Экология/. Проблемы экологического воспитания молодежи

Емельянова Н. Н.

Тюменский государственный нефтегазовый университет

Экологическое образование как необходимый фактор устойчивого развития

В последнее время все более остро звучит проблема выживания человека в современном мире. В связи с необратимым влиянием антропогенного фактора на биосферу, происходит истощение минеральных ресурсов, уменьшение площади озонового слоя, защищающего планету от губительного ультрафиолетового излучения, уменьшение биотического разнообразия на планете, глобальное потепление климата. Другими словами человек и биосфера приближаются к бифуркационной точке, при достижении которой последуют необратимые изменения в системе на подобии тех, что имели место 60 миллионов лет назад на закате эпохи динозавров.

Для решения экологических проблем необходимо сочетание двух аспектов: техногенного и нравственного. 20 век характеризовался техническим прогрессом, но необходимо внести корректировки: контроль за принимаемыми в промышленности технологиями, принятие природоохранных законов, создание экологически чистых производств. Однако, это не решение всех проблем, важно влияние нравственного аспекта. На протяжении истории человек относился к окружающей среде с точки зрения потребителя. Он должен осознать, что является равным видом среди растений и животных в экологических системах, только в этом случае регулирующие механизмы в этих экосистемах будут действовать так, как будто в них нет человека, и не будут разрушаться.

В настоящее время об экологических проблемах заговорили во всем мире. Создаются международные симпозиумы, конгрессы, совещания. Но особо хочется отметить деятельность Никиты Николаевича Моисеева, в творчестве которого экологическая проблематика зазвучала особенно остро, и который сформулировал понятие экологического императива. Экологической императив – некоторое множество свойств окружающей среды, изменение которых человеческой деятельностью недопустимо ни при каких условиях, то есть экологический императив накладывает ограничения: человек не должен брать от природы больше, чем ему действительно необходимо.

Экологический императив нуждается в правовом закреплении, но надеяться на решение всех проблем только за счет соблюдения юридических норм нельзя. Кардинальный путь проходит через сердце каждого человека. Насущная задача каждого человека – это созидание себя как плодотворной, целостной, гармонично развитой личности на основе общечеловеческих нравственных ценностей, освобожденных от религиозных догматов суеверий и вместе с тем одухотворенных высшими чувствами и светлыми надеждами, на основе современного знания о человеке и его истории. Только через познание и нравственное созидание себя как естественного природного звена возможно возрождение человека и создание новой культуры.

Осознание сущностных основ экологического императива, безусловно, важный момент на пути развития социума в единую гармоничную систему. Однако, необходимо остановиться на общесистемных условиях и принципах «устойчивого развития». На конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в Рио-де-Жанейро в 1992 г. была принята стратегия (концепция) перехода современного общества к устойчивому развитию. Речь в данном случае идет о переходе к новой эпохе цивилизационного развития на основе радикального изменения ценностей и целей современного общества, ориентации и содержания различных сфер человеческой деятельности.

Общий смысл стратегии устойчивого развития сводится к определению предпосылок и условий неопределенно длительного существования человечества. Для этого предполагается таким образом удовлетворять потребности людей, чтобы это не вело к деградации биосферы, не ущемляло интересы будущих поколений.

Устойчивое общество - это общество, способное существовать в течение жизни многих поколений, общество достаточно дальновидное, гибкое и мудрое, чтобы не разрушать поддерживающие его физические и социальные системы. Это общество, обеспеченное информационными, социальными и институциональными механизмами, способными осуществлять контроль за ростом численности населения и экономики, качеством жизни людей и состоянием природной среды.

Всемирный Саммит в Йоханнесбурге (2002 г.) показал, что уровень понимания главных трудностей во взаимоотношении человека и природы далек от идеала. Люди не осознают всей глубины проблемы и живут, руководствуясь своими эгоистическими целями.

Выполнение стратегии устойчивого развития немыслимо без соответствующей трансформации общественного сознания, понимания каждым индивидом смысла и значения предстоящих перемен. На передний план, поэтому выходят вопросы социализации индивида, изменения ориентации и содержания образовательных и просветительских систем, как в национальных, так и в глобальных масштабах, с позиций устойчивого развития. Лейтмотивом всех этих преобразований являются поиски новых форм и способов проникновения экологических знаний и императивов в различные уровни образовательных структур, средств массовой коммуникации, их тотальная экологизация.

Примечательно, что В.И.Вернадский, определяя основные условия становления ноосферы, также особо подчеркивал необходимость преобразования средств связи и расширения обмена информацией между странами, усиления коммуникаций между государствами, возрастания роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.

Переход общества к устойчивому развитию может быть результатом преобразования сознания и мировоззрения. Устойчивое развитие общества немыслимо без совершенствования человека, то есть его внутреннего возрастания по меркам высшего идеала это тоже составляющая экологического императива. Влиять  на формирование сознания можно с помощью образования. Образовательная система должна содействовать всестороннему развитию личности, формировать экогуманистические ценности и идеалы.

Литература:

1. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию, документы конференции //Йоханнесбургский саммит 2002 : Офиц. сайт. 2002. http://www.un.org

1.      Колесников Ю. Ю. Экологический императив как неотъемлемый фактор устойчивого развития человечества. – Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета, 2006, № 4.

2. Моисеев Н. Н. Современный антропогенез и цивилизованные разломы. Эколого-политологический анализ,вопросы философии. 1995. № 1.

4. Моисеев, Н. Н. Универсум. Информация. Общество / Н. Н. Моисеев. – М. : Устойчивый мир, 2001.