Вохрышева Е.В.

 (Самарская государственная академия культуры и искусств, г. Самара)

Обсценная и жаргонная лексика в Интернет-дискурсе

Все проявления девиантного поведения в виртуальной среде можно разделить на два типа: те, которые пришли к нам из реального общения – вербальные средства агрессии, трансформированные в текст, и виды межличностной агрессии, характерные в первую очередь для интернет-дискурса и порождаемые именно из-за особенностей функционирования данного дискурса. Быстрое развитие интернета способствует тому, что практически ежегодно появляются новые слова и выражения, относящиеся к сленгу и жаргону, придумываются собственные уникальные языки, развиваются уже придуманные, таким образом исследование данного вопроса должно быть обширным и непрерывным.

Наиболее очевидным способом проявления агрессии является использование инвективной лексики [1, 2]. Можно выделить 8 разрядов инвективной лексики, характерной для виртуальной коммуникации:

- Слова и выражения, с самого начала обозначающие антиобщественную, социально осуждаемую деятельность: хацкер, тролль, флудер.

- Слова с ярко выраженной негативной окраской, составляющей основной смысл их употребления: сдохнуть, аффтар.

- Названия деталей компьютера, употребляемые в переносном значении: винт, девайс, матка.

- Зоосемантические метафоры, отсылающие к названиям животных: грызун, осёл.

- Глаголы с «осуждающей» семантикой или даже с прямой негативной оценкой: оффтопить, хакнуть, дрочить.

- Слова, содержащие в своем значении негативную, причем весьма экспрессивную оценку чьей-либо личности: нуб, задрот.

- Окказиональные (специально создаваемые) каламбурные образования, направленные на унижение или оскорбление адресата: пэтэушнег, сотона.

- Обсценная лексика (мат).

По исследованиям сайта www.voxru.net, нецензурная лексика весьма распространена среди пользователей Рунета: 64% респондентов признались, что большинство их знакомых употребляют в своей речи ненормативные выражения. Только 34% опрошенных заявили, что большинство их знакомых такие выражения не используют. Говоря о себе лично, 85% участников опроса также не скрывают, что они употребляют нецензурные выражения, в том числе, 65% утверждают, что это случается редко, а 20% - что часто. Лишь 14% опрошенных подобных выражений не употребляют [3].

         Помимо активного использования инвективной лексики, сниженных выражений, разговорных и жаргонных элементов к специфическим характеристикам вербального поведения данного языкового коллектива может быть отнесен так называемый ОРФО-арт – орфография, придуманная создателем сайта и первооткрывателем новояза Дмитрием Соколовским, известным в Сети под псевдонимом Удав [5]. Его изобретение представляет собой не простую стилизацию письменной речи неграмотного школьника, но отражает общее стремление пользователей Рунета к расширенной и интенсивной метаязыковой рефлексии и является средством создания модельной языковой личности «падонка», «птушнега», «быдла», понимаемого пользователями как категория эстетическая, а не социальная.

Вот некоторые из наиболее распространенных отклонений от языковой нормы, принятых на www.udaff.com:

 1. «Ы» после шипящих и –ц– («будоражыть», «жыд», «жызненый», «шышки», «пишыт», «фашыст», «огетацыя», «працытировать», «Тицыан», «правакацыя», «письма в редакцыю»);

         2. Чу/щу – с «ю» («чювак»);

         3. Ча/ща – с «я» («умейте атличять хуйню от хуйни»);

         4. Чк/–чн – с мягким знаком («абычьно»);

         5. Оглушение звонких согласных в слабой позиции («чуфства», «фсе», «рас», «фкусно жрать», «раскас», «аффтар», «всгляд», «праф», «напесаф», «фтыкать», «викенх», «многа букф»);

         6. Озвончение глухих согласных в абсолютном конце слова («превед», «мудаг», «теоретег», «итаг», «тод»);

         7. Транскрибирование букв, обозначающих два звука («йазык», «йа проста размистил абйаву», «выпей йаду», «йайца», «такойе мойе мненийе»);

         8. Систематическое нарушение правил написания безударных гласных в приставках и корнях слов («стехи», «аслы», «гастевуха», «неутамимый», «харашо напесал», «тибе», «свае», «скарей», «сиводня», «саплей зиленой», «еще адин любитиль миксиканских сириалов выискалсо» «пайми наканец», «миравой ризананз»; «падонки», «мелетарист», «калонка», «камитет», «пагаловна», «пашол», «пра танки–ракеты будем пиздеть?», «ашиблись рубрекой?», «мелкий пакастник»);

         9. Ошибки в чередующихся корнях («предлажение»);

         10. Суффиксы –ик/–чик с деривационным значением уменьшительности заменяется на –чег («котег», «зайчег», «йожег»,  «красавчег», «лифчег», «мерзавчег»);

         11. Суффикс –ник заменяется на –нег («мобильнег», «монтажнег», «птушнег», «кубег-рубег»);

         12. Написание –(ц)ца вместо –тся в глаголах третьего лица настоящего времени («нравицца», «остальные пруцца», «а мне парой хочецца получить в морду»);

         13. Написание –(ц)цо в инфинитивах («хуйле на это обижаццо?»);

         14. Постфикс –ся систематически заменяется на  –со («панравелсо», «купилсо», «ашибсо»);

         15. Слитное написание предлогов («встаронку», «паходу», «фтему», «фтопку», «невсосал», «ниасилил»).

Таким образом, ОРФО-арт затрагивает правила русской орфографии, которые проходят еще в начальной школе, благодаря чему многие из них стали почти нарицательными, и пародирует фонетический, фонематический и морфологический принципы русской орфографии. Порой сама лексема, измененная по этим правилам, приобретает новый смысл, желательный для авторов и посетителей сайта. Так, транскрибирование «ю» и полное оглушение конечного согласного в последнем слове фразы «фсе птицы летят на йух» вполне в духе языковой рефлексии сетевых «падонков». Характерно, что искажению подвергается и неотъемлемая часть речевой контркультуры русскоязычного сектора Интернета – жаргонизмы и обсценная лексика («батанег», «пелотка», «галимый», «жлопь», «скатина», «казлы», «гавно» и т.п.) [4].

         На данный момент «язык падонкав» стал уже неотъемлемой частью виртуальной лексики. Употребление обсценной и инвективной лексики обусловливается в виртуальном сообществе рядом причин, среди которых: повышение эмоциональности речи, разрядка психологического напряжения, оскорбление, унижение адресата речи, демонстрация агрессии, отсутствия страха, безразличного отношения к чему-либо или демонстрация принадлежности к определенной группе, сообществу.

Литература:

1.        Войскунский А. Е. Развитие речевого общения как результат применения Интернета. – 2001. – Интернет-публикация: http://www.psynet.by.ru/index.html.

2.        Жельвис В.И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема. / В.И. Жельвис. - М.: Ладомир, 2001. – 350 с.

3.        Служба онлайн-опросов // http://voxru.net/

4.        Чернышев А.В. Современная советская мифология. / А.В. Чернышев - Тверь, 1992. - 80 с.

5.        Шаповалова Н.Г.   ОРФО-арт: карнавальное общение в виртуальной реальности / Н.Г. Шаповалова  // http://www.kti.ru/forum/img/usersf/pic_663.doc

6.         www.udaff.com