Философия / 1. Философия литературы и искусства

Зайцева М.Л.

Государственная классическая академия им. Маймонида, г. Москва

Синестетическое восприятие искусства новой эры

технического развития человечества

        В настоящее время в философском дискурсе начинают доминировать те проблемы, которые были актуальными в философии и художественной практике начала XX века: человек и Вселенная, концепция целостного знания, человек и техника. Характер решения данной проблематики, подчас утопический, но акцентирующий глобальную взаимозависимость человека и мира, целостного восприятия и познания, становится определяющим и в современных концепциях глобализации культуры. Развитие этой проблематики в философии последующего времени позволит выявить актуальность как тем, так и способов их решения.

         Активное внедрение техники в жизнь общества начала XX века воздействует и на область эстетического сознания, стимулируя появление идей и эмоций, связанных с новыми отношениями человека и машины в современности. Задачей исследования является выявление специфики новых моделей познания и восприятия, открываемых новой эрой технического развития человечества.

        Н. Бердяев в статье «Кризис искусства», констатируя, что все стало динамическим, все статически-устойчивое разрушается, сметается скоростью механического движения, утверждает: искусство начала ХХ века закономерно обращается к проблеме техники, ведь «Techne» – значит и «индустрия», и «искусство».  Н. Бердяев отмечает, что возрастание значения машины и машинности в человеческой жизни означает вступление в новый мировой эон. Этап господства техники в земной и космической жизни, предваряющий бессмертие человечества, предрекали еще Н. Федоров и К. Циолковский.

        Бердяевская «технически-космическая» метафизика созвучна и манифестам К. Малевича, провозгласившего «отрыв от шара Земли», и стихам В. Хлебникова, выстраивающим техническую утопию, и «железобетонным», воспевающим индустриально-машинный мир поэмам В. Каменского. Апологизация техники в искусстве футуризма и конструктивизма приводит к мифологизацией машины и ее роли в современном мире.

        Доминирующая у футуристов тема – «техника – носитель нового лиризма» – оказывает воздействие на область эстетического сознания, вводя в него совокупность идей и эмоций, связанных с взаимоотношением человека и машины в современности. Помимо орудий труда машины становятся и символом прогресса, возникает идея охудожествления с помощью машин всех видов человеческой деятельности. В результате ухода из «старого зеленого мира» (К. Малевич) под воздействием культа техницизма формируется новая эстетика. Продолжая искания В. Татлина и развивая концепцию конструктивизма как наиболее соответствующую «машинному веку», в 1920 году пишут И. Габо и А. Певзнер: «Мы не мерим наши произведения на аршин красоты и не взвешиваем на пуды нежности и настроений. С отвесом в руке, с глазами точными, как линейка, с духом напряженным, как циркуль, мы стоим так, как строит мир свои творения, как инженер – мосты, как математик – формулу». Художество понимается как техника, на творчество проецируются возможности технического процесса: культивируется коллективность, серийность, становясь новыми эстетическими универсалиями.

        В процессе эстетического восприятия и художественного мышления большую роль начинают играть идеи синестезии, объединения ощущений в результате воздействия высокотехнологичных способов творчества (свето-цвето-музыкальные композиции, цвето-свето-архитектурные проекты и т.д.).   Результатом поиска синестетической общности различных видов искусств явилось обилие находок, во многом опередивших время по возможности их реализации. Появившееся и обусловленное «веком электрической лампы» искусство света и цвета, одним из основоположников которого в России был Г. Гидони, станет одним из наиболее перспективных направлений искусства XX века.

         К концу XX века в рамках философского осмысления бытия человека и культуры в новом информационно-техническом мире сформировались две противоположные точки зрения. Одни утверждают, что в современной цивилизации наблюдается кризис человека и культуры, наступление которого они связывают с особым характером современного типа цивилизации, с тем, что для ее существования и развития определяющее значение имеют техника и информация. Такая позиция изложена в работах В.В. Бычкова и Л.С. Бычковой, П. Гуревича, К.Х. Делокарова, Т. Имамичи, В.А. Кутырева, Т.Е. Савицкой и др.

        В рамках цивилизации сущность техники изменяется, она отчуждается от сознания человека, превращаясь тем самым во вполне самостоятельный мир со своими собственными законами развития. Техника подчиняется неким своим законам. Поэтому любые попытки подчинить развитие техники аксиологическим нормам обречены на провал.

        Представители другой точки зрения, наоборот, полагают, что новые информационно-технические условия существования открывают перед человеком уникальные возможности для культурного и духовного роста, являются залогом преодоления культурного кризиса. Ф. Дессауэр стремился обосновать гармонию человека и техники посредством объединения двух мифологем – христианской и прометеевской. Для него техника – это завет Бога, наделившего человека творческой мощью, неистребимой тягой к преодолению своих реальных границ.

        С изменением бытия человека в новом, высокотехнологичном мире деформируются механизмы восприятия и познания. В отличие от классического типа мышления современная парадигма мышления и восприятия не предполагает истины – вместо нее информация и коммуникация, все меньше связь с созерцанием и предметной реальностью – вместо них мыследеятельность и исчисляюще-сортировочное мышление, нет культурных ценностей, регулирующих общественную жизнь – вместо них социальные технологии.

        Осмысление авангардных моделей нового мышления и восприятия, основанного на идее синестезии, позволит не только осознать их сложность и противоречивость, но и увидеть в них ценность поиска механизмов познания, в основе которых лежит идея гармонизации познания и мироустройства.