Педагогические науки/3.Методические основы воспитательного процесса

Аспирант Поплёвина В.А.

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Россия

Проблемы формирования художественного вкуса участников клубных объединений любителей моды

Мода - неоднозначный и интересный социально-культурный феномен, который присутствует в самых различных сферах человеческой деятельности и культуры, увлечениях, пристрастиях людей. В последние годы преобладающее значение приобрел подход к изучению моды как к социально-культурному явлению, как к механизму социальной, культурной и психической регуляции, тесно связанному с основными ценностями и тенденциями развития современного общества. В настоящее время в России и за рубежом успешно функционируют многочисленные клубные объединения любителей моды. Сущность и специфика их деятельности, а также организационные особенности и содержание деятельности пока не получили достаточного теоретико-методического обоснования в современной литературе по проблемам социально-культурной деятельности. Поэтому  в настоящей статье нам хотелось бы более подробно остановиться на проблеме формирования художественного вкуса участников клубных объединений любителей моды.

 Сегодня мода во многом детерминирует мировоззрение современного человека. Она отражает функциональные потребности человека - творческое стремление к воспроизводству индивидуального и группового самоопределения, стремление «выделиться» и стремление «быть как все». Мода, таким образом, выполняет роль идентификатора в стратификационных процессах в жизни общества, будучи в то же время тесно связана с промышленностью и культурой. Такие элементы культуры, как вкусы, увлечения и мода свидетельствуют о свободном выборе человека. Вкус индивидуален, поэтому он показывает то, насколько человек отклонился от общепринятых норм, усредненных стандартов. Увлечение — кратковременное эмоциональное пристрастие. У каждого поколения свои увлечения. Смена увлечений, овладевших большими группами, называется модой. Моду также понимают как быстро преходящую популярность чего-либо или кого-либо. Если вкус может сохраняться у человека на протяжении всей жизни, то увлечения постоянно меняются. В отличие от увлечения, мода выражает социально-культурные символы. Модные веяния присущи скорее городской среде, где статус и престиж человека зависит не столько от трудолюбия или характера, сколько от стиля жизни, уровня благосостояния, манеры поведения. Мода и увлечения относятся к числу неустойчивых и кратковременных образцов поведения, периодическая смена образцов массового поведения – подражания. [1] Система групповых предпочтений, воплощающих в себе не только вкус, но и определенный, общий для многих способ поведения. «Мода по своему усмотрению управляет лишь теми вещами, которые в равной степени могут быть такими или иными. Фактически ее составляющей является эмпирическая общность, оглядка на других, сравнение, а вместе с тем и перенесение себя на общую точку зрения». [2] Мода, как и вкус не сводится к правилам и понятиям, а представляет собой систему социально-культурных образов, на основе которых выносятся оценочные суждения. «Хороший вкус характеризуется тем, что умеет приспособиться к вкусовому направлению, представленному модой, или же умеет приспособить требования моды к собственному хорошему вкусу. Тем самым в понятии вкуса заложено умение и в моде соблюдать умеренность, и обладатель хорошего вкуса не следует вслепую за меняющимися требованиями моды, но имеет относительно их собственное суждение. Он придерживается своего «стиля», т.е. согласовывает требования моды с неким целым, которое учитывает индивидуальный вкус и принимает только то, что подходит к этому целому с учетом того, как они сочетаются».[2] Назначение моды и вкуса — различать и разграничивать людей, поэтому мода и вкус — понятие прежде всего индивидуалистических обществ. Коллективистические общества, выдвигающие на первый план равенство людей, их неразличимость, стремятся унифицировать не только мысли, чувства и поступки своих индивидов, но их вкусы и даже внешний вид. В социалистических обществах императивы вкуса и моды существовали в чрезвычайно ослабленной форме. В своих мечтаниях некоторые социалисты-утописты шли еще дальше: они хотели, чтобы не только вкусы и одежда всех людей были одинаковыми, но чтобы даже их лица не имели существенных различий. В частности, Л.