История /1. Отечественная история.

К.и.н. Лямасова Т.В.

Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Россия

 

Морально-психологическая подготовка офицерского состава в военной мысли императорской России в конце  XIX – начале XX века

        

 

Морально-психологическая подготовка военнослужащих (МПП) — система мероприятий, провидимых в подразделениях, частях по формированию  у личного состава моральных, психологических и военно-профессиональных качеств, необходимых для успешного выполнения воинами своих обязанностей в мирное и военное время. Это современное понятие. Понятно, что современной дефиниции МПП, приведенной выше, мы не найдем в российской военно-научной мысли конца XIX – начала XX веков. Между тем, в то время в научном обороте ходила, к примеру, такая дефиниция как   «военный дух». Под ним понимался «общий итог всех тех нравственных качеств (храбрости, находчивости; дисциплины, доведенной до высокого сознания; чувства долга; доверия к себе, соседу, начальнику, являющегося ключевым камнем в деле воспитания войск), которые требуются войною» Думается, что практическое претворение в жизнь данной теоретической посылки как раз и способствовало, морально-психологическая подготовка будущих офицеров в юнкерских и военных училищах Российской империи в конце XIX в.

В конце XIX в. проблемы МПП находились в поле зрения передовой военно-научной мысли России императорской. Так, генерал К.М. Войде, анализируя  Русско-турецкую войну (1877 – 1878 гг.), отмечал, что ни величайший гений полководца, ни численное превосходство, ни образцовое общее командование, ни даже лучшая военная система, по мнению генерала, не могут беспрепятственно обеспечивать успехи. В будущем победит та военная система, которая будет основана на самостоятельности, на которую способны все: от нижних чинов до высшего командования. Главное основание русской военной системы — народные силы, на которые всегда была надежда, но им следовало помочь развитием самостоятельности и умением с помощью достижений военной науки.

В своем труде «Метод военных наук» профессор генерал Г.А. Леер ставит вопрос, насколько человек, по природе своей, должен отвечать требованию главного орудия войны. Ответ — в необходимости воспитания, необходимости развития в человеке находчивости, храбрости, дисциплины, чувства долга, доверия к себе к своему начальнику. Именно развитие таких духовных качеств приводит, по словам ученого, к появлению так называемого военного духа, создает ту внутреннюю силу, внутреннее единение, способное противостоять разлагающему влиянию войны. Поэтому главная задача воспитания войск в мирное время – воспитание военного духа, составляющего суть военной организации масс.  Г.А. Леер так же высказывал ряд интересных положений о зависимости построения боевого порядка войск от их морального состояния.

Знаковым трудом здесь можно считать статью генерала М.И. Драгомирова «Воспитание и образование войск». В ней перечисляются все структурные элементы такого понятия как МПП: «чувство долга, доведённое до самоотвержения.., способность не приходить в отчаяние в самых трудных положениях; неустрашимость, находчивость, способность выносить тягости и лишения военного времени». Размышляя о нравственной подготовке воинов, генерал особое внимание акцентировал на патриотическом воспитании личного состава частей и соединений. М.И. Драгомиров, в частности писал: «Там, где человек любит свою Родину, любит свою часть, там он не задумывается жертвовать собою для их блага». Громадное значение М.И. Драгомиров уделял и проблема укрепления воинской дисциплины, расценивая ее как важную составляющую, в том числе и морального духа армии. Он видел в воинской дисциплине  совокупность нравственных, умственных и физических навыков, необходимых  для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению. Основа крепкой воинской дисциплины — порядок, возможный лишь тогда, когда каждый начальник знает права и обязанности, когда в войсках будут знать и исполнять уставы. Только на этой основе можно воспитать чувство чести, так необходимое в военном деле.

Оригинальных взглядов на исследуемую проблему придерживался   и генерал А.К. Пузыревский. Подобно М.И. Драгомирову, он основывал свою  доктрину на неизменных свойствах абстрактного человека. Именно человек с его бесконечно изменчивой психической природой является важнейшим  фактором в войне.

В основе доктрины Н.П. Михневича так же лежало убеждение в превосходстве духовного элемента в военном деле. В предисловии к крупнейшему из своих военно-исторических трудов «История военного искусства с древнейшего времени до нашего ХIХ столетия» он писал, что  для оценки силы армии необходимо обращать внимание, прежде всего, на нравственное качество воинов, потом на качество предводителя, а уж затем на число, обучение, и, наконец, на вооружение войск. По мнению генерала Н.П. Михневича, чтобы обеспечить высокое нравственное настроение народа и войск в предстоящей войне, следует начинать её с серьёзными историческими целями. Изучив опыт последних войн ХIХ века, он  пришёл к выводу, что победа как никогда зависит  от умственного и нравственного элемента.

В творчестве Н.А. Орлова так же особое место занимает вопрос о значимости нравственного элемента в жизни армии. Анализу подвергается само понятие «нравственный элемент», отмечаются факторы, оказывающие на него решающее влияние, среди которых  особо выделяется роль церкви. Религиозные церемонии, обращение командования  к войскам  накануне военных действий, общение офицеров с солдатами, личный пример военачальников всех степеней в бою – вот те способы, которые способствуют, по словам автора, «нравственному подъему». П.А. Гейсман в своих работах склонялся на сторону М.И. Драгомирова, придавал первенствующее значение на войне и в бою именно духовному элементу. Он связывал подъем военного могущества каждого народа с ростом  его духовных потребностей.

