МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ ПЛАСТ НАСЛЕДИЯ ЧИНГИС ХАНА

 (политологический аспект)

 

 

Есмагулова Г.Ж., к.ф.н.

Академия «Көкше», г. Кокшетау

 

 

          Во многих публикациях, посвященных Чингис хану, в основном отмечается его полководческий дар и предметом анализа выбирается история его завоевательных походов. В данной статье мы избираем предметом анализа такую грань наследия Чингис хана, как политика управления государством. На наш взгляд, данная сторона яркой и успешной деятельности Чингис хана должна представлять для современности интерес. Как источник информации об опыте Чигис хана как политика и стратега избираются его наставления престолонаследным сыновьям, что представлены в «Шежірелер жинағы».

          Наставления дает человек, поднявшийся на вершину власти, ставший властелином мира (объединивший 4/5 Старого Света) (2, 44). Чингис хан говорит: «Я создал огромное государство и на этом пространстве установлена моя власть  и передаю свои владения вам (сыновьям)…» («Менің мемлекетім шетсіз, шексіз болды, улаяттарымның ортасынан әр жаққа бір жылдық жол болды») (1, 77). Чингис хан в наставлениях (завещании) своим сыновьям сообщает, какие качества в человеке могут позволить ему достичь много – покорить мир, стать повелителем мира, преобразовывать и перекраивать мир, вносить в него порядок, закон, вести за собой людей, дать им твердый и прочный закон. Что значит быть повелителем мира? Какой он, повелитель огромной империи?

         Следует отметить, что с данными наставлениями Чингис хан обращается к сыновьям, престолонаследникам, которым также предназначена миссия правителей и которые также должны сохранить государство, созданное Чингис ханом, сохранить в нем прочный порядок и возложить на себя бремя ответственности за судьбы своего государства. Какими же являются монаршеские черты, которыми отличался Чингис хан и, возможно, всякий другой властелин могущественных государств? Чингис хан говорит: «Будьте твердыми к врагам, друзьям делайте добро, имейте твердый характер, не отступайте от целей» («Ұлдарым, менің сіздерге өсиетім мынау: дұшпанға қатал болыңыздар, достарыңызға жақсылық етіңіздер, бір мінезді, бір сырлы  (сөзді) болыңыздар, сонда өздеріңіз байлық пен бақытты, назды етесіздер...») (1, 77). У действительно великого князя войско всегда находится в полной боевой готовности. «Лошадь и снаряжение находятся рядом и он взывает к Богу, ища поддрержку. Благодаря благославлению Бога и постоянной готовности он держит в своей власти все четыре стороны мира» («Сәруар болған ұлыг әмірлер барлық әскері осындай болу керек, қашан анға дайындығын қылғай, ұрысқа шыққандай»).  (1, 79). Следует отметить, что качества правителя, значение которых в деле управления государством выделял Чингис хан (быть твердым по отношению к врагам, быть справедливым (добрым) по отношению к друзьям, быть честным в словах и поступках), пересекаются с образом стойкого, бдительного, следующего мудрому и твердому закону, прозорливого по отношению к слугам и честного правителя в поэме Ж. Баласагуни «Благодатное знание».

Чингис хан обращается с наставлениями не только к сыновьям. Его наставления обращены к каждому представителю его огромного государства, чей труд вливается в многосложную жизнь его народов. Чингис хан говорит: «Если сыны человечества не будут внимать словам дедов, младшие (братья) не будут следовать советам старших…» («адамзат ұлдары атасының билігіне құлақ аспаса және іні – ағаларының сөзіне көніл қоймаса...»), «…если старшие не будут воспитывать младших и младшие не будут сохранять традиции старших …» («... үлкендері кішілерді асырмаса, кішілер үлкендер насихатын сақтамаса ...»), «…то сознание старших будет подобно рабскому сознанию…» («... үлкендер көнілі құлдардың көңіліне жақын тұрады ...») (1, 77). Чингис хан как основатель государства связывает основу жизнедеятельности объединенных им племен с культурными истоками, считает, что культурные традиции народов его государства не должны прерываться. Чингис хан связывает благополучие,  покой (мир) с сохранением добрых, проверенных временем традиций. В наставлении о значении традиций в деле сохранения благополучия и мира среди народов его государства отмечается, что отход от традиций (их забвение или нарушение) ведет к рабскому сознанию среди старших.

