А.К.Ахметов – д.п.н., профессор

Каспийский государственный университет

технологии и инжиниринга имени Ш.Есенова

г.Актау, Республика Казахстан

 

Проблемы формирование экономической культуры

будущих специалистов

                                        

Проблема культуры — одна из всеобъемлющих в современном научном знании. Многоаспектный характер проблемы потребовал системного изучения феномена культуры.

Применительно к теории культуры системный подход предполагает:

1) выявление системообразующих признаков изучаемого объекта, т.е. определение понятия культуры;

2) анализ ее стгруктуры;

4) построение на этой базе теоретической модели должного состояния системы;

5) соотношение характеристики должного состояния с реальным положением дел;

6) исправление ошибок практики.

Для определения понятия культуры, сложного и многомерного по своей сути, необходимо рассмотреть некоторые методологические положения:

• главный источник культуры — труд общественного человека;

• культура включает в себя различные способы и результаты деятельности общественного человека;

• сущность культуры — человекотворческая,  важнейшим ее продуктом является сам человек;

• история культуры — естественно-исторический процесс, и в этом смысле культура каждого конкретного общества есть исторически обусловленная система способов и результатов человеческой деятельности;

• культурный прогресс — совершенствование самого человека.

      Адаптационная функция культуры при пристальном рассмотрении обнаруживает два вектора: на общество и на человека. Для общества культура создает человека, способного осуществлять расширенное воспроизводство данных социальных отношений. Человека культура вооружает знаниями, умениями, навыками, овладев которыми, он получает возможность полноценной социализации и самореализации.

      Следующий этап системного подхода к культуре связан с выявлением ее структуры. Поскольку культура вторична по отношению к обществу, постольку она является важнейшим структурообразующим его фактором. Отсюда - социологический аспект структуры культуры. Другим основанием структурирования культуры являются ее деятельностная природа и человекотворческая сущность. И то и другое реализуется через механизм потребностей, поскольку именно в процессе деятельности с целью их удовлетворения человек творит культуру и самого себя. Именно социокультурологической аспект структуры культуры позволяет среди множества самостоятельных ее сторон выделить экономическую культуру. Следует заметить, что экономическая культура является структурным компонентом и другой системы - профессиональной культуры, что будет рассмотрено ниже.  В каждом из названных элементов культуры наблюдается сложная диалектика материального и духовного, появляется возможность выделения культуры материальной и духовной.

      Методологическое значение решения проблемы структуры культуры заключается в возможности создания социокультурного портрета эпохи. Соотнесение данных по каждому элементу с идеальной моделью интегрального типа личности будущего специалиста позволит принимать оптимальные управленческие решения.

Почти все подходы к трактовке структуры культуры актуализируют такой ее компонент, как ценности. Аксиология для теории культуры актуализировала два момента: субъективно - объективный характер ценностей и связь их с потребностями общества, социальных групп и личности. Именно в цепочке взаимодействий между теорией культуры, теорией ценности и философским учением о человеке заключены методологические основы исследования тех или иных аспектов проблемы культуры.

Особого внимания заслуживает проблема соотношения категорий «ценности» и «нормы культуры». Так, например, К.С. Сарингулян рассматривает ценности как «нормы целеполагания или нормы— ориентации» /1/ . В культуре существуют 3 вида ценностей: 1) ценности - идеалы; 2) ценности - свойства вещей, выявляемые в результате соотнесения с ценностями - идеалами; 3) ценности - вещи, обладающие ценностными свойствами.

      Одним из важнейших этапов системного отношения к культуре является выяснение законов ее развития, т.е. построение историко - культурной типологии. Понятие «тип культуры» дает методологическую основу для осмысления общего, особенного (регионального, национального) и единичного в культурно-историческом процессе.

При определении структуры сущностных сил человека различные концептуальные подходы содержат в себе некий инвариант, заключающийся в том, что необходимыми элементами структуры сущностных сил человека признаются способности, потребности, интересы, знания и умения.

