Канд.филол.наук, проф.Х.О.Карасаева

 

                    Университет  «Кайнар», Казахстан 

 

                   ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ     

     КУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ЭТНОСА

 

          Цель определения задач и приоритетов воспитания, неизменно основывается на общечеловеческих, фундаментальных ценностях. В эпоху глобализации важнейшими среди них являются: 1) толерантное отношение к иным людям, расам, религиям, социальным устройствам, идеалам воспитания;  2) личностные высокие нравственные качества; 3)  гармоничное сосуществование с представителями иной расы, языка, религии, этноса и пр.; 4) гуманность, сострадание и готовность помочь другим людям; 5) миролюбие. [2. 46].                                                                                    

            Концепция национальной системы образования в Казахстане  требует поиска новых подходов и путей воспитания подрастающего поколения с учетом современных условий. Одной из важных задач, стоящих перед  педагогами,  является осмысление  идеи национального  воспитания в условиях триязычия и  эффективное  использование в воспитательном процессе позитивного этнокультурного опыта народов Казахстана, которых объединяет общее мировоззрение.
       Реализация социально - педагогического потенциала этнокультурных традиций  является важнейшим условием преемственных связей  поколений, процесса  этнической идентификации личности. Речь идет не о возврате к архаике, не  согласующейся с  современной  реальностью, а о разумном использовании этнокультурных  традиций в воспитании.
      Социальные институты в своей деятельности по подготовке  подрастающего поколения к жизни в полиэтническом социуме,  должны учитывать такие  факторы традиционного воспитания, как  специфика  семейного воспитания, своеобразие уклада семьи и особенности общения  в кругу сородичей и в  инонациональном окружении, обрядовый характер    празднично-игровой культуры,  уникальность прикладного искусства и традиционного ремесла.
       Среди социальных институтов особая  воспитательная  роль,  бесспорно, принадлежит семье. 

        Во все времена, начиная с античности, проблемы семьи занимали передовые умы человечества. Приобщение детей к культуре, ценностям и нормам общества,  включение во все важные виды жизнедеятельности - прерогатива семейного воспитания. Семья является надежной психологической нишей выживания человека в трудных и быстро меняющихся условиях современной жизни. Хорошие традиции и  правила толерантных взаимоотношений, соблюдающиеся  всеми членами семьи, способны нейтрализовать воздействие негативных социальных  явлений на ребенка.

              Жизнь семьи состоит из множества различных событий,  в которых  принимают участие все ее члены, осмысливают их,  извлекают для себя определенные уроки, принимают совместные решения.

         Понимание членами семьи святости семейно-родственных отношений как основы общечеловеческих ценностей способствует реализации гуманистической концепции воспитания. Через ценностные ориентиры, существующие в семье, идет освоение культурных традиций, соблюдение традиционной этики и этикета.

         В современной научно-педагогической литературе отмечено, что культурно-педагогическое наследие каждого этноса содержит уникальный воспитательный потенциал. Использование в процессе воспитания национальной культуры и народной мудрости  должна восприниматься как реализация  преемственности поколений, взаимосвязи и передачи духовных ценностей народа молодому поколению.

         Семейное воспитание  прививает ребенку нормы морали, приучает к  традиционным правилам поведения. Постепенно дети входят в систему семейных взаимоотношений,  соблюдение заповедей  семьи становится  непреложным законом.

              Казахи справедливо полагают, что если с ранних лет не привить ребенку уважение к старшим в семье, то он не будет уважать и окружающих. Народная мудрость хранит традицию уважительного отношения к возрасту человека, старикам. Человек  по мере накопления жизненного опыта становится мудрее: «Қарты бар үйдің құты бар» - Со старцем в семье- благополучие;  «Атаңа не қылсаң - алдыңа сол келер» –  Каково твое  отношение к деду, то и тебя ожидает, "Жас келсе іске - кәрі келсе асқа" - Молодому дело - старому угощение.

         В казахской  семье сильно развито чувство взаимопомощи.   Дети помогали младшим, заботились о них. Старшие должны были служить примером для подражания, показывая образцы трудолюбия, великодушия и взаимопонимания.   Еңбектің көзін тапқан, байлықтың өзін табады" - Кто найдет источник труда, тот найдет само богатство. Через пословицы, поговорки, народные предания воспитывались в молодежи терпимость, уважение, толерантность.  Детей учили избегать неуместных замечаний людям, внушая, что  человека надо воспринимать таким, какой он есть, на этот случай бытует поговорка "Без плохого нет хорошего".

        Основные черты народа – это великодушие, толерантность, которые  проявлялись в умении прощать своих врагов: "Таспен ұрғанды аспен ұр" На брошенный в тебя камень  отвечай  милосердием.  Эта пословица  порицает обидчивость, злопамятность,  учит отвечать на поступки людей, даже плохие, только добром. «Жаңылмас жақ болмас, сүрінбес тұяқ болмас» - Как не бывает ни разу не оговорившегося, так и не бывает ни разу не споткнувшегося;   «Адасқанның айыбы жоқ, қайтып үйірін тапқан соң» - Нет вины у заблудшего, раз нашел он свой табун.

