Янова М.Г.

Yanova M.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

CULTURELOGICAL ASPECT OF FORMING OF FUTURE TEACHER'S ORGANIZATIONALLY-PEDAGOGICAL CULTURE

Ключевые слова

Педагогическая деятельность, культуротворческая деятельность, организационно-педагогическая культура, культуросозидание, культуротворчество, культурологический аспект формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя

Key words

Pedagogical activity, cultural-creative activity, culture, organizationally-pedagogical culture of future teacher, culture-building, culture-creativity, positional-subjective actions of students and teachers.

Аннотация

В статье изучается понятие организационно-педагогической культуры будущего учителя. Рассматриваются понятия педагогической и культуротворческой деятельности. Анализируется процесс формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя.

Abstract

In the given paper the meaning of future teacher’s organizationally-pedagogical culture is given. The meanings of pedagogical and cultural-creative activity are considered. The analysis of process of future teacher's organizationally-pedagogical culture forming is done.

Главной целью педагогического образования является становление такого учителя, который был бы не только компетентным в предметной области знания, не только образованным, но и культурным. Вот почему нужен переход, переориентация образования со знаниецентрического на культуросообразное, которое будет способствовать повышению духовности учителя. Ориентированность современного образования на культуроосвоение и культуросозидание, предполагает «уход» от мыслеполагания к мыслетворчеству, обеспечивает не только овладение готовыми знаниями, но и ориентирует на культуротворчество, на развитие креативности обучающихся. Педагогическая общественность обращает внимание на тот факт, что развитие творческих способностей в детях и молодежи невозможно без гармоничного воздействия двух важнейших социальных сфер: образования и культуры.

Образование – часть культуры, поэтому без внимания к культурной среде образование будет неэффективным. Кроме того, образование является одним из способов формирования культуры человека. Обучаясь и совершенствуясь в течение жизни, человек повышает свой культурный уровень. В свою очередь, процесс формирования педагога как профессионала и субъекта следует рассматривать в культурном или культурологическом аспекте. Человек, и особенно педагог, лишенный широкого взгляда, соприкасающегося с идеей общекультурного кругозора, лишен методологической гибкости и зрелости, позволяющих одолевать неизбежные тупики мысли [4, с.32-33]. Особенность труда учителя заключается в том, что объектом и продуктом его деятельности является самый «уникальный по своей ценности материал» - человек, и не просто физическая сущность его, а его внутренний мир, его духовность. В этом контексте культурологический аспект профессионального становления учителя занимает значимое место в процессе его подготовки в вузе.

Главным субъектом педагогического образования сквозь призму культурологического подхода выступает будущий учитель, который является «центром культурного становления», субъектом культуры. В рассмотрении Е.В. Бондаревской субъект культуры характеризуется как «гармонично сочетающий в своем личностном образе общечеловеческую нравственность, национальную и индивидуальную самобытность», культурную осведомленность. При этом, культурологический подход в образовании видится ею сквозь призму понятия культуры, т.е. его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все составляющие которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку - его развитию, самоопределению, самореализации.

Культурное становление будущего учителя в процессе образования предполагает овладение ценностями образования. Образование выступает воплощением культуры, а как известно, культура, создающая ценности, всегда являлась средством успешной социализации личности. Освоение ценностей культуры возможно только в условиях правильно организованной деятельности и активности личности в процессе образования. При правильной организации образовательный процесс может стать действенным средством формирования культуры будущего специалиста, включая ее педагогическую и организационную составляющие, что в будущем выразится в ценностях культуры, которые осваиваются учениками.

Качественная подготовка будущего учителя, основанная на ценностном отношении к знаниям, призвана обеспечить качественное обучение подрастающего поколения. Освоение культуры в процессе обучения воспитанников способствует расширению их культурного диапазона, проникновение во все сферы жизнедеятельности. Являясь частью общего воспитания, освоение культурных ценностей в образовании представляет собой процесс, направленный на гармоничное развитие форм и функций организма человека. Становление будущего педагога как профессионала и субъекта продуктивной деятельности есть процесс приближения к идеалам культуры [5, с.67]. В этой связи, его подготовка предусматривает активное приобщение к культуроосвоению и культуросозиданию в духовном смысле.

Сущность обновления профессионально-педагогического образования, наполненного ценностями культуроосвоения, культуросозидания и культуротворчества, определяется самой природой педагогической деятельности, в центре которой находится личность воспитанника как высшая ценность. Необходимо учитывать, что каждый человек познает мир, опосредуя этот процесс своими личностными характеристиками, системой ценностей, поведением. Именно на это своеобразие личностных характеристик и должно ориентироваться обучение, целью которого является культуроосвоение и культуросозидание в процессе изучения будущим учителем богатого педагогического наследия. В этой связи, необходимым является осмысление им сущности педагогической культуры.