М. Дешан, описывая будущее социалистическое общество, высказывал пожелание, чтобы «почти все лица имели бы почти один и тот же вид» [4]. Реальные социалистические общества воздерживались от такой далеко идущей унификации своих индивидов, хотя коммунизм и стремился к единообразию их тел, достигаемому благодаря физкультуре и здоровому образу жизни, а национал-социализм — даже к сходству их лиц, являющемуся естественным результатом борьбы за «расовую чистоту». В тоталитарном обществе не было сословий, различие которых должна была бы подчеркивать мода; кроме того, большинство его членов были чрезвычайно бедны, и им было не до моды. Сама атмосфера тоталитарного общества отвращала от моды, расценивавшейся как «буржуазное понятие». Не только коллективистические общества, но и коллективистические сообщества (армия, церковь, тоталитарные политические партии и т.п.) явственно тяготеют к единообразию в одежде. Корпоративная психология, господствующая в таких сообществах, диктует их членам не только исполнительность и полную лояльность сообществу, но и внешнее сходство, и в первую очередь сходство в одежде. Феномен моды и вкусы проявляется почти во всех областях социально-культурной жизни. Особое значение придает ему философская герменевтика, считающая моду одной из важных сфер проявления вкуса, представляющего собой «общественный феномен первого ранга» [5]. Аргумент к моде является частным случаем аргумента к вкусу и находит приложение не только в повседневной жизни и искусстве, но даже в науке. Вкус всегда претендует на общую значимость. Это особенно наглядно проявляется в феномене моды, тесно связанном со вкусом. Мода касается быстро меняющихся вещей и воплощает в себе не только вкус, но и определенный, общий для многих способ поведения. Ее составляющей является эмпирическая общность, оглядка на других, сравнение и противопоставление себя тем, кто не следит за модой. Будучи формой общественной деятельности, в индивидуалистическом обществе мода создает общественную зависимость, от которой трудно уклониться. В частности, Кант считал: «что лучше быть модным чудаком, чем идти против моды, хотя и глупо принимать моду чересчур всерьез» [3]. Вкус и мода постоянно взаимодействуют. Человек, обладающий хорошим вкусом, умеет приспособиться к вкусовому направлению, представленному модой, или же умеет приспособить требования моды к собственному хорошему вкусу. «Тем самым в понятии вкуса заложено умение и в моде соблюдать умеренность, и обладатель хорошего вкуса не следует вслепую за меняющимися требованиями моды, но имеет относительно них собственное суждение. Он придерживается своего «стиля», т.е. согласовывает требования моды с неким целым, которое учитывает индивидуальный вкус и принимает только то, что подходит к этому целому с учетом того, как они сочетаются».[2] В коллективистическом и в особенности в тоталитарном обществе представления о вкусе и моде неразвиты, и вкус слабо корректирует моду, приспосабливая ее к требованиям индивидуальности. В недавнем прошлом в коммунистических странах, когда стала обнаруживаться их очевидная слабость и в их жизнь начала активно вторгаться мода, большинство тех, кто стал одеваться «по моде», оказались одеты совершенно одинаково. Особое значение и вместе с тем особую силу вкус имеет в сфере нравственного решения. «...Вкус - это хотя и никоим образом не основа, но, пожалуй, высшее совершенство нравственного суждения. Если неправильное противоречит вкусу человека, то его уверенность в принятии добра и утверждении зла находится на высочайшем уровне: она столь же высока, сколь и уверенность самого витального из наших чувств, которое выбирает или отвергает пищу» [2]. Неразвитость вкусов и их унификация в коллективистическом обществе с наибольшей отчетливостью обнаруживаются именно в области нравственного суждения: в единообразии моральных оценок, в поверхностности их обоснования, в их прямолинейности и жесткости. Историк моды А. Васильев еще более категоричен в своих размышлениях. "Можно научить женщину правильно одеваться, развить чувство стиля, но научить вкусу нельзя" - считает он. Стилю научиться трудно, потому что стиль – следствие вкуса. А вкус – это врожденное качество, которое передается генетически. Обрести стиль нельзя, - с ним надо родиться. Ребенка без слуха можно научить играть на рояле? Можно, например, собачий вальс. Но сделать из него прекрасного музыканта не получится. Ребенок без слуха может петь в хоре? Может, но в третьем ряду, а никак не солистом. Так и человек без вкуса. Ему можно сказать, что черно-белое – хорошее сочетание, и они поймут это умом, но если дать им палитру цветов и сказать «выбирай», вряд ли они подберут хорошее сочетание» [6]. В слово вкус вкладывают огромное количество разных понятий и значений. В толковом словаре русского языка Ожегова, вкус это:

1.Способность человека к эстетическому восприятию и оценке.

