонятны и даже казаться абсурдными. Однако сколько бы ни возникало видимых оснований для обсуждения целесообразности соблюдения той или иной национальной традиции или обычая, никогда не следует навязывать человеку отрицательных оценок норм и установок его этнического коллектива;

·                   вступая в обсуждение национально-этнических проблем, необходимо четко осознавать тот объем знаний, которым располагаешь по данному вопросу. Чаще всего основные знания об этнической сфере жизни люди черпают из неадекватных источников: случайных встреч, публикаций в «желтой» прессе, рассказов других людей, а полученная таким образом информация распространяется на другую этническую группу в целом;

·                   необходимы знания об обрядах, ритуалах, обычаях той этнической группы, в среде которой проживает человек, он сам должен освоить минимальные требования этикета, свойственные своему этническому окружению. При этом особенно важными являются знание и соблюдение запретительных норм.

·                   один из важнейших аспектов культуры межнационального общения – языковой. Знание языка основного этноса, в окружении которого живет человек, – это важнейший элемент культуры межнационального общения. Человек сам должен освоить язык народа, на территории которого проживает, хотя бы на разговорно-бытовом уровне. Очень важно поддержать того, кто делает первые шаги в освоении незнакомого ему языка, а не смеяться над ним, подтрунивая над произношением, построением предложений.

В основе приведенных выше принципов культуры межнационального общения лежит понятие «принятия», не надо запоминать сотни правил, следует помнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. Смысл национального образования в современном мире заключается в сохранении существующих самобытных этнических коллективов и упрочении взаимосвязи между ними на общечеловеческой основе. Поддержание традиций в максимальной степени способствует формированию этнической идентичности.

Наиболее действенным фактором формирования этнической идентичности у подрастающего поколения является их непосредственное социальное окружение, однако влияние последнего может быть и положительным, и отрицательным. Учитывая, во-первых, полиэтничность окружающей российского ребенка среды, а во-вторых, наибольшую способность восприятия культур других народов именно в детском возрасте, когда еще не сложились стереотипные формы эмоционально-оценочного отношения к представителям других национальностей, естественно сделать вывод об актуальности и благоприятных перспективах поликультурного воспитания именно через систему образования .

Поликультурное воспитание подразумевает развитие у человека способности воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность различных групп населения. Отсутствие же должного внимания к поликультурной образованности людей приводит к социально-культурной нетерпимости и враждебности. В то же время лишь человек, глубоко уважающий и понимающий этническую самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов. В связи с этим необходимо усилить и углубить этнологическую, этнографическую и этнопсихологическую подготовку педагогов, способных работать с различным контингентом детей во всех звеньях системы образования.

Литература

1. Лосский Н.О. Характер русского народа. М.: Посев, 1991. – 98 с.
2. Гасанов З.Т. О психологии формирования общенациональных ценностей //Педагогика.  2009.  № 9.  С.112-132.
3. Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие.  Саратов: СГУ, 2000. – 270 с.
4. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. - М.: Знание, 2000. – 195 с.
5. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания.  М.: Наука, 2003. – 184 с.
6. Сорокин П. Национальный вопрос как проблема социального равенства. Психология национальной нетерпимости.  Минск, 2008. – С. 174.
7. Федоров В.А. Духовность и нравственность как ценности и концепции современной российской высшей школы //Вестник Международной академии наук высшей школы. 2007.№2. – С. 61-67.