Парфенова О.В.

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет 

им. И.Я. Яковлева»

Формирование профессиональной компетентности

у будущих педагогов дошкольного образования

Современный человек обладает уникальной возможностью проявить свою индивидуальность, творческой потенциал в различных сферах жизнедеятельности. Однако полноценная самореализация личности в соответствии с ее способностями и интересами возможна лишь в определенной трудовой деятельности. Но для этого человек должен быть профессионально компетентным. В исследованиях Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Н.Ф. Талызиной и др. компетентность педагога рассматривается как единство его теоретической и практической готовности к педагогической деятельности, к выполнению профессиональных функций, которые задаются функциональной структурой педагогической деятельности.

Одной из насущных задач профессионального образования является формирование активной, деятельной личности, способной творчески решать познавательные задачи, свободно и самостоятельно ориентироваться в научных и практических проблемах.  Решению данной задачи способствует внедрение активных методов обучения, которые побуждают обучаемых к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом. 

Разнообразие активных методов обучения, их явный развивающий потенциал позволяет значительно повысить эффективность профессионального образования. Активные методы обучения нашли свое применение и в преподавании  учебной дисциплины «Теория и методика развития детского изобразительного творчества». Содержание данной дисциплины направлено на формирование у студентов эстетического отношения к изобразительному искусству и действительности и подготовку их к работе в дошкольном учреждении по развитию детского изобразительного творчества. В процессе изучения решаются важные задачи развития у студентов эстетического отношения к изобразительному искусству и обучения методике его формирования у детей, формирования знаний об искусствоведческих и психолого-педагогических основах детского изобразительного творчестве, изобразительных способностях и методике формирования их у детей дошкольного возраста.

Одним из активных видов организации учебного процесса в вузе выступает семинар. Семинар издревле сложился как сочетание диспутов, сообщений студентов, комментариев и заключения педагога. В технологии проведения семинарских занятий по «Теории и методике развития детского изобразительного творчества» используются проблемные вопросы и ситуации, требующие от студентов умения применять знания в ситуациях с измененными условиями или активной самостоятельной поисковой деятельности. Так, при изучении темы «Сенсорные основы изобразительной деятельности» студентам предлагается самостоятельно разработать методику организации обследования конкретного предмета с детьми разных возрастных групп для его последующего изображения. При прохождении темы «Характеристика детского рисунка» студенты,  анализируя детские работы, определяют примерный возраст ребенка, типичные ошибки в изображении и возможные причины, методы устранения. Для закрепления теоретических знаний по теме «Художественная предметно-пространственная среда и ребенок» студенты разрабатывают эскиз варианта построения предметно-развивающей среды для изобразительной деятельности в младших и старших возрастных группах дошкольного учреждения и защищают свои эскизы. Более сложное задание, требующее творческого подхода, преобразования усвоенных знаний, способов деятельности, предлагается при рассмотрении темы «Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении изобразительной деятельности»: разработать варианты дифференцированного педагогического руководства изобразительной деятельностью детей с учетом их следующих индивидуальных особенностей: у ребенка доминирует познавательное воображение; у ребенка доминирует эмоциональное воображение; для ребенка характерна низкая самооценка; ребенок нервный, возбудимый; у ребенка наблюдается отставание в развитии технических навыков и умений; у  ребенка  слабо развиты композиционные умения.

Перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность студента, переход к новым способам межличностного взаимодействия (диалог, взаимопонимание, открытость), создание условий для формирования профессиональных умений определил необходимость использования ролевых и деловых игр. Они являются неотъемлемой частью занятий по обучению студентов методике проведения занятий с дошкольниками разными видами изобразительной деятельности (рисованием, лепкой, аппликацией, по ознакомлению с изобразительным искусством). Например,  в ходе деловой игры «Методика обучения лепке дошкольников» решается следующая задача – научить оценивать педагогическую целесообразность приемов обучения. Организация этой игры предполагает деление студентов на пять подгрупп. Каждая подгруппа получает задание разработать модель занятия (тема и возрастная группа по выбору). Затем  один из студентов   «проводит занятие» с детьми. Остальные студенты – «дети». По окончании занятия проводится его анализ. В начале деловой игры студентам объявляют, что будут присутствовать «инспектор управления образованием», «заведующая» и «методист» дошкольного образовательного учреждения, которые и будут анализировать занятие. Выделение ролей обусловлено спецификой получаемой специальности, которая предполагает организационно-методическую деятельность. В процессе дискуссии студенты учатся анализировать занятие с разных позиций, отстаивать свое мнение, аргументировать его, учатся такту  в профессиональных взаимоотношениях.

Среди игровых методов обучения ведущее место занимает блиц-игра. Она отличается быстротой проведения, неожиданностью и неординарностью содержания, содействует приобретению опыта самоуправления учебной деятельностью. Чаще всего такие игры проводятся при обучении студентов методике ознакомления дошкольников с живописью.

Тема «Развитие способностей к изобразительной деятельности» изучается посредством позиционной игры (автор Н.Е. Веракса). Данная модель обучения позволяет активизировать процесс усвоения нового материала. Познавательная активность и интерес  студентов обеспечивается необходимостью изучать тему через призму определенной позиции. Согласно рекомендациям Н.Е. Вераксы, используются следующие позиции: тезис (предполагает сворачивание содержания в более компактную форму); понятие (составить список понятий и дать их определение); вопрос   (задать содержательные вопросы всем участникам занятия); практика (показать выход изучаемого  материала за пределы пространства); рефлексия (понять трудности, связанные с усвоением материала); критик (обнаружить несоответствия и противоречия); поэты (сочинить стихотворение, которое отражало бы сам изучаемый материал или процесс его изучения); театр (разыграть театральную миниатюру); символ (нарисовать наглядный образ, отражающий изучаемый материал); эксперт (оценивать деятельность участников учебного процесса).  Многократное, эмоционально окрашенное обращение способствует более прочному запоминанию и усвоению материала. Практика проведения показывает, что позиционная игра не только решает сугубо дидактические задачи, но и открывает творческие возможности студентов в поэтической, изобразительной и театрализованной деятельности.

Таким образом, профессиональная компетентность у будущих педагогов дошкольного образования – это развивающийся потенциал специалиста, который включает совершенствование профессиональных навыков и умений, освоение новых способов принятия эффективных решений и развитие личностных, творческих качеств.