Как мы видим, многосложный опыт Чингис хан, поднявшегося на вершину власти и которому были ведомы исторические судьбы многих народов, показывает, что сохранение традиций и следование им является условием сохранения мира и, тем самым, достижения свободы. Следует отметить, что свобода применительно к жизни народов времен Чингис хана означает иметь возможность растить сыновей, поднимать их как воинов, обучать их различным искусствам, устраивать своих дочерей, соблюдая богатые и добрые традиции, иметь возможность спокойно пасти бескрайние табуны лошадей и, следуя сложившемуся ритму жизни, менять места своих кочевий. С отступлением от добрых традиций прошлого люди теряют свободу и приходят к рабскому сознанию. С отступлением от традиций в обществе воцаряется вражда, ложь, воровство. В этом состоянии из-под ног человека уходит сложившийся ритм жизни, и его жизнь становится полной опасности. Он будет вынужден, рискуя жизнью, либо вести войну против других, либо приспосабливаться, льстить, т.е. переходить в положение раба. Поэтому Чингис хан говорит, что если люди не будут следовать традициям, то сознание старших будет подобно рабскому (1, 77).

Завещание следовать традициям также относится и к его сыновьям и с ним связано искусство управления государством. Как основатель огромной империи, прекрасно знающий все тонкости политической жизни народов огромного региона, Чингис хан завещает своим сыновьям следовать добрым культурным традициям прошлого. Его опыт полководца, решавшего многие конфликты между народами и между родовой знатью, говорит ему, что следование традициям является наиболее верным путем сохранения и укрепления мира в государстве. За правителем, о котором знают, что он чтит традиции, пойдут народы. И. напротив, правитель, который нарушает традиции, вызывает неприязнь и вражду народа.

«Кто умеет править, тот сохранит государство», - говорит Чингис хан. Другим ключом к пути к прочному, сильному государству и к сильной государственной власти является умение правителя подбирать и назначать на ответственные посты «сильных из родовой знати» и, тем самым, устанавливать в государстве твердый, строгий порядок и воцарять мир между людьми («Олардың қатты, жабайы әмірін жасампаз заңымен тәртіп-тыныштық орнатты») (1,78). Здесь мы вновь можем провести параллель между завещанием Чингис хана своим сыновьям (опытом Чингис хана как основателя мировой державы) и искусством управления государством, о котором рассуждает Ж. Баласагуни в поэме «Благодатное знание». Поэт-мыслитель, живший несколько раньше Чингис хана, также отмечает, что необходимым качеством правителя является прозорливость по отношению к слугам, способность видеть в них деловые качества (3, 33). В частности, Ж. Баласагуни  советует правителю: «О бек, доверяй лишь умелому дело, - Тому, кто потрудится делом у дела! А если связался с непригодным слугой, Ты сам и виновен, - не кто-то другой» (4, 154). 

Как показывают исторические документы, Чингис хан считал наиважнейшим делом первостепенной важности в искусстве управления государством подбор руководящего звена государства. Руководителями различных звеньев в военно-административной системе Чингис хана становились люди, проверенные временем, прошедшие суровую школу подготовки (в сражениях, годами неся службу владыке мира) и поэтому уже имеющие жизненный опыт, владеющие многими искусствами,  надежные также и в отношении человеческих качеств – мужественные, бесстрашные, преданные, рассудительные, действующие с умом.