В 80 – 90-е гг. ХIХ века одним из вопросов, волновавших военных историков, стал вопрос выяснение роли инициативы в современном бою. Так, К.Войде, анализируя большой военно-исторический материал, пришёл к выводу, что значение инициативы подчиненного возрастает с ростом численности армий и пространственного размаха боевых столкновений. Из таких же факторов другие военные исследователи делали противоположные выводы. Е. Мартынов утверждал, что с ростом массовых армий возможности для проявления личного почина не остаётся. Трудности, которые в обстановке того времени ограничивали возможности поощрения инициативы подчинённых, видел и К.Войде. Для того чтобы управлять войсками, по его мнению, требовалась высокая культура в стране и новые командные отношения в армии.

Особого  внимания заслуживает трёхтомный труд А.Н. Куропаткина «Задачи русской армии», увидевший свет в 1910 г., в которой автор пытался осмыслить исторические пути России, продемонстрировав  широту своих знаний. В третьем томе исследования генерал дает анализ военного положения России в конце ХIХ века и определяет задачи для русской армии в ХХ столетии. Причем отдельная глава посвящена мерам по развитию духовных сил русского народа. Разбирая военные кампании конца ХIХ века, А.Н. Куропаткин отмечал возросший уровень подготовки корпуса младших офицеров, которые продемонстрировали высокие боевые качества как в Русско-турецкой, так и в Русско-японской войне. Что касается высшего командного состава, то его недостаточно высокий уровень, генерал объяснял заменой должного обучения боевой практикой, позволявшей продвигаться по служебной лестнице наиболее способным из боевых офицеров. Наибольшее внимание А.Н. Куропаткин уделяет проблеме командного состава русской армии, остававшейся актуальной  на протяжении вот уже нескольких десятилетий. Сделать военную службу  заманчивой для молодёжи и привлечь на нее самых энергичных, которые бы получили возможность развивать в армии свои знания и духовные силы — вот те задачи, которые определил автор в качестве первоочередных для русской армии. Именно высокий нравственный дух войск, по мнению экс-военного министра России императорской, останется главным средством для обеспечения победы.

Анализу собственно «духа войск» на основе событий русско-японской войны посвящена статья Н. Корфа «О воспитании воли начальников». Генерал правильно указывал, что на практике ничего не делается в отношении духовной подготовки войск, теоретические положения остаются мертвой истиной. Отсутствие надлежащей воли — вот главная причина поражения в этой войне, по мнению автора. С позиций военной психологии Н. Корф подробно рассматривает отрицательные эмоции, которые наполняют душу командира. В первую очередь, — страх, разграничивая это понятие на страх личный, страх за подчиненного, страх за успех дела. К положительным эмоциям он относит мужество, самоуважение и гордость. Ученый сформулировал следующие требования к военной системе с точки зрения воспитания: 1.Наличие товарищеской среды как способа комплектования армии. 2.Принцип справедливости, нравственный закон должны определять систему прохождения службы. 3.Необходимость обучения командного состава. Знания увеличивают уверенность в себе, направляют волю, способствуют формированию понятий о военном добре и зле, указывают конечные  цели. В заключении Н. Корф излагает три главных слагаемых воспитания воли военачальников: свобода, ответственность, законность, то есть психологически — необходимость принятия решений, борьба со страхом и долг. Данная статья генерал-майора Н. Корфа и ряд других  работ позволяют считать его одним из основоположников русской военной социологии, военной педагогики и военной психологии.

Таким образом, в передовой военной мысли императорской России в исследуемом периоде были заложены концептуальные основы концепции МПП военнослужащих.

Литература:

Энциклопедия военных и морских наук / Под ред. Г.А.Леера. Т.II  СПб., 1884. С.253-254..

Епанчин Н.А.  Обзор войн России от Петра Великого до наших дней (пособие для изучения военной истории в военных училищах) - Ч.4. Кн.1СПб., 1886 – 1891.

Войде К. Действительное значение самостоятельности в командной системе на войне. (По поводу некоторых отзывов в нашей военной печати). СПб., 1896

Леер Г.А. Метод военных наук. СПб., 1894

Леер Г.А. Коренные вопросы: (Военные этюды). СПб., 1897. С. 5.

Леер Г.А. Публичные лекции о войне 1870 года между Франциею и Германиею до Седана включительно. СПб., 1899. С. 258-262.

Драгомиров М.И. Воспитание и образование войск // Военный сб.1866.Т.48.С .55.

Драгомиров М.И. 14 лет. 1881-1894 гг. СПб., 1896.

Пузыревский А.К.  Будущая война в тенденциозном освещении // Разведчик. 1898. № 410.

Михневич Н.П. История военного искусства с древнейших времён до нашего ХIХ столетия. СПб., 1895. С. 6.

Михневич Н.П. Значение германо-французской войны. Ч.1. СПб., 1892. С. 8.

Гейсман П.А. Война. Её значение в жизни народа и  государства СПб., 1896. С.18.

Орлов Н.А. Нравственный элемент в военном деле // Военная энцикл. Т.ХVII.  СПб., 1914. С.48.

Войде К.М. Действительное значение самостоятельности в командной системе на войне. (По поводу некоторых отзывов в нашей военной печати). СПб., 1896.

Мартынов Е.И. Стратегия в эпоху Наполеона I и в наше время. СПб., 1894.

Куропаткин А.Н. Задачи русской армии. Т.1-3. СПб., 1910.

Корф Н. О воспитании воли начальников // Офицерский корпус русской армии.  Опыт самопознания - М., 2000.- С. 198-212.