Кузьмина В.М.

Канд. ист. наук, канд. псих. наук

Курский институт социального образования (филиал) Российского государственного социального университета

 

Деятельность творческой интеллигенции в   годы индустриальной модернизации советского государства и  исторические уроки 

Грандиозные перемены в общественной и хозяйственной жизни страны определили коренные сдвиги в области культуры и художественного творчества. Подавляющее большинство мастеров советского искусства обращается к актуальным темам современности. Основным содержанием художественных произведений становится жизнь народа, его героическая борьба за построение социализма. Драматурги  активно работали над сценариями к фильмам, посвященным наглядным примерам  в области индустриального развития советского государства в 1930-е годы. Строительство городов, магистралей, освоение целинных земель молодым поколением советских граждан находить отражение в таких фильмах  как  «Комсомольск-на–Амуре» (С.Герасимов, 1938). Фильм посвящен энтузиастам-комсомольцам, построившим в 1930-1932 гг. город на месте с. Пермское в Хабаровском крае. Еще более значительным произведением документального кинематографа явился фильм «Турксиб» (1929; сценарист и режиссер В. Турин).

Тема поддержки крестьянства нашла отражение и в изобразительном искусстве. Об этом свидетельствует творчество столичных художников, например С. В. Герасимова. Еще в 1920-х годах он пишет ряд портретов крестьян, выявляя их типические черты. Написанный в 1933 году портрет «Колхозный сторож» подытоживает жизненные наблюдения художника. На выставке «Индустрия социализма» среди произведений на колхозную тему метко охарактеризованными образами крестьян выделялось полотно «Колхозный праздник» (1937) А. А. Пластова.  Аналогичные полотна создают и художники Центрального Черноземья. Очень живые зарисовки делает в это время художник Н.А. Отнякин в колхозах Сампурского района.

По призыву партии молодежь осваивает целинные земли. Творческая интеллигенция также выезжает  на целину, чтобы продемонстрировать свое единство с молодежью.  В ноябре 1954г. «Правда» поместила очерк И. Шухова «Покорители целины». Его герои — «люди одной судьбы», которые в близких к фронтовой жизни условиях «перешли... в развернутое наступление на целину во всех 93 новых зерновых совхозах Казахстана»[3]. «Комсомольская правда» в течение полугода публиковала серию целевых полос, посвященных молодым целинникам — участникам патриотического движения молодежи за освоение целины. Так, на целине с М.А. Светловым встре­тился курский поэт Е. И. Полянский.

Анализ произведений показал, что благодаря тесной связи  писателей, художников, драматургов, композиторов с  народной культурой, традициями, их творчество  синтезировало в себе новой и старое, они пошли по пути показа не острых конфликтов прошлого и настоящего, а поисков возможностей  их урегулирования. Эта более мудрая позиция интеллигенции Центрального Черноземья позволяет  произведениям, созданным в прошлом столетии оставаться актуальными и по сей день.  И когда сегодня стоит вопрос о сохранении культурного наследия, о восполнении белых пятен нашей культурной истории, мы не стыдимся  деятельности интеллигенции в Совестное время, хотя и не относим  некоторых ее представителей  к «вновь обретенным, вновь возвращенным» именам.

Темы, раскрываемые поэтами и писателями, художниками, композиторами и драматургами в 1950-1960-е годы, были аналогичны темам 1930-х годов и были направлены на пропаганду дальнейшей индустриализации, на активное освоение новых технологий, использование в повседневной жизни  новых индустриальных достижений; продолжалось раскрытие характеров советского человека в условиях  борьбы с внутренними  врагами, тормозящими стремление советских граждан к покорению  новых вершин в производстве и испытанию новых технологий[1,c.123]. В целом,  деятельность творческой интеллигенции Центрального Черноземья имела большую социально-экономическую значимость, как в  плане того, что в произведениях были подняты проблемы индустриального развития, так и в  плане консолидации, мобилизации населения на решение основных экономических задач государства,  в плане  пропаганды трудовой и творческой активности  рабочих и крестьян,  в плане формирования  новой советской личности с социалистическим ценностями.

Выводы дают возможность  извлечь следующие уроки:

Урок первый –творчество представителей интеллигенции имеет не только культурную, но и социально-экономическую значимость, поэтому так важно  отдавать себе отчет  в том, на каких произведениях учится современная молодежь.

Урок второй  учит  уважительному отношению к культурному и идеологическому наследию нашей страны, поскольку  на современном этапе развития  общества возрождается потребность   в произведениях искусства, аналогичных изучаемому периоду.

Урок четвертый дает возможность современной интеллигенции обраться к наследию  творческой интеллигенции ХХ века с целью использования  многообразных форм работы с населением для привлечения его к решению современных проблем.

Список литературы

1.     Гудков,  Л.Д.  Интеллигенция:  Заметки о литературно- политических /Л.Д. Гудков. – М.: ЭПИцентр, 1995. – 192 с.

2.     Зак, Л. М. История изучения Советской культуры /Л.М. Зак. – М.: Высш. школа, 1981. – 176 с.

3.     Шухов И. Покорители целины // Правда. - 1954. -3 ноября.