Многое требует от правителя умение подбирать и назначать на ответственные посты людей умных, знающих свое дело, честных и преданных людей. Это, прежде всего, умение разбираться в людях, умение распознавать их настрой, видеть в них их умения и способности, умение собирать вокруг себя людей чести и знающих свое дело. Так, Кадыргали Жалайыр приводит немало примеров, когда Чингис хан встречает и принимает на воспитание и обучение детей самых разных племен, взращивает в них дар руководителя – администратора. Таким был одиннадцатилетний мальчик Чаған, которого принял Чингис хан. Он прошел школу подготовки у Великого хана. Он был бауыршы, отвечал за хозяйственно-бытовые нужды ханского двора. При Угедее по его повелению был направлен правителем в одно из китайских княжеств (1, 62).  Как видно, в военно-административной системе управления государством Чингис хана руководителями войсковых частей не всегда становились по наследственному признаку. Примером тому является также судьба пленника тангута Бурэ. Бурэ нес службу Чингис хану, был сотником, тысячником, после нес службу при дворе его первой жены Бөрте Фужин (1, 62). Следует также отметить, что все легендарные его полководцы проверены Чингис ханом во многих сражениях, в которых они оттачивали опыт и искусство.

Следует отметить, что Чингис хан в своем завещании связывает успех в управлении государством, силу и мощь государства с умением правителя продвигать по службе людей, что действительно могут принести пользу его государству. Опыт повелителя мировой империи говорит, что с данным умением правителя в конечном итоге связываются благополучие и установление мирной жизни в народе (1, 78). Чингис хан завещает, надежные, знающие, опытные люди – прочная власть  правителя, мир и благополучие в народе. В след за Чингис ханом мы можем отметить, что умеющий распознавать в людях их настрой, умения и знания, а также способный заинтересовать людей и привлечь их к участию в осуществлении замыслов, имеет дар организатора. В зависимости от масштабов и характера замыслов определяется уровень организационных способностей человека. В человеке, сумевшем сплотить и повести за собой таких же, как и он, людей сильных волей и глубокого ума на осуществление глобальных целей, по праву можно признать дар правителя.

Чингис хан наставляет: среди сыновей после меня будет много правителей. Если не быть твердым в отношении доверенному делу батырам и бекам, то такая власть будет слабой и не будет существовать долго. («Ұлымдарымда көп патшалар, менен соң келгей, ұлылар және палуандар, бектер, олар құдыретінде болғай жасақты қатты ұстамаса, патшалықтың іші астан-кестен болғай») (1, 78). Данное завещание показывает, что он был сторонником сильной, централизованной власти.

Опыт основателя мировой державы, познавшего много интриг родовой знати, прошедшего через множество войн в деле создания единого государства говорит, что все звенья государства должны представлять единое целое и строго подчиняться верховной власти правителя, проводить его волю в жизнь. Каждый руководитель ответственного звена в государстве (будь то полководец, возглавляющий войско, или бауыршы, непосредственно служащий при ханском дворе), не смотря на заслуги перед ханом и славу в народе, должен действовать только в рамках повелений правителя. Примером тому является служба Чингис хану его тысячника Муқалы-Гөйона. О нем Кадыргали Жалайыр сообщает, что он был прославленным полководцем. Почетный титул Гөйона ему дали в народе (что жил на границе с Китаем), он означает «великий», «славный». Чингис хан также стал называть его Гөйоном (1, 66). Муқалы-Гөйон был направлен Чингис ханом в Никиас, в пограничные с Китаем земли, где он в общей сложности завоевал 72 княжеств и городов. И потом, через посла запросил Чингис хана о дальнейших своих действиях. И только, получив повеление Великого хана остановить завоевания, он останавливает свои войска. Известно, Муқалы-Гөйон был назначен наместником (правителем) тех (китайских) княжеств (1, 83).

