Философия/3. История философии.

Аспирант кафедры философии Качмала А. В.

Челябинский Государственный университет

Модель реального бытия в учении Николая Гартмана

Концепция структуры бытия Николая Гартмана заложила основу  критической онтологии и получила значительный авторитет в философской среде. Его оригинальное учение о слоистости бытия имело в своей основе философские предпосылки, но представляло качественно новый взгляд на устройство мира, включающего в себя разные уровни. Новая онтология «усматривает «строение» и «процессы» не раздельно, а вместе» [4, С.321].  Гартман выступал за естественную систему мира, которая не сводилась бы к одной первопричине, и устанавливала закономерность последовательности слоев.

Реальное бытие отхватывает всё то, чему приписываются временные и индивидуальные свойства, идеальное - то, чему «присущи характеристики надвременности, всеобщности, неизменности» [7, С.183]. В своих трудах  Гартман подчеркивает, что «реальное бытие стоит в теснейшей зависимости от идеального бытия, что оно им обусловлено и что это отношение необратимо» [5, С.18]. «Реальный мир насквозь оформляется и управляется идеальными сущностными отношениями» [2, С.203], - пишет Гартман. Наивысшая степень совершенства в онтологии Гартмана принадлежит бытию реального мира. Главной чертой реального мира и чертой между реальностью и идеальным бытием считается время.  «Внешний мир реален, - считает Горнштейн, - это озна­чает, что он изменяется во времени, носит индивидуализирован­ный характер» [5, С.29]. В реальном мире надстраиваются четыре слоя бытия неорганический, или физически-материальный,  органический, включающий мир организмов от простейших до людей, психический и духовный. Психические и духовные явления выступают как высшие слои реального. Гартман отмечает, что «своеобразие реального мира именно в том и состоит, что столь разнородное, как вещи, жизнь, сознание, дух совокупно в нем существует, наслаивается, влияет друг на друга, взаимно обуславливается, поддерживается, мешает друг другу и отчасти даже друг с другом борется» [2, С.208]. Деление мира на природу и дух, а науки на учения о природе и духе было в традиции  немецкого идеализма. Именно это противопоставление Гартман считает первым этапом к формированию структурности мира. Четыре главных слоя реального мира Гартман получает, установив в природе различие между живым и мертвым, а в духе — между психическим и духовным. Между  уровнями проходят три разреза в строении реального мира. Первый, между материальным и психическим, раньше обозначался делением на природу и дух. «Великая загадка в том, что этот разрез проходит через человеческое существо, не разрезая его самого» [1, С.196]. Между мате­риальным и духовным возникает пропасть в структуре бытия. Второй разрез разделяет живую и неживую природу. Третий разрез затрагивает духовный и психический слои. «Душевная жизнь непространственна, нематериальна, нематематична, но временна и процессна, имеет свою собственную причинность и взаимодействие» [4, С.323].

 «В слоистом строении мира, - убеждён Николай Гартман, -  высший слой всегда несом низшим. Поэтому он имеет не самостоятельное бытие, а лишь «бытие, покоящееся «на» [3, С.624]. Это отношение можно понимать как проникающую зависимость высшего от низшего: без материальной природы нет никакой жизни, без жизни нет никакого сознания, без сознания нет никакого духовного мира [4, С.324]. Низшие категории возвращаются в высшие как элементы; высшие зависят от низших, не в силах разорвать их цепь, они могут лишь преобразовать или перестроить ее. Низшие категории есть сильнейшие. «От слоя к слою, за каждой границей, мы обнаруживаем одно и то же: «высшее» основано на «низшем» <...> Это отношение между «высшим» и «низшим» и есть, по существу, единство реального мира» [6, С.293]. Согласно закону свободы высший слой автономен, так как по отношению к низшему слою он богаче. «Каждый высший слой опирается на низший, но отношение между ними не везде одинаково» [1, С.205].  «Закон силы» выступает как основной закон категориальной зависимости. Зависимость высшего слоя бытия не помеха для его автономии. Низший слой для него всего лишь несущая почва. Высший слой обладает по отношению к низшему неограниченным диапазоном формообразования и своеобразия.

Философская концепция устройства реальности Гартмана была несправедливо осуждена как «псевдометафизическая». На самом деле она строилась на эмпирических материалах и согласовывалась с разнообразием жизненных форм на Земле, тесно связанных между собой. Последовательность гартмановских слоёв бытия повторяет порядок их появления на планете. «Неорганическое существовало на Земле задолго до появления органического; гораздо позже в ходе эволюции возникли центральные нервные системы, которым можно приписать субъективное переживание, т. е. "душу". И наконец, лишь на новейшей стадии творения выступила на сцену духовная жизнь» [7, С.317]. Гартман считает, что "высшие формации, из которых состоит мир, расслоены подобно тому, как расслоен сам мир". Это значит, что каждый шаг эволюции, ведущий от существа низшей ступени организации к существу высшей ступени, имеет тот же характер, что и само возникновение жизни.

Список литературы:

1. Бохенский, И. М. Современная европейская философия. М.: Из-во иностранной литературы, 1959. 288 с.

2.  Гартман, Н. К основоположению онтологии. СПб.: Наука, 2003. 640 с.

3. Гартман, Н. Проблема духовного бытия // Культурология: XX век. М.: Юрист, 1995. С. 624-51.

4. Гартман, Н. Старая и новая онтология. 1958 – 1988. Историко-философский ежегодник. М.: Наука, 1988. С.320-324.

5. Горнштейн, Т. Н. Философия Николая Гартмана (Критический анализ основных  проблем онтологии). Ленинград: Из-во  «Наука»,   1969. 280 с.

6. Лоренц, К. Оборотная сторона зеркала. М.: Республика,  1998. 493 с.

7. Мотрошилова, Н. В. Онтология Николая Гартмана // История философии: Запад-Россия-Восток, книга третья. М.: Греко-латинский кабинет, 1999. С 182- 186.