Мальцева О.В.

Приазовский государственный технический университет

Гендерные аспекты смехового поведения

В последнее время в западных социально-философских исследованиях центральной становится антропологическая проблематика. Социальная антропология все больше внимания уделяет проблеме человеческой субъективности. Разумеется, что на первый план такого рода научных поисков выходит тема бинарных оппозиций мужского и женского, разума и тела. Соответственно, разум ассоциируется с такими характеристиками как духовность, сознание, рациональность, активность, направленность вовне, носителем которых выступает мужское начало, а тело – характеризуется качествами, которые репрезентируют женское начало – чувственность, бессознательное, нерациональность, пассивность, направленность во внутрь. В связи с этим актуализируется вопрос о различных аспектах проявления гендерной активности и социальной роли полов, в том числе об особенностях смехового поведения мужчин и женщин.

В изучении гендерных различий в отношении к смеху социальные исследователи опираются на многовековой опыт наблюдений за особенностями мужского и женского поведения. В современных работах о смехе, в которых авторы пытаются выявить своеобразие половой восприимчивости к смеху, часто цитируют арабского врача и философа Сар-Диноила, который в своем «Курсе развития скрытых душевных сил человека» выделил следующие различия между мужской и женской природой:


Мужчина: Тело активно. Душа пассивна. Ум. Логическое мышление. Наука. Отвлеченное мышление: анализ, идея, содержание. Сила, настойчивость. Активное состояние, энергия в действии. Натиск. Сознание. Вывод.

Женщина: Душа активна. Тело пассивно. Чувство. Воображение. Искусство. Конкретное мышление: синтез, выполнение, форма. Пассивность, восприимчивость. Выносливость. Сверхсознание. Интуиция. Отгадка.


 

Способность смеяться – неотъемлемое свойство человеческой природы, а также немаловажный фактор, компонент его социального поведения. Готовность человека смеяться вообще, а также смеяться над самим собой отличает его от животных. Известный антрополог, исследователь в области социальной психологии и философии профессор Роберт Провайн из США на протяжении нескольких десятилетий изучает смех людей в различных условиях. Он пришел к выводу, что смех – это социальное явление, тесно связанное с речью, полом, биологическими особенностями человека. Он утверждает, что «находясь в компании, мы смеемся в 30 раз чаще, чем в одиночестве, даже если эта компания собралась не для того, чтобы посмотреть комедию».

Провайн обработав 1200 случаев смехового поведения, выявил, что только в 20 % из них он был связан с шуткой, анекдотом, юмористическим рассказом. Оказалось, что смех вспыхивал после самых невинных фраз и действий, например, после приветствия: «Рад был с вами встретиться». Отмечается разница в реагировании на «стихийный смех» со стороны мужчин и женщин. Так, в исследовании Дж. Куприка экспериментаторы, показывая испытуемым видеозапись смеющихся людей и их собственного смеха, обнаружили, что наблюдение за чужими и собственными экспрессивными реакциями по-разному воздействуют на мужчин и женщин. Женщины при виде смеющихся людей становились более экспрессивными и гораздо выше оценивали предложенные карикатуры, однако наблюдение за собственным смехом приводило их к снижению этих оценок. У мужчин же наблюдение за смеющимися людьми и собственными экспрессивными реакциями привело к более четкой дифференцировке хороших и плохих карикатур. На основании полученных результатов авторы предположили, что женщины более восприимчивы к экспрессивным реакциям как таковым, тогда как мужчины скорее реагируют на содержание информации. Целый ряд последующих экспериментов подтвердил это предположение. Так, было обнаружено, что женщины более расположены «к смеху людей на вечеринке», тогда как мужчины «больше смеются шуткам, сопровождающим учебный процесс».

Исследования, связанные с изучением источников смехового поведения и реагирования на него также показали наличие существенной разницы в гендерном восприятии смешного. Если говорить о использовании смеха в речи, то оно подчиняется определенным правилам. В ходе специальных экспериментов выяснилось, что говорящий редко прерывает смехом свою фразу (только в 8 случаях из 1200). Примеров прерывания смехом чужой фразы вообще не отмечалось. При этом говорящий смеется на 46 % чаще, чем слушающие. Если говорит женщина перед группой мужчин, то она смеется на 127% чаще, чем ее слушатели, напротив, если мужчина рассказывает что-то группе женщин, то он смеется на 7% меньше, чем его слушательницы. Женщины смеются и улыбаются во время выступления мужчин охотнее, они смотрят прямо на выступающего. Мужчины, когда перед ними выступает женщина, обычно смотрят в сторону. Как женщины, так и мужчины смеются чаще, когда слушают рассказчика, а не рассказчицу. На основании этих данных были сделаны выводы о том, что основными «стимуляторами» смеха в обществе являются мужчины, а женщины в свою очередь, охотнее реагируют на такой стимул.

Что касается восприятия юмора, то здесь главным становится описание информационной модели его понимания, которая включает в себя процессы восприятия, интерпретации, интеграции и выработки заключительного суждения. Х. Левенталь и Р. Мейс полагают, что каждая стадия смехового поведения представлена специфическими процессами и на любой из них могут проявляться половые различия. Это позволило ученым заключить, что женское понимание юмора, по сравнению с мужским, «более основано на чувствах и что именно чувства являются функцией экспрессивного поведения». Таким образом, можно сделать вывод о том, что смех, кроме множества других социальных функций, выступает еще и в качестве гендерного медиатора, тем самым способствуя социально-психологическому равновесию между полами.