Пример Муқалы-Гөйона показывает, что воля правителя должна быть реальной, действенной во всяком звене государственной власти и не зависимо от региона государства и во всякое время. Воля правителя должна быть обязательной в первую очередь для того, кому доверена власть. И следовать ей он должен без относительно к своим заслугам перед ханом и славе в народе. Данное завещание Чингис хана своим престолонаследным сыновьям также показывает, что правитель должен уметь держать в своей воле и иметь влияние на своих слуг, авторитет правителя должен быть непоколебимым, воля правителя должна быть священной. Другими словами, он должен уметь управлять слугами. Правитель остается правителем, пока проводится его воля в каждом звене государственной власти. В противном случае, идет речь о растворении власти правителя, возникает опасность лишения им своей тронной власти. Данный принцип – принцип строго централизованной власти, что был положен в основу военно-административной монархии Чингис хана. Он отражает требование той эпохи – эпохи, когда бесконечные межплеменные войны, распри и интриги родовой знати отражались на положении миллионов людей. Создание централизованного государства в форме мировой империи, установление сильной власти правителя должно было привести к прекращению войн и создать условия мирного существования народов.

Чингис хан говорит, что важнейшим делом правителя является сохранение своего войска в боевом состоянии, сохранение боевой мощи государства. Чингис хан наставляет тысячникам, что сотникам следует строго следовать воле правителя. В противном случае, их воля (сотников, тысячников) растворится, подобно камню, лежащему в воде. («Егер олар әскерлерін көп пайда қылып, олар өз жұртында отырып, билікті есітпесе, олардың халы тас секілді болғай, су астында көп қалған») (1, 78). Находясь на службе правителя и действуя в сложном механизме централизованной власти, каждый полководец, возглавляющий войсковые части (сотню или тысячу воинов), сможет и будет расти как воин, совершенствовать воинское искусство, обретать похвалу со стороны правителя и славу в народе, но и будет, вместе с тем, также приумножать свои имения. В противном случае при вольной и праздной жизни притупляется воля, утрачивается их воинское искусство, ослабляется боевой дух, что в конечном итоге ведет к ослаблению войска. Ослабление войска равносильно ослаблению власти правителя, что чревато самыми неожиданными последствиями. И, напротив, сильное войско означает прочность власти правителя, силу и мощь государства.

Власть правителя существует, пока сильно его войско. Поэтому сильный правитель не упускает из поля своего внимания руководителей всех подразделений своего войска, начиная от полководцев, возглавляющих целое крыло войска, и включая сотников, возглавляющих отряд из сотни воинов. Правитель не должен давать расслабиться руководителям всех звеньев войска. Он должен следить за тем, чтобы поддерживать боевой дух и надлежащую дисциплину в них. При малейшем проявлении изменении настроения воинов правителю следует принимать меры, включая замену руководителей этих подразделений войска. Ослабление войска (военной мощи) правителя может вести к усилению наместников отдельных княжеств и стать причиной раздробления государства на княжества. Ослабление войска может привести к лишению правителем своей власти вследствие ее захвата кем-либо из родовой знати, может вести к поражению в войне.

«Человек, который честен в отношении своего дома (семьи), то и его имущество является честно добытым» («Әркім өз үйіне рас етсе, мүлікті де рас қылай...»). «…Использовать честных людей на честной службе – значит закладывать залог для прочной власти…» («... Әркім ол адамды ондай шарт пен жасамыс етсе, лайық оған болғай...».) «… Полководцы и тысячники должны быть преданными и честно служащими…». – «... Мың бегі, тумен бегі  лайықты бергейлер және жасамыс қылғай...» (1, 78). Основатель великой империи был сторонниким твердого закона, прочного общественного порядка, что создало бы условия для спокойного течения жизни народов его государства. Чингис хан своими победоносными войнами подчинил своей воле (власти) родовую знать многочисленных народов и положил запрет на междоусобные войны, утвердив на всем пространстве созданного им государства единый порядок, подчинив все народы единому закону.

