К. филол. н. Галлямова М. С.

Магнитогорский государственный университет, Россия

 

Литературные традиции Джорджа Лилло

в творчестве Бомарше

 

Джордж Лилло (1693 - 1739) стал создателем нового драматического жанра, получившего в Англии название мещанской трагедии и оказавшего определенное влияние на западноевропейскую драматургию. Последователи в странах континента творчески использовали многие новаторские элементы английского драматурга.

Жанр мещанской трагедии появился в середине XVIII века в результате борьбы буржуазии против феодальных порядков абсолютизма. Сословному неравенству, основанному на дворянских привилегиях, английская мещанская трагедия противопоставила дух «естественного» частного права, как опоры общественной морали и гражданственности.

Этот исходный принцип жанра сказался по-разному в различных национальных условиях, но всюду он проповедовал общие черты идеализации буржуазной среды, морального проповедничества и сентиментального пафоса.

В классицистическом театре буржуа изображался лишь в комедии. В мещанской трагедии он стал главным героем произведения. Римским маскам классицизма и скрытым за ними идеям дворянского государства мещанская трагедия противопоставила частный буржуазный быт, обыденную тематику семейных и имущественных отношений, трогательное описание домашних проблем.

Идеолог третьего сословия во Франции - Бомарше Пьер Огюстен Карон (1732 - 1799) воплотил в себе «воинствующий, хищнический инстинкт буржуазии эпохи Революции, ее колоссальную энергию, ее захватнические стремления» [2, с. 181]. В историю мировой литературы Бомарше вошел как яркий представитель революционных устремлений нового класса.

Если говорить о Франции, то здесь можно увидеть широкий поток идей, которые идеологи третьего сословия превратили в великие социально-политические системы, овладевшие умами всего европейского общества. Во Франции борьба буржуазии против духовенства и дворянства носила ещё более сложный характер, чем в Англии. Становление и укрепление принципов нарождающейся мещанской трагедии во Франции началось в середине XVIII века. Все это происходило под влиянием пьесы Джорджа Лилло «Лондонский купец или история Джорджа Барнвела» («London Merchant or the History of George Barnwell», 1731).

Жанр драмы во Франции в XVIII веке пришел на смену трагедии и комедии. Дидро, по выражению Ломени, был его Колумбом, а Бомарше захотел разделить эту роль. Французов всегда увлекало все новое, неизведанное.

Драматическая поэтика Бомарше отмечена влиянием времени. Литературное движение, породившее драму, не исчерпывалось одним желанием новаторов создать новую художественную форму. В XVIII веке совершается великий социальный процесс: на арену выступает третье  сословие. Литература  менялась. Таким образом, сложилась драма, которую Дидро вслед за английским драматургом Джорджем Лилло назвал домашней, или мещанской. Она стала литературным отражением интересов и стремлений более широкого общественного круга.

Бомарше начал свою драматургическую деятельность мещанской драмой «Евгения» («Eugénie», 1767), построенной на традиционном сюжете соблазна добродетельной девушки развратным аристократом.

Свою пьесу французский драматург, по примеру Джорджа Лилло, открывает предисловием, в котором критикует классицизм и отстаивает бытовую, близкую буржуазному зрителю тематику.

«В театре не существует, - писал Бомарше, - ни морали, ни интереса, если внутри нас не существует тайной связи с сюжетом пьесы». Связь же эта, по мнению автора «Евгении», возможна была лишь в том случае, если в пьесе действовали обыденные персонажи, так как «настоящее сердечное движение идет всегда от человека к человеку, а не от человека к герою» [1].

Сюжет пьесы прост и предсказуем. Дочь дворянина Евгения страстно влюбляется в лорда Кларендона, а он фиктивно женится на ней, переодев священником своего управляющего. Он готовится на самом деле вступить в другой, более выгодный брак, и именно с этого начинается драма: беременная Евгения приезжает в Лондон в полной уверенности, что она законная жена лорда Кларендона, отца ее ребенка. Вид обманутой женщины так поражает вероломного аристократа, что он решается жениться на ней уже по закону, - таково заключение драмы.

До представления в цензуру «Евгения» носила совсем другой колорит, лорда Кларендона звали маркизом Розампре, а его жертва, героиня драмы - дочь бретонского дворянина Кербалека. Однако французский пейзаж и имена не получили цензурной санкции, и Бомарше пришлось умерить оппозиционный характер своей пьесы и придать ей английский колорит. В таком виде «Евгения» была поставлена на сцене 29 января 1767 года.

Первое представление «Евгении» было неудачно, объем произведения не нравился зрителям, но когда автор исправил этот недостаток и сократил драму  ко второму спектаклю, она имела полный успех. Пьеса пользовалась популярностью не только во Франции, но и за границей, в Германии, Англии и даже России. В Англии она была представлена под измененным названием «Школа развратников» («The School for Rakes»).

Бомарше без особого успеха продолжал линию морализирующего жанра мало соответствующего его дарованию. Следуя своим принципам, он пишет еще одну мещанскую драму «Два друга, или Лионский купец» («Les deux amis ou le Négociant de Lyon», 1770). Известный французский драматург использует одинаковые сюжетные приемы и похожее название с творческой работой своего английского предшественника Джорджа Лилло.

Драматические события, которые выпали на долю добропорядочных банкиров, призваны подчеркнуть благородство, чувствительность, самоотверженность героев, движимых либо чувством дружбы, либо любовью и готовых принести себя в жертву ради блага ближнего. Но, несмотря на композиционное совершенство пьесы, герои ее мало напоминали реальные человеческие характеры. Бомарше и сам понял, что серьезный жанр не его удел.

Не в «трогательной»  драме суждено было Бомарше найти свое призвание. По натуре он скорее склонен был смеяться, чем проливать слезы. В атмосфере лукавой шутки, остроумной словесной перепалки, в веселом и радостном царстве смеха он чувствовал себя свободнее. Это его стихия. Здесь он властелин.

Произведения, которые не предназначены для развлечения, не всегда популярны. И даже если мещанская тема была великолепно раскрыта, зритель не оценивал ее по достоинству, т.к. она казалась ему скучной и нудной. В этом, возможно, кроется одна из причин кризиса жанра в творчестве Бомарше.

Во французской литературе XVIII века было  множество адаптаций и подражаний трагедии Джорджа Лилло. Одна из таких попыток принадлежит Пьеру Огюстену Карону Бомарше. Он перенял от Лилло  достаточно много полезного для себя. Вслед за английским драматургом, Бомарше делает героями своих произведений людей из обыкновенной среды, в пьесах поднимаются новые проблемы, а главное, театральная сцена становится трибуной для пропаганды прогрессивных идей, что так всегда отстаивал французский драматург. В 1834 г. А. С. Пушкин писал: «Бомарше влечет на сцену, раздевает донага и терзает все, что еще почитается неприкосновенным» [3, с. 215].

 

Литература:

 

1.     Барро М. В. Бомарше. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/zhzl/14.htm (Дата обращения: 21.08.2012)

2.     Коган П. С. Очерки по истории западноевропейского театра. М. - Л. «Academia», 1934. - C. 181.

3.     Пушкин А. С. Собр. соч.: В 10 т. Т. 7. Л., 1937. -  С. 215.