Титова Е.С.

Днепропетровская консерватория им. М. И. Глинки

 

КОНЦЕРТНАЯ ПРАКТИКА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНОГО ОРКЕСТРА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ «НАБАТ»

 

Традиционно сложившаяся практика подготовки специалистов-народников в музыкальных училищах предполагает последовательное обучение их исполнительскому мастерству игры на соответствующем инструменте и пр. а также игре на родственном инструменте и пр. только в процессе индивидуальных занятий с преподавателем, при этом при таком подходе особого энтузиазма к учебе студенты не проявляют. Более того, обучение на «неродном» инструменте, а также основам дирижирования, т.е. тому, чему студенты обычно не собираются посвятить свою трудовую деятельность, происходит, зачастую, что называется «из-под палки». В итоге к концу семестров они выучивают, точнее «вымучивают» 1-2 несложных произведения и с большой радостью стремятся побыстрее сдать их, забыв про этот, совсем неинтересный для них, этап обучения. «Доступ» же к коллективному исполнительству студент получает только после освоения базисных теоретических основ и овладения практическими навыками игры на инструментах, т.е., создания некоего первоначального фундамента. В такой ситуации разработка методики обучения, способствующей появлению у студентов интереса к изучаемым дисциплинам, представляется актуальной проблемой. Именно на ее решение и, в частности, решение задачи по достижению заинтересованного обучения и стимулирования активного самообучения студентов и направлена разрабатываемая методика обучения.

Особенность разрабатываемой автором инновационной методики подготовки дирижеров и инструменталистов-бакалавров на народном отделе Днепропетровского музыкального училища им М.И. Глинки состоит в изучении ими дисциплин дирижерской направленности, а также освоении новых инструментов с первых дней обучения студентов на 1-м курсе, что осуществляется, непосредственно, в процессе коллективного обучения в составе формирующегося и действующего с их участием молодежного оркестра народных инструментов (МОНИ) «Набат». Такой подход базируется на значении в психологическом и педагогическом аспектах роли коллективного обучения в достижении высоких результатов подготовки специалистов.

В основе авторской методики лежит предположение о том, что ключом к повышению эффективности конкретного образовательного процесса является возбуждение интереса к учебе и овладению инструментами, стимулируемый обучением в коллективе и оценкой результатов обучения публикой. При этом создание условий для появления интереса у студентов к обучению кроется в переходе от индивидуального обучения к обучению в составе коллектива с четко обозначенной конечной целью – концертным выступлением, который осуществляется уже в 1-м семестре обучения, что является мощным стимулом для дальнейшего постижения основ специальности.

Новизна и сложность задачи обучения новичков, на владеющих знаниями по основам дирижирования и впервые взявших в руки «неродной» инструмент, требует поиска принципиально новых подходов к обучению. Рассматривая МОНИ, как творческую лабораторию, автор постоянно создает, развивает и совершенствует отдельные этапы теории и практики работы с оркестром [1,2]. При этом особое место в работе занимает нацеленность студентов на подготовку концерта.

Актуальность проблемы эффективной концертной деятельности, а также анализа и проведения исследований, связанных с нею очевидна, поскольку концерт является конечной целью и результатом деятельности дирижера и оркестра, их самореализацией и, одновременно, экзаменом перед публикой с получением визитной карточки. От того, какую оценку дадут слушатели оркестру, зависит его судьба. Поэтому рассмотрение проблемы успешного концертного выступления, построение его модели, выявление составляющих успеха концерта и критериев его оценки публикой представляет несомненный научный и практический интерес для обеспечения прогнозируемого постоянно удачного выступления, как конкретного, так и любого другого коллектива оркестра.

Суть проблемы успешного концертного выступления состоит в том, чтобы, с одной стороны, продемонстрировать мастерство коллектива оркестра, его идеологическую направленность, а с другой стороны – осуществить им культурно-просветительскую и пропагандистскую функцию, достигнув при этом положительной реакции публики. Сложность эффективного решения указанной проблемы в научном плане, а также в аспекте обучения обусловлена многообразием и разноплановостью решаемых задач, стоящих на начальном этапе обучения и, поэтому, связана с необходимостью использования междисциплинарных подходов и привлечения сведений из различных областей знания (медицина, психология, педагогика, физика, культурология и др.), а в практическом аспекте – наличием альтернативы у публики, состоящей в виде широкого и разнообразного выбора концертов, представляемых различными отечественными и зарубежными оркестрами.

Цель работы на данном этапе заключается в рассмотрении роли концертной практики в обучении студентов и концертной деятельности оркестра. Следует отметить, что концертное творчество различных оркестров нашло достаточно подробное отражение в музыковедческой литературе. В тоже время подготовительный период в создании ОНИ, роли обучающей функции оркестра, а также возможность параллельного обучения в коллективе различным дисциплинам требуют тщательной индивидуальной методической проработки, что определяет своевременность, цели и задачи настоящего исследования и его значение.