2. Развитое чувство красивого, изящного. [7]

Если говорить об эстетическом вкусе - это способность человека к различению, пониманию и оценке эстетических явлений во всех сферах жизни и социально-культурных аспектах, направлениях моды. Мода и вкус не отделимы друг от друга. Когда спорят о направлениях моды, подразумевают вкус, который у каждого поколения, народа, эпохи, человека свой. Хороший вкус становится необходимой, неотъемлемой приметой возрастающей общего социально-культурного наследия народа. К сожалению, у нас все еще не уделяют достаточно внимания формированию художественного вкуса, развитию эстетического чувства. В наше время  не часто приходится слышать школьнику, молодому рабочему или девушке-колхознице настоящий, профессиональный разговор на эту тему. Недостаточно книг, где доступно и достаточно увлекательно изложено читателям о истинной красоте; о жизни и творчестве выдающихся писателей, артистов, художников. И не всегда легко подсказать молодому человеку, что же ему почитать в этой области. Художник Н. Н. Жуков одним из первых написал на эту тему.[8] В своей книге автор излагает свою версию  о воздействие на общественный вкус таких вещей, как  костюм, домашняя утварь, мебель, внешнее оформление жилищ, общественных зданий и улиц. Он подчеркнул важную роль художественной промышленности, без изделий которой не обходятся люди в быту. Вкус, утверждает Жуков Н.Н. - это сумма представлений человека о красоте, его способность и умение отличить красивое от некрасивого. Вкус человека - это его пристрастия, тяготения, симпатии в области литературы, искусства. Это, наконец, и склонности, которые проявляются в том, какой костюм выбирает человек, какое убранство жилья он предпочитает, какими предметами домашнего обихода окружает себя. Это также и его манера обращения с окружающими, весь внешний характер поведения человека. Почти всегда, за редким исключением, эстетические вкусы человека связаны с его мировоззрением. Обычно по вкусу человека можно определить, как он смотрит на жизнь, каковы его главные интересы, что служит для него идеалом и целью жизни, в чем он видит ее главный смысл. В каждом обществе существуют определенные мерки, общепринятые правила, по которым определяют вкус того или иного человека, проявляемый в самых различных направлениях. Но тут следует помнить, что оценка такого рода может быть лишь относительно верной: у различных слоев общества вкусы, как правило, не схожи между собой. Литература и искусство, отражая стремления, вкусы общества, в свою очередь воспитывают определенные представления о красоте. Изменение форм производственных отношений в человеческом обществе, смена социально-культурных систем меняли и отношение людей к тем или иным формам искусства и некоторые представления о прекрасном. Конечно, произведения искусства, исполненные высшего художественного совершенства, выдерживая проверку временем, являют собой пример той красоты, которую принято называть бессмертной. Но люди, не отказываясь от нее, всегда ищут новые идеалы красоты, соответствующие современным устремлениям общества. Так возникали различные стили в искусстве, в литературе, менялись требования к предметному оформлению быта. Вкус, свойственный передовым, культурным людям нашего общества, учит видеть прекрасное во всем, что вносит разумную, осмысленную красоту в труд людей, во взаимоотношения их, в восприятие жизни.[9] Верный вкус помогает понять красоту во всем, что обогащает духовный мир людей, делает наш быт (убранство жилья, оформление общественных зданий, одежду и домашнюю утварь) удобным для труда, для отдыха и в то же время радующим глаз человека.

Указанные положения нашли отражение в программе деятельности клубных объединений любителей моды. Для разработки и апробации модели развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды нами было предпринято комплексное экспериментальное исследование, предполагавшее выявление особенностей современного состояния и перспектив развития организационно-педагогических условий, связанных с условиями реализации феномена моды через творчество, а также выявить проблемы формирования художественного вкуса участников клубных объединений любителей моды, результаты которого позволяют констатировать значимость и эффективность предпринятых педагогических усилий по разработке и реализации авторских программы и модели.

Литература:

1. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов. – 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.

2. Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988

3. Кант И. Соч. М., 1966. Т. 6

4. Дешан Л.М. Истина, или Достоверная система. Баку, 1930

5. Ивин А.А. Философия истории: Учебное пособие.- М.: Гардарики, 2000

6. Александр Васильев: «Вкус – врожденное качество»

 интервью; http:club.osinka.ru

7. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова. 2001г.

8. Л.А. Кассиль «Дело вкуса», 2-ое издание, дополненное

9. Журнал «Новый мир», статья Н.Н. Жукова «Воспитание вкуса» 1954г., С.10.