Л.Н. Коган предлагает дополнительное деление сущностных сил по носителям (индивидуальные и общественные) и по видам (производительные, политические и духовные) /2/. В.Н. Сагатовский вводит понятие функционального уровня сущностных сил (биологический, социологический, психологический) и их внутренних детерминант (потребности, возможности, жизненная позиция) /3/.  В.К. Шановский различает потенциальные силы (способности), побудительные силы (потребности, интересы, целеполагание) и в качестве отдельного элемента рассматривает собственно человеческую деятельность /4/.       Для систематизации всех обозначенных подходов необходимо понятие «сущностные силы человека» преломить через основные философские категории. Тогда понятно, что человек рассматривается как единство материи и духа, объекта и субъекта, биологического и социального, личного и общественного, индивидуального и универсального, эмоционального и рационального. Синтезируя все данные о культуре, полученные на разных этапах ее системного изучения, Л.К. Круглова характеризует культуру как исторически конкретную систему способов и результатов развития сущностных сил человека, функционирующую в целях удовлетворения потребностей общества, отдельных социальных групп и личности /5/.      Развивающую функцию культуры подчеркивал С.Л. Выготский. Он понимал ее широко, как обогащение исходных биологических данных. М.Г. Ярошевский отмечает, что содержание исследовательской программы в понимании Выготского «определялось задачей экспериментального изучения того, каким образом, благодаря тому, что ребенок оперирует в общении знаково-смьгсловыми орудиями (продуктами культуры), его психические функции (внимание, память, мышление, воображение) из низших превращаются в высшие» /6/.      Модель человека, заложенная в систему социальных ценностей и норм, показывает степень ориентации общества на развитие сущностных сил человека. Ориентация на формирование целостного человека определяется единством образования и воспитания. Успешное осуществление принципа единства воспитания и обучения возможно через корректировку целей, задач и содержания. Первая группа задач формирования личности как носителя гуманистического типа культуры сопряжена с необходимостью воспитания способности к творчеству как высшему проявлению свойства субъективности. Задача воспитания организованности и дисциплины выступает как педагогическое преломление свойства объективности,

      Следующая группа воспитательных задач вытекает из необходимости развития сущностных сил человека, обозначенных категориями «общественное» и «личное». Речь идет о задаче формирования свойств и навыков, которые в своей совокупности знаменуют «социальную культуру личности». Критерием ее является мера усвоения индивидом общественных идеалов и ценностей, его социальная активность. Следующая группа задач связана с необходимостью сочетания рационального и эмоционального как главных компонентов в структуре личностного образования. Конкретизацию задач облегчает определение их собственной структуры.

      Рациональное включает в себя следующие элементы:

1) знания (мировоззренческие. общенаучные, гуманитарные, профессиональные, общепрактические);

2) технология приобретения знаний (умение учиться);

З) технология мышления.

На языке задач это - формирование мировоззрения, овладение основами наук, обучение способам приобретения знаний и процедурам мышления.

      В соответствии с темпами НТП резко изменились требования к такому компоненту образования, как технология приобретения знаний. Как отмечает видный специалист в области образования Т.Хюсен, научно-технический прогресс внес существенные коррективы в стратегию образования. В быстро меняющемся индустриально развитом обществе любые специальные знания быстро устаревают. Человек должен постоянно учиться, чтобы приспособиться к изменениям, порожденным развитием науки и техники. Это означает, что главное в процессе учения (а он должен продолжаться всю жизнь) — это основные навыки восприятия новых знаний. Такие навыки, которые можно применять в разнообразных, Непредвиденных ситуациях, обретают стратегическое значение. Наиболее важным из них является, конечно, умение самостоятельно учиться» /7/.  

