Ступницкая Н.Н.

Харьковский институт финансов Украинского государственного университета финансов и международной торговли.

Роман А.И. Солженицына «В круге первом» в трудах современных исследователей.

Роман А.И. Солженицына «В круге первом» является стержневым для творчества писателя и онтологически связанным со всем его творчеством. Мы полагаем, что исследование романа, как и всего творчества Солженицына, условно можно разделить на три периода.

Первый этап, без сомнения, начинается с оценки, данной Твардовским после прочтения произведения. Существенный вклад в изучение романа внесли исследователи этого периода: М.А. Лифшиц [5], Л.Д. Ржевский [9], А.В. Белинков [1].

Второй период изучения романа начался в связи с публикацией новой редакции «В круге первом», что вызвало появление работ, содержащих попытки текстологического сопоставления двух редакций. Наиболее значимой, в этом отношении, представляется работа Н. Рутыч [11], содержащая попытку осмысления образа Сталина, основываясь на сравнении двух вариантов романа. Этот этап ознаменовался также выходом в свет книги Ж. Нива [10], появлением работ М. Шнеерсон [16], А.С. Немзера [7], публикацией монографии Ю.А. Мешкова [6].

В наше время творчество А.И. Солженицына начинает восприниматься по-новому. Цель данной статьи состоит в выявлении особенностей восприятия романа «В круге первом» на современном этапе.

Нельзя не согласиться с П.Е. Спиваковским, который полагает, что «примитивно-политизированное прочтение его произведений выглядит теперь безнадежно архаичным и неадекватным. И все большую значимость приобретает интеллектуальная и религиозно-этическая глубина солженицынских текстов, не замеченная да и не понятая в пылу политических страстей. Однако и сейчас мы находимся лишь в самом начале пути к истинному пониманию творческих прозрений великого писателя» [12, с. 67]. 

Существенный вклад в осмысление проблематики и поэтики романа А.И. Солженицына «В круге первом» внесла Е.В. Белопольская, предметом диссертационного исследования которой являлось идейное содержание и художественные особенности солженицынского произведения. Верной представляется мысль, что лагерная тема в романе «В круге первом» интерпретируется в ее связи с темой спасения мира и осмыслением феномена тоталитаризма. Сделанные в работе наблюдения, привели к выводу, что «отличительной чертой таланта А.И. Солженицына является сочетание злободневности с постановкой глубоких экзистенциальных проблем, что в полной мере проявилось в романе» [2, с. 48].

Произошедшее смещение акцентов с общественного на личностное обусловило повышение интереса к психологическим особенностям персонажей романа. Н.Л. Лейдерман [4] полагает, что главное в солженицынской концепции – идея самостояния личности в борьбе с тоталитарной системой и те духовные ценности, которые способны обеспечить это самостояние. С точки зрения М.М. Голубкова, «нельзя воспринять систему персонажей как построенную по принципу противопоставления заключенных и их тюремщиков, свободных и несвободных людей» [3, с. 65].

Достаточно своеобразный взгляд как на все творчество Солженицына, так и на роман «В круге первом» изложил в своем исследовании А.В. Урманов [13]. Некоторые положения ученого представляются довольно спорными, однако способствуют более глубокому осмыслению солженицынских персонажей в контексте общественно-политической ситуации того времени и с учетом современных тенденций развития нашего общества.

Актуальность творчества Солженицына на современном этапе, в значительной мере, связана с тем, что мысли писателя опираются на христианский опыт предшествующих поколений. Возрастающая роль различных теологических систем усилила влияние антропософских настроений современного общества и выделение личностного аспекта в качестве доминирующего в творчестве Солженицына, стало основой современных исследований. Присущая писателю глубокая вера помогает ему чувствовать грань между добром и злом и направлять жизнь и творчество по пути добра. Ю.В. Рокотян полагает, что «таковы герои произведений Солженицына: Иван Денисович, внешне вроде бы и не религиозный, Матрена, Спиридон, Воротынцев и многие другие» [10, с. 154]. Г.А. Швец [14] считает, что разнообразие мнений и трудность анализа романа обусловлена принципиальной незавершенностью произведения, его несоответствием тому уровню художественного обобщения, на которое претендовал Солженицын. Совмещение христианской антропологии и точки зрения служителей режима позволяет определить природу тоталитарного режима как буквализацию христианской проповеди и позволяет развить это предположение в направлении определения композиционных реализаций этого архитектоничского принципа.