Рассматривая проблему подготовки будущего учителя в культурном аспекте, отмечаем, что и педагогическая культура, и организационно-педагогическая культура есть специализированные области культуры, обеспечивающие трансляцию накопленного в обществе социально-значимого опыта по подготовке высоконравственной и высококультурной личности. Процесс подготовки будущих учителей требует от них стремления к высокому профессионализму, развитию культурных качеств, способности к самосовершенствованию, овладению культурными практиками преподавания и развитию культуротворческих способностей. Иными словами, речь идет об учителе, осуществляющем становление высококультурной личности воспитанника, учителе способном к культуроосвоению педагогической реальности и ее преобразованию, то есть культуросозиданию. В этой связи, говоря об учителе, понимаем, что его будущая профессиональная деятельность будет неразрывно связана с формированием высококультурной личности ученика в процессе совместной выработки оптимальных механизмов культурообмена между педагогом и воспитанниками в процессе образования. Это и есть, в нашем понимании, процесс педагогического культуросозидания, который связан с педагогическим смыслополаганием; освоением инвариантных педагогических умений, индивидуально-творческим стилем деятельности учителя, в котором раскрывается культурный смысл профессионально-педагогической деятельности и ее творческого воплощения. В этом прослеживается культурологическая направленность становления будущего учителя, формирования его организационно-педагогической культуры.

Формирование культуры будущего педагога является составной частью его профессионализации. Согласно взглядам В.Л. Бенина, педагогическая культура – интегративная характеристика педагогического процесса, включающая единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результаты этой деятельности, закрепленные в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому [1, с.277]. Таким образом, автор предлагает считать системообразующим элементом педагогической культуры педагогическую деятельность. Следовательно, будущий учитель должен уметь грамотно и методически правильно выстраивать педагогическую деятельность по обучению подрастающего поколения с целью воспитания культурного, гармонически развитого человека, способного к культуросозиданию.

Характеризуя педагогическую деятельность как культурную, З.К. Метерукова отмечает присутствие в ней нравственно-духовного и высокого профессионализма учителя, глубоких психолого-педагогических знаний по дисциплине и педагогическихе умений, культуры слова, развитого педагогического мышления и сознания, педагогического творчества, методологической и диагностической культуры, фундаментальных человековедческих и культурологических знаний и культуры самосовершенствования, потребности и готовности к профессиональному информационному взаимообмену, создающему развивающее поле, потребности, способности, готовности к общению с учащимися и способности испытывать чувство удовлетворения от процесса общения с ними [5, с.21]. Таким образом, для будущих учителей важно соблюдать культуру самосовершенствования, культуру общения с учащимися, культуру творчества и постигать информационную культуру.

Являясь выражением способов и норм социальной организации, культура обладает рядом присущих ей функций, включая культуротворческую (И.Ф. Исаев, Э.С. Маркарян и другие). В рамках данной функции реализуются возможности свободного выбора методов и средств в образовании, использование которых способствует осознанию необходимости культуроосвоения и культуросозидания, проявляется активная позиция в культурном и творческом проектировании. О.С. Газман отмечает: «Культура личности есть гармония культуры знаний, культуры творческого взаимодействия и культуры чувств и общения». Культурная личность характеризуется ученым как единство и непротиворечивость сознания, отношения, действия и потребности в многообразных ее аспектах [4]. Культуротворчество подчеркивает умение творить в каждом человеке, и характеризует его как творца культуры. Освоение культуры в деятельности предполагает развертывание творческих потенциалов личности. Творчество и творческий потенциал имеет множество граней: от создания собственных теорий, открытия педагогических и организационных закономерностей культуры до поиска нестандартных решений, проявлений культуры во всех ее аспектах, способности ориентироваться на культурные образцы поведения. В этом состоит сущность культуротворчества. Понятие «культуротворчество» в образовании применяется как принятие студентами ценности творчества во всех его проявлениях и аспектах, стремление к творчеству, развитие творческих способностей и проявлений. В этой связи, культуротворческая функция характеризует стремление будущих учителей обогащать свои знания о культурных способах организации педагогической деятельности.

Реализация задач педагога, связанных с формированием организационно-педагогической культуры обеспечивается ориентированием на культурные и творческие виды деятельности. В этой связи организационно-педагогическую культуру следует рассматривать, с одной стороны, как культурное становление, с другой – как способ творческого освоения субъектами образования педагогической реальности в организованной образовательной деятельности. Данное положение приближает к пониманию того, что деятельность педагога и обучающегося является культуротворческой.

Резюмируя вышесказанное с позиции культурологического подхода, подчеркиваем, что педагогическая деятельность наполнена культурными смыслами. При этом, задачи обучающихся отражают осознание студентами необходимости ориентироваться на культурные ценности в обучении и принимать их как руководство к действию, стремление «созидать» культуру в себе, активность в культуротворчестве; а задачи и действия педагога заключаются в ориентировании его воспитанников на ценности культуроосвоения, культуросозидания и культуротворчества, оказании педагогической поддержки студентов в их культуропроявлении, в культурном «созидании» себя самого, развитии творческих способностей.