Методически работа построена таким образом, что теоретические разработки автора прошли практическую апробацию в ходе проводимых концертов оркестра, рассчитанных на различные возрастные группы слушателей.

В ходе освоения разрабатываемой методики в процессе коллективного обучения студенты овладевают азами исполнительского мастерства и дирижирования. Те же, кто готовится получить диплом дирижера ОНИ, в течение 2-х лет проходят теоретическую и практическую подготовку, а затем совершенствуют свое мастерство в составе ОНИ консерватории. Т.е. акцент в методике сделан – на обучение в коллективе, обеспечивающем развитие творческой инициативы и самореализацию личности. Такой подход, при создании доброжелательной атмосферы в ОНИ (что, в значительной мере зависит от дирижера – организатора коллектива), способствует быстрейшему проявлению, раскрытию и развитию индивидуальных творческих способностей студентов и становится прямой дорогой к их самореализации и коллектива в целом. Именно, в коллективе происходит активное самообучение студентов, взаимное обучение друг друга, забота о совершенствовании коллективного исполнительства, развиваются лучшие качества работы в единой команде.

Попутно замечу, что умение работать в коллективе, умение, как сейчас говорят, «командной работы», имеет место в различных сферах деятельности человека, широко приветствуется и за рубежом (будучи неоднократно участницей ряда международных форумов и конгрессов, мне приходилось слышать об этом от зарубежных коллег). Так, наши специалисты, в частности, «технари», воспитанники советской школы (а из нее нам целесообразно взять самые лучшие достижения) именно умением трудиться в коллективе выгодно отличаются от зарубежных коллег, более стремящихся к индивидуальному творчеству. Именно это свойство, наряду с глубокой академической подготовкой, являются наиболее привлекательными в случае приглашения для работы в ведущие университеты и фирмы мира. В условиях же необходимости решения глобальных задач, преимущества коллективного творчества неоспоримы.

Базой к разработке настоящей методики послужил анализ требований, предъявляемых к дирижеру, среди которых: высокий моральный облик и интеллект, сила воли и знание психологии, педагогики, умение обучить, знание всех и умение играть на многих народных инструментах, композиторские навыки, наличие организаторских способностей, владение набором всего арсенала менеджерских средств обеспечения организации и концертной деятельности оркестра и многое др. Важно также заметить, что в основу такого подхода к обучению положен учет психологии подросткового возраста, такого очень непростого этапа в жизни каждого человека.

Разрабатываемая методика предусматривает реализация творческого подхода к обучению, параллельное и одновременное постижение студентами уже на 1-м курсе основ ряда дисциплин, ранее изучаемых только на 2-4-х курсах училища. При этом осуществляется одновременное обучение коллективному исполнительству, индивидуальной игре на народных инструментах, а также обучение старшекурсников и студентов консерватории, которые присутствуют в зале на репетициях в качестве слушателей, которым дается постоянно разъяснение целей, задач и действий дирижера и, одновременно, осуществляется чтение дисциплин, которые ранее студентам не читали. Проведение каждой репетиции завершается выдачей конкретного индивидуального задания для самостоятельной работы студенту.

Согласно авторской методике, контроль знаний старшекурсников осуществляется в первом полугодии при сдаче ими 2-х модулей – теоретического и практического. Первый сдается по прочитанным дисциплинам в ходе семинарского занятия с представлением краткого сообщения или реферата. При этом проведение семинара играет важную роль в авторской методике, как одна их форм совместного коллективного труда, поиска и взаимного обучения. Таким образом, предлагаемая методика сочетает традиционные и современные средства контроля качества знаний студентов и решает проблему противоречий дифференциация-унификация, определяя так называемые точки унификации (стандарты в образовании) и зоны вариативности, которые должны поддерживаться и развиваться.

Предполагается, что во время 2-го учебного модуля старшекурсники, проходят практику работы с коллективом по группам, ведя групповые занятия, и получают итоговую оценку по работе с группой. Студенты 1 и 2-го курсов оркестра также сдают 2 модуля – первый контролирует овладение одним или двумя «неродными» инструментами» и умение игры в коллективе, а второй – совершенствование мастерства коллективного исполнительства.