Теоретический анализ романа Солженицына «В круге первом» был осуществлен Г.А. Швец [15], предметом диссертационного исследования которой явился теоретико-литературный концепт «художественный мир» в контексте романной прозы А.И. Солженицына. Несомненная ценность работы состоит в нетрадиционной разработке понятия «художественный мир» и производных от этой категории понятий: «художественный конфликт», «характер», «герой», «тип» (на материале романа А.И. Солженицына «В круге первом»)

В исследовании представлен анализ теоретических взглядов на проблему художественного мира, являющимся синтезирующим понятием в эстетическом анализе литературного произведения.

Существенное внимание уделено анализу романного конфликта как такового, обобщенному сопоставлению конфликтов, которые разворачиваются на фабульном уровне романного повествования. Высказана интересная мысль об отсутствии интриги и предсказуемости почти всех поступков солженицынских героев. В романе Солженицына, по мнению Г.А. Швец, ощущается взимоотчужденность героев и, соответственно их внутреннее самоотчуждение. Исследователь полагает, что художественный конфликт не находит соответствующей среды не только для решения, но и просто для фабульной реализации.

Один из разделов диссертации посвящен анализу конкретных повествовательных реализаций онтологической коллизии человекообразующего выбора, который лежит в основе конфликтологии романа на всех повествовательных уровнях.

Статья Ю.В. Рокотяна и исследования Г.А. Швец отражают современные тенденции к гуманизации нашего общества, способствуют более глубокому пониманию основ творчества Солженицына, намечает пути дальнейшего анализа его произведений, обращая особое внимание на личностный аспект его творчества.

Литература

 

1.               Белинков А. В. Сталин у Солженицына. Из незавершенной книги «Судьба  и книги Александра Солженицына» / А. В. Белинков // Новый колокол. – 1972. – №1. – С. 429–430.

2.               Белопольская Е. В. Роман А. И. Солженицына «В круге первом»: Проблематика и поэтика: дис. … канд. филол. наук: 10.01.02 / Белопольская Елена Вадимовна. – Ростов н/Д., 1996. – 180 с.

3.               Голубков М. М. Александр Солженицын. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – 112 с.

4.               Лейдерман Н. Л. По принципу антисхемы: О романе А. Солженицына «В круге первом» / Н. Л. Лейдерман // Звезда. – 2001. – №8. – С. 191–205.

5.               Лифшиц М. А. О повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». О рукописи А. И. Солженицына «В круге первом» / М. А. Лифшиц // Вопросы литературы. – 1990. – №7. – С. 74–83.

6.               Мешков Ю.А. Александр Солженицын: личность, творчество, время. – Екатеринбург: Диамант, 1993. – 101 с.

7.               Немзер А.С. Рождество и Воскресение. О романе Александра Солженицына «В круге первом» / А.С. Немзер // Литературное обозрение. – 1990. – №6. – С. 31–37.

8.               Нива Ж. Солженицын / Ж. Нива : [пер. с фр. Симона Маркиша в сотрудничестве с автором]. – М.: Худож. лит., 1992. – 191 с. 

9.               Ржевский Л.Д. Творец и подвиг: Очерки по творчеству Александра Солженицына. – Frankfurt a/M: Посев. – 1972. – 165,[2] с.

10.           Рокотян Ю.В. Христианские корни публицистики Солженицына / Ю.В. Рокотян // Москва. – 2005. – №12. – С. 154–159.

11.           Рутыч Н. Сталин в современной литературе / Н. Рутыч // Посев. – 1980. – №2. – С. 48–54.

12.           Спиваковский П. Е. Академик Александр Исаевич Солженицын (к 85-летию со дня рождения) / П. Е. Спиваковский // Известия АН. Серия литературы и языка – 2003. – Т. 62, №6. – С. 62–67.

13.           Урманов А.В. Творчество Александра Солженицына: Учебное пособие для студентов и преподавателей филологов / А.В. Урманов. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 384 с.

14.           Швец Г.А. «В круге первом»: конфликт антропологий / Г.А. Швец // Наукові записки ХНПУ ім. Г. С. Сковороди. – Серія «Літературознавство». – Вип. 3 (43). – Харків, 2005. – С. 134–138.

15.           Швець Г.О. Художній світ роману О.І. Солженіцина “У колі першому” [Текст] : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. філол. наук : спец. 10.01.06 “Теорія літератури” / Г.О. Швець. – Донецьк, 2008. – 16 с.

16.           Шнеерсон М. «Правило последних вершков» (О романе А. Солженицына «В круге первом») / М. Шнеерсон // Грани. – 1983. – №129. – С. 18–49.