Чингис хан предпочитал следовать традициям. Чингис хан как представитель той эпохи традиции возводил в закон. Традиции воспринимались в той культуре как неотложный естественный закон, идущий от дедов, из глубины веков. Традиции несли мир, порядок. Вне традиции были хаос, война, вражда. Традиции являлись той границей, в рамках которых проходило примирение сторон, находили выражение отношения дружбы и уважения. В традициях закреплялись те шаги, что представляют знаменательные события в жизни – рождение младенца, женитьба и т.д. В форме традиций закреплялся также и всякий иной культурный опыт. Женщина – хранительница очага, муж – воин. Традиции передавались от поколения к поколению через легенды, мифы, наставления и т.д.

На наш взгляд, престолонаследные сыновья Чингис хана и его заслуженные полководцы, получившие отдельные княжества в управление, хорошо усвоили данный урок Великого хана.Известно, что Чингис хан  и его сыновья в завоеванных странах не оказывали давления на религиозность их народов, что должно было дать свои результаты: снять напряженность в отношении покоренных народов и завоевателей. Полководец Мұқалы-Гөйон, завоевавший многие княжества на границе и территории Китая и ставший правителем в этих княжествах, обрел популярность и завовал доверие у народов этих княжеств. Кадыргали Жалайыр сообщает, что Мұқалы-Гөйон во время правления княжествами в тех краях получил почетный титул Гөйон, что означает «великий», «славный». И действительно, завоевать доверие народа можно сохраняя местные традиции, тем самым, завовать расположение народов к власти Чингис хана, что означает укрепление власти на местах.

Чингис хан говорит: «Если делать свое дело, следуя закону, то результаты достанутся ему самому (тогда он приумножит свое состояние). В противном случае, его дело подобно воровству и его состояние не является надежным» «Әркім өзі ісін пәк (таза) етсе, мүлікті де сол ұрыдан пәк қылғай» (1, 78). Как было отмечено выше, каждое завещание Чингис хана является как обращением к народам, входящим в его государство, так и наставлением к престолонаследным сыновьям.Порчтение данного завещания как наставление к престолонаследным сыновьям позволяет предположить, что Чингис хан как правитель отмечал значение усилий (специальных мер) правителя по формированию законопослушного сознания в народах его государства.

Выходит, что недостаточно иметь сильное войско и надежных слуг. Твердый и справедливый закон в государстве будет действенным, и воля правителя будет обязательной для всех независимо от расстояния и заслуг (и не только среди слуг), если сознание народов государства будет законопослушным. Государство, не имеющее законопослушного народа, является государством в себе, ибо власть (закон) государства в таком случае распространяется только на слуг и войско, не распространяясь на его народы. Власть правителя в таком государстве является непрочной. Государство только тогда может считаться полнокровным, состоявшимся и власть правителя является прочной, если его законы приняты и соблюдаются также и в народе.

Из данного завещания Чингис хана следует, что для укрепления своей власти недостаточно завоевание расположения народов государства, признание ими заслуг отдельных полководцев и наместников (правителей отдельных княжеств). При таком положении власть правителя еще остается шаткой и непрочной, даже имея сильную армию и надежных слуг. Примером тому являются неоднократные восстания в Тангутском княжестве (в 603, 606, 622, 624 годы по мусульм. лет). Когда в народе не соблюдается закон, установленный правителем, то такое положение чревато восстанием. Из завещания Чингис хана следует, что воля правителя должна быть обязательной не только для слуг (полководцев и других категорий слуг), но и для простого народа.

Пример с Тангутским княжеством говорит, что можно победить в сражении войско, можно стереть с лица земли целые города. Задачей куда более сложной является формирование законопослушного сознания в народе. Сохранение местных традиций народов (религиозных верований и иных культурных традиций) является недостаточным для решения данной задачи. Нужны постоянные усилия (проведение специальных мер) для формирования в народе представления о законе как обязательном для каждого его представителя, представления о необходимости действий только в рамках закона. Кадыргали Жалайыр свидетельствует, что Чингис хан прилагал не мало усилий для формирования законопослушного сознания в народах своего государства. Он применял с этой целью систему поощрительных мер, продвижения по должности, выражение своей благодарности т.д.