      Гуманистическое образование должно развивать такие свойства мышления, как умение самостоятельно оценивать и анализировать приобретенные навыки, критиковать, спорить, находить новое и отстаивать его. Видеть противоречия реальной жизни и их источники, находить пути их разрешения и формы своего участия в этом процессе, улавливать взаимосвязи между различными явлениями, отличать существенное от несущественного и т.д. Диалектическая по своей сути, общая стратегия мышления в полной мере реализует принцип единства теории и практики. Овладение культурой обязательно включает в себя развитие эмоциональных сторон формирующейся  личности, а также ее волевых качеств.

Как видим, концепция культурного человека при ее детальной разработке может стать необходимым и достаточным теоретическим материалом для разработки системы критериев эффективности воспитательной работы, вообще, и в ходе профессиональной подготовки специалиста, в частности.

Это методологическое знание послужило основной разработки модели профессиональной культуры учителя.

Критерии и показатели профессиональной культуры учителя достаточно тесно взаимосвязаны. И хотя нас, в первую очередь, интересовала информация по экономической культуре, было абсолютно естественным и логичным рассмотрение ее в общем контексте профессиональной культуры учителя. При таком подходе появляется возможность сравнительно-сопоставительной интерпретации данных диагностического исследования, выявление наиболее существенных взаимосвязей.

Сравнительно-сопоставительный анализ значимости и сформированности различных компонентов общей профессиональной культуры будущих учителей позволяет увидеть определенные тенденции развития тех или иных профессионально значимых качеств, наметить наиболее актуальные цели и задачи воспитания.

Для выявления реального состояния профессиональной культуры студентов педвуза нами широко использовались собственные оценочные суждения будущих учителей, позволяющие выявить их самооценку. В психолого-педагогической литературе последних лет различные виды самоаттестации характеризуют как очень надежные методы исследования, обеспечивающие высокую достоверность полученных результатов. Студентам было предложено оценить значимость и сформированность у себя различных компонентов профессиональной культуры.

С какой целью были разведены такие характеристики, как значимость и сформированность?

      Сформированность того или иного качества, в свою очередь, предполагает наличие всех внутриструктурных компонентов личностного образования при доминировании определенных умений и способов деятельности. Мы также полагали, что исследование исходного уровня экономической культуры в общем контексте профессиональной культуры будущих учителей объективно повысит достоверность результатов, так как при этом не будет сразу акцентироваться непосредственный предмет исследования.

Кроме того, необходимо специально оговорить то обстоятельство, что в исследовательских материалах диагностируется тот или иной уровень экономической культуры, а не собственно профессионально—экономической ориентированности будущих специалистов. Такая ситуация, как считают науковеды, допустима в том случае, если анализируемое качество шире, объемнее исследуемого, а второе соотносится с первым как системообразующий компонент с самой системой. Применительно к нашему исследованию это означает, что профессионально-экономическая ориентированность выступает системообраэующим компонентом такого интегративного качества, как экономическая культура личности.

    Таким образом, можно констатировать, что именно рассмотрение экономической культуры в общем контексте профессиональной культуры будущих учителей позволило увидеть и проанализировать представленность и взаимосвязь ее различных элементов, выявить противоречия процесса профессиональнокономического ориентирования.

 

 ЛИТЕРАТУРА

1.Сарингулян К.С. Культура и регуляция деятельности. -Ереван, 1986.. 113.

2. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М., 1984. - с. 25.

3. Сагатовский В.Н. Сущностные силы человека //Человек: деятельность, творчество, стиль мышления. - Симферополь, 1987. - с. 12.

4. Шановский В.К. Диалектика сущностньтх сил человека. - Киев, 1985. - с. 34.

5. Круглова Л.К. Социализм. Человек. Культура: моногр. - М.: Высш. шк., 1990 (144 с.) - с. 22.

6. Ярошевский М.Г. В поиске интегральной схемы психической организации человека //Вопросы философии. - 1987. - с. 75.

7. Хюсен Т. Современные тенденции развития Образования //Перспективы - I983, 1-12 с.).