Конечная же цель обучающей и самообучающей функции дирижера и оркестра на конкретном коротком этапе обучения (семестр) – выступление с концертной программой, являющейся итогом их подготовки и репетиционной деятельности. При этом творческая отдача и реакция публики представляют мощный стимул к дальнейшему совершенствованию мастерства. Т.е. ключ к решению проблемы – возбуждение интереса к учебе и овладению инструментами, стимулируемый обучением в коллективе и оценкой результатов обучения публикой. При этом создание условий для появления интереса у студентов к обучению кроется в переходе от индивидуального обучения к обучению в составе коллектива с четко обозначенной конечной целью – концертным выступлением, который осуществляется уже в 1-м семестре обучения и является мощным стимулом для дальнейшего постижения основ специальности.

Правильно подобранная программа, применительно к умению владения инструментов оркестрантами, учитывающая интерес (опять интерес) как студентов, так и публики, правильный выбор слушательской аудитории – все это рассчитано на обязательный успех, выражающийся в положительной реакции публики (аплодисменты, возгласы, отзывы, статьи в прессе, грамоты и благодарности, письма по электронной почте и пр.). Будучи непосредственными наблюдателями таких ощутимых плодов собственного труда, ребята, особенно первокурсники,  не нуждаются в оценке и назидания со стороны преподавателей. Они «сами» оказываются своими лучшими экзаменаторами. Их не приходится ни заставлять, ни стимулировать. Наоборот, порой в ущерб даже специальности, в коридорах то там, то здесь постоянно слышны партии оркестра, исполняемых на разных инструментах. Ребята показывают друг другу свои «достижения», обращаются к более «продвинутым» товарищам и преподавателям с просьбами помочь в овладении сложных или непонятных мест партий.

В процессе обучения студенты, будучи самыми непосредственными участниками процесса образования, становления и деятельности оркестра проходят на практике все этапы обучения с той лишь разницей, что: обучение происходит в условиях повышенных интереса и ответственности каждого; повышается эффективность самостоятельных занятий; реализуется индивидуальный подход к обучению; одновременно и параллельно идет обучение по ряду дисциплин, непосредственно, в коллективе; важным стимулом к обучению являются воспитание отдельных индивидуумов коллективом и реакция публики; студенты приобретают неоценимый практический опыт по организации оркестра, дирижерской практике, написанию партитур для оркестра и получают знания менеджерской деятельности руководителя оркестра, требующиеся специалисту-выпускнику отдела народных инструментов; процесс обучения построен, сообразно возрастному развитию и с учетом психологии подросткового возраста таким образом, что уже в конце первого семестра ребята видят результат своих трудов и делают собственные выводы.

В ходе обучения студенты приобретают теоретические знания и практические навыки по следующим дисциплинам: обучение коллективному исполнительству; обучение игре на родственных и «неродственных» инструментах; основы дирижирования (читка оркестровых партитур, инструментовка, дирижирование); методика формирования ОНИ; выбор репертуара и составление программы; рассадка оркестрантов; концерт, его виды и построение; основы менеджмента по созданию и организации концертной деятельности ОНИ; развитие творческого воображения музыкантов; взаимодействие дирижера и коллектива ОНИ; особенности дирижерской профессии, требования к дирижеру.

Авторская методика базируется на действии «кнута и пряника», где в качестве кнута выступает объективная оценка действий отдельного студента всем коллективом, а также высокая ответственность каждого отдельного студента, его нежелание и боязнь подвести коллектив (в отличие от традиционных методик преподавания, где кнутом служит субъективная оценка и неодобрение преподавателя). Пряником (в отличие от традиционных положительных оценок преподавателя) является интересная и разнообразная программа обучения, предполагающая не зацикливание на одном предмете, а одновременное изучение разных дисциплин с четко обозначенной на каждом этапе обучения целью, а также прямая и обратная связь (любимые и с нетерпением ожидаемые студентами выступления с концертной программой и положительная реакция публики).

Предлагаемая инновационная методика, основанная на возбуждении интереса у студентов к учебе и овладению инструментами, стимулируемого обучением в коллективе и оценкой результатов обучения публикой, запускает механизмы, обеспечивающие создание таких условий, при которых происходит активная самореализации каждой отдельно взятой личности. В результате одновременного решения большого числа поставленных задач достигается основная цель обучения – подготовка высококвалифицированных специалистов, осуществляемая на базе неподдельного интереса к изучаемым предметам, учебе и специальности.

 

Литература

1.     Титова Е.С. Роль репертуара в концертной деятельности МОНИ «Набат» / Сб. научн. тр. по матер. Междун. научн. конфер. «Научное лето – 2011». – Киев. – 2011. – С.118 – 121.

2.     Титова Е.С. Разработка теоретических основ и опробование инновационной авторской методики комплексного обучения студентов-народников в музыкальном училище / Материалы VII Междун. научно-практ. конфер. «Прикладные научные разработки». – Прага, изд-во «Образование и наука», т.4. – 2011. – С.72 – 76.