С целью осмысления процесса становления будущего учителя и формирования его организационно-педагогической культуры, рассмотрим собственно педагогическую деятельность в социокультурном пространстве вуза. Педагогическая деятельность, как отмечалось выше, рассматривается как культуротворческая и ее изучение в контексте формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя требует определения данного понятия. Организационно-педагогическая культура будущего учителя определяется как культура мышления и поведения, основанная на организационно-педагогических знаниях. Учитель, обучая, должен владеть принципами организации образовательного процесса, обладать умением выбора и использования методических приемов, способствующих формированию качеств высококультурной личности с высоким уровнем организационно-педагогической культуры [6, с.68]. Данная культура учителя раскрывается в способности организовать и преобразовать педагогические процессы на теоретическом (овладение научным стилем мышления в организации учебного процесса на принципах культуроосвоения и культуротворчества) и практическом (умение моделировать процесс обучения, творчески решать педагогические задачи, быть способным к организационно-педагогической рефлексии) уровнях. В этой связи, в профессиональной подготовке будущего учителя необходимо обращать особое внимание на его организационно-педагогическую культуру. Владение организационно-педагогической культурой, в этой связи, рассматриваем как качество будущего учителя, позволяющее ему успешно осуществлять процесс обучения за счет усвоенных образовательных практик как культурных.

Понимая, что целью формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя является формирование представления о культуротворческой деятельности как двуедином процессе – собственной культуротворческой деятельности и культуротворческой деятельности учащихся, следующим шагом является рассмотрение собственно культуротворческой деятельности. Осмысление данного понятия приобретает большую глубину через понятие творчества.

Ученые (В.В. Игнатова, К.А. Свасьян и другие) определяют творчество как созидание нового и прекрасного, которое противостоит разрушению, шаблону, банальности, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска [3, 7]. С другой стороны, творчество – свободная деятельность, к которой человека нельзя принудить: он может творить только в силу внутреннего стремления созидать. Творчество как воплощение культуры, имеет множество граней: от создания собственных теорий к культуроосвоению; от овладения знаниями, умениями и навыками к культуросозиданию и культуротворчеству; от стремления быть самостоятельными к реализации творческих проектов.

Рассмотрим далее понятие культуротворчество. Особый интерес для нас представляет точка зрения К.А. Свасьяна, что человек уже в детском возрасте является «не только творением культуры, но и ее творцом» [7]. Творчество может проявляться в отношении норм (нормотворчество), новых личностных смыслов (переоценка ценностей, смыслотворчество), знаний (открытия, теории, идеи), способов деятельности, собственной жизни (жизнетворчество, жизнепреобразование, построение своего будущего) и себя самого (определение перспективы личностного роста, самосовершенствование). Культуротворчество мы рассматриваем как высшее проявление культуры личности, касающееся всех вышеназванных составляющих. Важной проблемой, возникающей во взаимоотношениях человека и культуры, является то, что современный человек не ощущает себя творцом культуры, не видит своей роли в процессах культуротворчества. Культура не возникает сама по себе, ее создает человек.

Современный человек реализует себя, прежде всего, во внешних сферах, развивает свою «оболочку» и под культуротворчеством подразумевает нечто глобальное, чего он не прозревает в своей собственной реальной жизни. Будущий учитель в педагогической деятельности включен в процессы изменения внешней и формирования внутренней культуры. Он делает шаг в направлении саморазвития, совершенствования своего духа, что является первой ступенью на пути превращения единичного, конкретного человека в творца культуры.

Таким образом резюмируем: культурологический подход предполагает осознание студентом необходимости культуроосвоения и культуросозидания, приобщение студента как субъекта педагогического процесса к общественной культуре, культуротворчеству и обеспечивает самореализацию студента в культуре. Данный подход характеризуется ориентированием студента на ценности культуроосвоения, культуросозидания, культуротворчества, освоением культурных практик, ориентированием на культурные образцы поведения. Приобщение к культуре в педагогическом процессе выражается в культурообогащении студента. Культурообогащение выступает количественным показателем педагогического процесса как культурной деятельности, который неизбежно влечет за собой переход в качество. Обогатившись культурно, будущий учитель осознает необходимость культуротворчества и культуросозидания.

Список литературы

1. Бенин В.Л. Сущность понятия «педагогическая культура» // Понятийный аппарат педагогики. Екатеринбург, 1996. 277с.

2.                  Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов на/Д: РГПУ, 1997. 172 с.

3.                  Игнатова В.В., Шушерина О.А. Педагогические стратегии в контексте профессионально-культурного становления личности студента вуза // Сибирский педагогический журнал. 2004. № 1. С. 105–113.

4.                  Князева М. Ключ к самосозиданию. М.: Молодая гвардия, 1990. 253 с.

5.                  Метерукова З.К. Педагогическая культура и педагогический идеал: учебное пособие для студентов и аспирантов. Майкоп, 1999. 157 с.

6.                  Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: учебное пособие. М.: Логос, 2004. 224с.

7.                  Свасьян К.А. Человек как творение и творец культуры // Вопросы философии. 1987. № 6. С. 132–138.