Чингис хан говорит: «Нужно иметь мнение (выносить решение)…». («Үш дана сөзіңдей әр сөзді әр жерде айтпақ керек»), «…при этом следовать другого только после того, как сравнишь со своим опытом или с мнением знающих людей…». («оның айтқанын айт, болмаса өз сөзіңіз, тағы даналардың сөзін салыстырып (көр)»)  «… и если эти слова не противоречат, то им можно следовать, в противном случае, к ним не следует прислушиваться…» (1, 79). Данное наставление Чингис хана является одновременно обращением к престолонаследным сыновьям и к народам своего государства. В нем Чингис хан говорит о пути к успешному управлению государством и о жизненной позиции каждого человека.

Прочтение данного наставления в контексте проблемы управления государством указывает на то, какие качества в правителе позволяют ему создать прочную власть, создать сильную армию, сплотить вокруг себя преданных и знающих свое дело людей, установить в государстве твердый порядок, завоевать доверие народа. Согласно данному завещанию, правитель должен быть независимым при принятии решений, быть свободным, не привязанным ни к каким авторитетам, им должен двигать только один интерес – успех в деле (интерес его государства, сохранение единства и прочности государства). Разумеется, широкий спектр вопросов, решаемых правителем, от масштабных, глобальных до повседневных, обыденных, говорит о том, каким масштабом информации должен располагать правитель, о знаниях, которые он должен иметь. Но как то следует из завещания Чингис хана своим сыновьям, главным при управлении государством являются не знания сами по себе, но опыт собственный, опыт других правителей. В нелегкой стезе управления государством надежным качеством правителя является его способность сопоставлять собственный опыт с опытом других и находить верное решение. Ж.Баласагуни в поэме «Благодатное знание» отмечает, что легкомыслие и поспешность при принятии решений «чревато позором» (4, 236) и от правителя требуется бдительность, постоянная собранность в делах и мыслях (4, 171).

Прочтение завещания как обращение Чингис хана к народам своего государства позволяет прийти к ряду следующих положений. Как было отмечено выше, вся жизнь народов в средневековой тюркской культуре протекала в рамках традиций. Традиции воспринимались как установленный еще в глубокой древности естественный закон, что обеспечивал порядок, вел к гармонии отношений с внешним миром, с космосом, природой, с людьми. Отступление от традиций было равносильно наступлению хаоса, вражды и войн, утраты стабильности жизненного уклада. Традиция для народов в средневековой тюркской культуре означала установившийся образ жизни, устоявшийся ход хозяйственной деятельности, представления о мире, культуру отношений между людьми, представление о своем предназначении, долге, жизненном пути. Традиции являют также собой нормы, ограничения, соответственно, опыт, в пределах которых происходит жизнедеятельность человека. Но следует отметить, что жизнь в пространстве культурных традиций не означает праздную жизнь и не исключает в представителях той культуры острый, живой ум.

