Куракбаева Асыл Жексембаевна

 

Жетысуский государственный университет им. И. .Жансугурова, Казахстан

 

Самопознание как педагогическая категория                                                                       

 

Вполне соответствующей своему назначению в современных условиях является курс «Самопознание», который с 2001 года в Республике Казахстан начал осуществлять экспериментальный проект.                                                                Образовательная программа предмета «Самопознание» направлена на формирование целостной гармоничной личности казахстанского общества, готовой в возрасте социальной зрелости к самосовершенствованию и самореализации в соответствии с высокими принципами и нормами общечеловеческих духовных ценностей и современных этических стандартов.

Но для реализации образовательного процесса по вышеказанному курсу необходимо выявить сущностную харатеристику самопознания как педагогической категории.

Анализ научно-философской и научно-психологической литературы показал, что самопознание – один из древних психологических терминов, которое связано с такими понятиями как «сознание» и «самосознание».

В философии сознание рассматривается как особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил. Многие философы определяют сознание как чудо из чудес мирозданья, как великий благостный дар человеку, как «Я», устремленное к вершинам духовного бытия, возвышенной любви и дружбы, сострадания и радости и т.д.

Воздействуя на природу, изменяя ее, человек вместе с тем изменяет и свою собственную природу.

Ученые считают, что сознание человека так устроено, что человек все время старается понять: кто я? Каков окружающий меня мир? Зачем я явился на этот свет и почему потом уйду? Как мне совершить то, к чему призван? Он находится в вечном поиске смысла собственной жизни, ибо сознание всему ищет смысл.

В.А.Крутецкий считает, что сознание можно определить как высшую форму отражения объектов действительности с помощью речи, языка.

    Человек – существо общественное. На его развитие влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым принадлежит решающая роль. Сознание имеет также общественную природу. Следовательно, сознание есть, во-первых, высшая форма психики, которая возникла в процессе общественной трудовой деятельности людей при постоянном общении их между собой с помощью языка, во-вторых, память Я о самом себе, понятом как «индивидуальная форма культуры».

Таким образом, память о самом себе отождествляется с самосознанием.

Философия понимает под самосознанием не просто знание содержания сознания, но одновременно знание о том, что это содержание связано с какими-то событиями, происходящими во вне. Гегель считал, что сознание становится самосознанием, когда Я обнаруживает, что все определения предмета принадлежат не только предмету как таковому, но и ему самому.

Внутренний мир личности, ее самосознание всегда находились в центре внимания не только философов, но и психологов. Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлся предметом особого внимания.    Первоначально вопрос о «Я» соотносился главным образом с познанием человеком самого себя как существа мыслящего – в этом значении и надо понимать слова Декарта «Я мыслю, следовательно, существую». Но человеческое «Я» гораздо глубже и не исчерпывается только мыслительными   свойствами. В состав «Я» входит все то самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя.

    К.С.Льюис отмечает, что есть только одна вещь во вселенной, о которой мы знаем больше, чем могли бы узнать в результате наблюдения извне. Эта вещь – мы сами. У нас есть внутренняя информация.

    Будучи субъектом познания, человек, вместе с тем, выступает и как объект по отношению к самому себе. «Образ «Я» - это не просто представление или понятие личности о самом себе, а социальная установка, отношение личности к себе.

    Психологи выделяют две формы Я – концепции – реальную и идеальную. «Реальная» - представление личности о себе, о том, «какой я есть». «Идеальная» - Я – концепция – это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»).

    Они отмечают о возможности существования и фантастического «Я», когда человек смотрит на себя сквозь призму собственных желаний, не учитывая своих реальных возможностей, которое сопровождается словами «если бы», что означает, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным.

    Рассматривая взаимосвязь самосознания с самопознанием можно утверждать: В настоящее время термин «самопознание» употребляется достаточно широко, так как он важен с педагогической позиции. А именно, потому, что с развитым самопознанием процесс формирования, становления личности происходит значительно эффективней.

    В связи с этим изучение научной философской, психолого-педагогической литературы показывает следующие подходы к рассмотрению сущности самопознания.

    Шерьязданова Х.Т. замечает, что «проблема самопознания – одна из самых сложных научных проблем в психологии и определяет место, которое относится к самопознанию и самопознание выделяет как структурный компонент самосознания и на первый план выдвигает в структуре самопознания Я как субъект.

Анализ научной литературы показывает, что самопознание – это процесс, который может трактоваться  как результат воспитания, процесс и основа для самовоспитания.      

Таким образом, получаем следующую схему (рисунок 1):

Рисунок 1. Сущностная характеристика самопознания

 

  

Следует отметить, что сущностную характеристику самопознания нельзя рассматривать изолировано от сознания, самосознания, воспитания, самовоспитания поскольку они носят интегративный, целостный характер и одно понятие всегда вытекает из другого и в этом прослеживается их взаимосвязь.

    С учетом анализа философской, психолого-педагогической литературы по внедрению курса «Самопознание» в учебно-воспитательный процесс, нужно рассматривать данное понятие в контексте научной педагогической категории, которое даст возможность рассматривать самопознание как целостный курс, имеющий предмет, методологическую основу, разделы, отрасли.

    Вопрос о том, может ли человек и должен ли человек познавать себя, а если может, то каким образом, как мы выявили из научных источников, давно интересовал людей. Подавляющее большинство ученых утвердительно решают вопрос о том, что человек познаваем.

    А  определение В.А.Сухомлинского, - «единство воспитания и самовоспитания начинается там, где человек, познавая человеческое, познает тем самым себя, учится смотреть на себя как бы со стороны», навел нас на мысль о том, что самовоспитание идет через самопознание, а это дало нам возможность выявить из научно-педагогической литературы такое толкование: Самопознание осуществляется не ради поиска  чистой истины, а ради определенных целей, в частности для самовоспитания, то есть формирования себя в соответствии со своими намерениями.

Таким образом, самопознание является результатом воспитания, основой и процессом самовоспитания, так как для перевода процесса воспитания в процесс самовоспитание необходимо самопознание.

   Анализируя трактовки с педагогической точки зрения, мы пришли к выводу, что под самопознанием следует понимать процесс сознательного, целенаправленного  выявления собственной индивидуальности, способностей, личностных качеств, возможностей, отношения к окружающему миру, жизненных планов.

    Самопознание – сознательное, целенаправленное, самостоятельное познание человеком своего «Я» для формирования и преобразования  себя в окружающей действительности.

   Таким образом, главное в данной трактовке то, что самопознание – это процесс и в данном процессе основное – это выявление собственной индивидуальности.

Литература:

1.     Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема //Вопросы философии. -1990- №10.

2.     Рогов Е.И. Психология человека. – Москва: ВЛАДОС, 1996.

3.     Кон И.С. В поисках себя. – Москва, 1984.

4.     Бердяев Н. Самопознание. – Москва: Хранитель, 2007.- 447.