       Что же такое толерантность в данном контексте? Думается, что толерантность - это позитивная установка на восприятие и понимание взрослых и детей, в основе которых лежит взаимное уважение интересов.

         Толерантность – информативная характеристика человека,  отражающая темперамент, ценностные ориентации, привычки, культурный уровень.

        Впервые черты толерантной личности выделил Гордон Олпорт [4],  который выделил следующие черты толерантного человека:

·        высокая ментальная гибкость;

·        психическая устойчивость;

·        позитивный взгляд на жизнь;

·        либеральные политические взгляды;

·        способность к эмпатии;

·        духовность;

·        чувство юмора.

Толерантной личности свойственны критичность по отношению к себе, самоконтроль, дружелюбие, умение не осуждать других, умение слушать и  отсутствие  выраженной агрессии.

             Традиционно взрослые не признают за  детьми права на самостоятельные действия, на свободу выбора, так как не понимают и не разделяют ценностей молодежной среды. Подобная позиция взрослых не способствует решению семейных проблем. Взрослые убеждены, что истина всегда на их стороне, ошибки же делают дети.

         Безразличное отношение взрослых к интересам и  увлечениям детей  также негативно сказывается на процессе социализации  подростков.  Большинство родителей  привыкают к нездоровой обстановке в семье,  усугубляющей взаимное непонимание и отчуждение.      

           Во всех этих случаях взрослые не предвидят влияния создавшихся взаимоотношений на поведение взрослеющего ребенка.  В семьях неизбежны конфликты, и они  создают неблагоприятный фон для эмоционального и личностного развития ребенка.

          Уровень современной культуры ставит перед  родителями  задачу  развития  толерантных взаимоотношений в семье  и разрешения конфликтов  с позиции терпимости. Но мы не имеем в виду отказ родителей от собственных ценностных ориентаций и взглядов. Толерантность во взаимоотношениях предполагает признание права на собственный выбор всех членов семьи. В Декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией  Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г., определено: «Толерантность это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека»[1, 21].

В семье формируются жизненные ценности и закладываются основы нравственности человека. В психическом и личностном развитии ребенка значительную роль играет семейная атмосфера. В любящей семье возможно безбоязненное проявление своей индивидуальности, ведь ребенка принимают таким, какой он есть.  Каждый человек желает видеть  своего ребенка  благополучным и успешным, но, как замечено, личность формируется личностью, а характер характером.

  Развитие толерантности возможно в разных условиях, но семья – естественная среда формирования личности, и именно здесь нужно быть особенно чутким, отзывчивым и грамотным, владеть педагогическими технологиями.  Показать, научить личным примером – гораздо надежнее, чем давать указания или диктовать условия.

Для проявления толерантности в семье нужно отказаться от авторитарности, навязывания чувства превосходства старших над младшими. К  любому члену семьи  надо относиться как к равному,  не игнорируя, не обвиняя и  не оскорбляя  даже намеком. Ребенок  должен почувствовать веру в него, поддержку, когда он делает выбор, доверие, если принимает самостоятельное решение.

          В развитии любых качеств, в том числе и толерантности, ребенку необходимо дать понять, что его успехи - это его собственное достижение. Так ребенок учится брать на себя ответственность за свой выбор и решение.

                 Многое из того, чему наши прадеды учили молодежь, оставалось справедливым в течение всей их жизни. Новое поколение пытается приспосабливаться к изменениям в социуме и подстраиваться под  их  непривычный темп. В этих условиях современные родители в воспитании детей должны в полном объеме использовать весь арсенал национальных традиций, обычаев и передать накопленную тысячелетиями народную мудрость  своим детям.

              Эффективное решение проблемы воспитания толерантности во взаимоотношениях  детей и родителей требует комплексного подхода и взаимодействия психологов, педагогов, социальных педагогов и других специалистов.  Важно, чтобы семья имела четкое представление о негативном влиянии интолерантных взаимоотношений и  предпочла бы конструктивную семью, в которой происходят процессы, благотворно воздействующие на всех членов семьи.

        Учитывая стремление современной молодежи к самореализации и самоактуализации, социальные институты, в том числе и семья, должны  приложить все усилия в подготовке личности к позитивной жизнедеятельности в сложившихся социально-экономических условиях.

                                          Литература

1.     Декларация принципов толерантности: Утверждена резолюцией 5. 61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. //Учительская газета. -2000. -12 сент.

2.     Миттер В. Многокультурное образование и междисциплинарный подход //Перспективы. Вопросы образования: ежеквартальный журнал ЮНЕСКО / И. Е. Максимова. - 1993.  № 1.

3.     Қазақ мақал-мәтелдері/ Құраст.:  Ж.Малайсарин Алматы: 2006.

4.     Олпорт Г.  Природа предубеждения. 1954.

5.     Риэрдон Б.Э. Толерантность – дорога к миру. – М.:Бонфи, 2001.