Жизнь народов региона государства Чингис хана проходила в бесконечных войнах. Соответственно, образу жизни складывались и традиции культуры народов той эпохи. Традиции их культуры несли в себе сильный и вольный дух их предков, воспитывали своих последователей как воинов. Кадыргали Жалайыр в книге «Шежірелер жинағы» приводит немало примеров о воинственном, свободолюбивом духе народов, вошедших в государство Чингис хана. Следует отметить, что гордый, свободолюбивый, сильный нрав народов в средневековой тюркской культуры не исключает в них традиции гостеприимства.  В генеалогической линии Чингис хана Кадыргали Жалайыр называет многих людей сильных и смелых духом. Одним из них был его брат Жошы Қасар. О нем Кадыргали Жалайыр говорит, что он был «қуатты, құрметті» (сильный и славный, нашедший признание в народе). Он был настолько сильным, что мог разорвать человека руками на две части. Другими примерами силы и отважного воинского духа являются полководцы и тысячники. Одним из них был полководец Чингис хана Бала Калша (возможно, полководец Бала-ноян). О совершенстве его воинского искусства говорит его рассказ о том, как он один сумел отразить нападение в степи шестерых воинов, задумавших его убить, и выйти победителем. Бала Калша отразил их стрелы, и один в схватке с шестерыми воинами зарубил каждого мечом. Бесстрашными воинами-полководцами были деды Чингис хана. Его отец Иесуге-Баһадур, қият и бұрджигин (буржикин), был мужественным  и отважным человеком, подчинил многие монгольские племена (1, 50). Чингис хан был из қиятов. Қиятами называли потомков Қабыл хана. Қиян (қият) по-монгольски значит «большой поток, текущий с гор в низину, бурный, быстрый, сильный». Қияты были отважны, храбры и крайне мужественны (2, 42).

Следует отметить, что образ жизни, что вели народы государства Чингис хана, способствовал формированию в них не только сильного, смелого духа. Сила и отвага, храбрость и мужество предполагали в них особый, гибкий, быстрый ум, не склоняющийся перед авторитетами. Но в отличие от мышления представителя культуры Запада, в большей мере остающийся в рамках отвлеченных метафизических конструкций, представитель средневековой тюркской культуры предпочитает считаться с реальной действительностью. Неслучайно Чингис хан говорит: «Үш дана сөзіңдей әр сөзді әр жерде айтпақ керек» (Нужно иметь мнение и нужно выносить решение).

Чингис хан говорит: «Когда стоишь перед великими (перед ханом), молчи, пока не зададут вопрос, лучше подумай над ответом. Лучше слушать, что говорит хан, иначе выжгут язык раскаленным железом» («Әр кім ұлылар алдына барса, ол уақытқа деін ешнәрсе сойлемес, ұлы адам сүрақ сұрамағанша...») (1, 79). Данное слово Чингис хана как и другие его слова, является одновременно обращением к престолонаследным сыновьям и к народам его государства. В этом слове Чингис хан – основатель огромного государства, прошедший через разного рода межродовые интриги, с государством которого находились в дипломатических отношениях повелители многих стран, говорит об одном из правил поведения успешного политика. Для простых людей, находящихся вне властных полномочий, данное слово Чингис хана также говорит о правиле искусства общения между людьми, включая отношение к вышестоящим властьимущим людям. В многосложном искусстве дипломатии власти есть одно из правил – быть предельно собранным в мыслях и взвешивать каждое слово, когда предстаешь перед властью. Такое же наставление мы находим в «Благодатном знании» Ж. Баласагуни.

Ж.Баласагуни в поэме «Благодатное знание» рассуждает об искусстве общения и об отношении к власти более пространно. Многосложное искусство общения и отношения к власти Ж. Баласагуни рассматривает в контексте четырех «сутей» (оснований человеческой экзистенции) средневековой тюркской культуры. Правило быть собранным в мыслях и взвешивать каждое слово предстает как одна их характеристик третьей «сути» экзистенции человека – разума. И здесь уже в поэме Ж. Баласагуни «Благодатное знание» мы вновь отмечаем отличие, особенность деятельности разума в средневековой тюркской культуре – его практический характер, его гибкость и динамичность. Наряду с несгибаемой волей разум выступает основным ключом, что охраняет человека (и правителей) от множества бед, ведет их к созданию сильного государства.

Народы государства Чингис хана, жившие в эпоху войн и межродовых распрей, знали силу воздействия слов. Их жизненный опыт говорил о том, что слово может вершить судьбы людей – слово может поднять до небес или стоить головы. Многие из них были воинами. И их отличала не только бесстрашие и мужество. Об их выдержке и воле свидетельствовала также и их речь, сдержанная и взвешенная. В человеке его суть и деяния и слова едины. «Мечтаешь ты сам благородным стать, Деяния и слово на правду наладь» (4, 366), - отмечает Ж. Баласагуни. В мелкой личности, неспособной к большим свершениям, ограничивающихся только интригами и ссорами и ни к чему иному не способной, как кроме зависти, речь лжива и льстива, потому опасна не только для других, но и для самой этой личности. В благородном человеке, кто занят благородным и добрым делом, его речь является показателем его уровня. У сильного духом, мужественного человека, преодолевающего преграды, не позволяющего себе расслабиться, речь открыта, смелая (правдивая) и взвешенная. Именно во взвешенности его слов (точности и твердости) проявляется сила его духа. В этих словах Ж. Баласагуни кроется истина, мудрый опыт прошлого. Следовательно, глобальные свершения (покорение мира) помимо многих других умений и навыков требует от человека и культуру речи. Речь человека – показатель его воли.

Как то следует из наставлений тюркского мыслителя средних веков Ж. Баласагуни и из завещания великого хана, основателя единого государства, объединившего многие народы, слово имеет значение и в искусстве власти (управления государством). Сильный правитель должен владеть над речью. Прочность его власти над людьми как правителя берет начало в его власти над своей речью. Речь правителя является показателем его власти. Войско, слуги, народы, прежде всего, повинуются слову правителя. Слово правителя сливается с законом и имеет силу закона. И только, когда перестают повиноваться слову правителя, т.е. нарушают установленный им закон, то тогда правитель обращается к военным методам обращения с людьми. Он использует оружие и карает смертью. Соответственно, правитель должен говорить только в пределах установленного им закона. Сила его слова должна соответствовать силе его государственной власти. В первую очередь к правителю обращается Ж. Баласагуни в поэме «Благодатное знание»: «И тайны и мысли таи ото всех, А выдал – пеняй на свой собственный грех» (4, 366). Следующее наставление Ж. Баласагуни также относится к правителю: «Скажи хорошенько, раскинув умом. Ответь на вопрос и закончи на том» (4, 103).

 

MIROVOZZRENCHESKIY LAYER of the HERITAGE CHINGIS KHAN (политологический aspect)

 

Summary

 

Esmagulova G.ZH., k.f.n.

Academy "K?kshe", Kokshetau

 

In article author leads the analysis of the edifications CHingis khan and considers their as his(its) testament престолонаследным to sons and as address to folk its state. In edifications CHingis khan is divided with experience of successful management state, which appears simultaneously and as frames, borders of the behaviour, frames of mind of the people, strong spirit. 

 

Мировоззренческий пласт наследия Чингис хана

 (политологический аспект)

Аннотация

 

В статье автор ведет анализ наставлений Чингис хана и рассматривает их как его завещание престолонаследным сыновьям и как обращение к народам  своего государства. В наставлениях Чингис хан делится с опытом успешного управления государством, который предстает одновременно и как рамки, границы поведения, умонастроения людей, сильных духом. 

 

 

Шынғыс хан мұрасының дүниетанымдық жағы

(саясатанулық аспекті)

Түйін

Мақалада автор Шынғыс хан өсиеттеріне талдау жасады. Шынғыс хан өсиеттерін ұлдарына және өз мемлекетінің барша халықтарына арнаған. Өсиеттерінде Шынғыс хан мемлекет басқару өнерін жеткізеді. Мақалада Шынғыс ханың әскери, қолбасшы тәжірибесін  әр бір рухы шынайы адамдың өмірлік тәртібі ретінде көтерілген.

 

Литература:

  1. Қадырғали Жалайыр «Шежірелер жинағы». Алматы, «Қазақстан», 1997.
  2. А. Касымжанов.
  3. Есмагулова Г.Ж. «Поэма «Благодатное знание» и тюркская философия». – Кокшетау: Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова, 2003. – 56 с.
  4.  Юсуф Баласагунский. Багодатное знание (пер. С.Н. Иванова). М. Изд-во «Наука», 1983. – 558 с.