Пирмагомедов З.К.

аспирант истфака  ДГПУ

г.Махачкала.РД.

 

 

Генезис и эволюция союза сельских обществ Ахвах.

 

 Возникновение Ахвахского союза было связано с процессом децентрализации и распада раннефеодального государства Серир в XII века и происходило параллельно возникновению и становлению крупных территориально-тухумных, а затем и чисто территориальных сел в результате закономерного в конкретно-исторических условиях объединения мелких «родовых» поселений, возникновения ряда которых местная традиция связывает с влиянием Грузии.

Становление формационного статуса союза происходило в течении пер.пол. II тысячилетия в тесной связи с внутренним социально-экономическим развитием сельских обществ союза и внешнеполитическими обстоятельствами.

До XVIII в. существовало единое сельское общество Ахвах, которое в начале XVIII в. распадается на Цунта-Ахвах и Ратлу-Ахвах. В свою очередь Ратлу-Ахвах в середине XVIII в. входит в состав Гидатлинского общества.

На территории Ахваха в той или иной степени получили развитие основные для горной зоны Дагестана отрасли хозяйства, служившей экономической базой сельских обществ союза. Специфические особенности и черты хозяйства ахвахцев, выражавшиеся в разной степени развитости и роли в жизни населения той или иной отрасли хозяйства, в частности в слабом развитии садоводства и огородничества, в непропорциональном сочетании земледелии и скотоводства и в их натуральном характере объяснялись естественно-географическими и конкретно-историческими условиями Ахваха. Хозяйство Ахваха как и всей высокогорной зоны Дагестана, было ориентировано на те отрасли, которые давали продукцию для обмена главным образом на зерно с равнины. Во второй половине XIX- начале ХХ века в сложившихся новых экономических и политических условиях, связанных с вхождением в состав России, проявились новые веяния в хозяйствовании.

Основным занятием населения союза сельских обществ Ахваха было земледелие и животноводство. Но по ряду причин: малоземелье, неполивной характер земледелия , примитивность орудий труда, неурожай, население Ахваха не могло в полной мере удовлетворить свои потребности в хлебе. Хотя интенсивность и эффективность земледельческого хозяйства здесь были не ниже, чем на плоскости, оно, не имело возможностей бесконечного расширения в развитии, и безземелье являлось серьёзным тормозом, ставящим в жесткие рамки возможность развития, как вширь, так и в глубь. Недостающий в хозяйстве хлеб ахвахцы приобретали в низменных районах Дагестана и Закавказья. Основными зерновыми культурами у ахвахцев была пшеница и ячмень, рожь и овес возделывали в небольшом количестве. Технических культур не разводили. Распределение обрабатываемых угодий и возделываемых культур в сельских обществах Ахваха было неодинаковым. Южные ахвахцы находились в более благоприятных условиях для земледелия естественно-географических условиях.Полевые работы в каждом обществе проводились в определенные в зависимости от природных условий сроки, которые строго регламентировались выработанными издавна народным сельскохозяйственным календарям.Садов ни у южных, ни тем более северных ахвахцев не было. Огородничество существовало в незначительных размерах.В животноводстве преобладающие значение имел крупный рогатый скот, хотя по количеству поголовья овец было намного больше. Крупный рогатый скот обеспечивал горца мясомолочными продуктами и являлся основной тягловой силой. Овцеводство же являлось занятием более подвижным и внутриальпийским. Основное поголовье находилось в собственности феодализирующейся знати, в то время как основная масса населения имела овец всего по нескольку голов или вовсе не имела. В силу чего оно приобретало узкий мелкотворный характер, заметно усилившийся во второй половине XIX –начале XX века.

Натуральный характер хозяйства и низкий уровень его главных отраслей (земледелие и скотоводство) обусловили становление и развитие кустарных промыслов и отходничества. Иначе говоря, экономическая необходимость заставляла жителей Ахваха заниматься разными кустарными промыслами, которые имели в их хозяйстве побочное значение, развивались без отрыва или частичным отрывом от основных хозяйственных занятий и торгово-экономических связей и служили в основном удовлетворению собственных потребностей в изделиях кустарей. С другой стороны заметным стал и процесс специализации отдельных сёл на выпуске определенных видов кустарных изделий, способствовавшей развитию мелкого товарного производства.

Одним из побочных промыслов у ахвахцев являлась отходничество. Оно было вызвано невозможностью решения ряда социально-экономических проблем в пределах Ахваха, было вынужденной мерой в условиях ограниченных возможностей развития экономики на базе земледелия и скотоводства. Оно различалось «внутрдагестанское» и «внешнее». Последнее было ориентировано на Закавказье.

Отходничество «внешнее» несмотря на тяжелые условия работы и быта отходников, особенно со второй половины XIX века получило более широкое развитие. Оно сыграло положительную, прогрессивную роль в жизни населения Ахваха, как и народов Дагестана в целом, поскольку часть отходников приобщалась к капиталистическим производственным отношениям. Отходничество давало возможность заработать своим трудом средства к существованию.

Земельные отношения в Ахвахе характеризовались сосуществованием в той или иной мере нескольких форм собственности: частной (мульковой), общественной (джамаатской), мечетской (вакуфной).

Частное землевладение являлось основной формой собственности. В своем развитии она прошла две стадии (возникновение частной собственности на пахоту, а затем и на сенокос) и находилось в преддверии третьей стадии, т.е. распространялось и на отдельные пастбищные места, выгоны и леса. Хотя этот процесс ещё не стал характерным явлением но отдельные примеры говорят о начале этого процесса. Однако в случаях отчуждения общинной земли она вынуждена была примириться и согласиться с совершившимся фактом, т.е. считаться с силой властью и авторитетом общинной знати или отдельной персоны. Особенностью частной формы земельной собственности была неравномерность распределения земли между жителями Ахваха. Наличие свободно отчуждаемой частной земельной собственности являлось предпосылкой роста имущественной дифференциации, а также возникновения и развития на этой основе разных форм зависимости и социального неравенства.

В частной собственности находились основные и при том наиболее хорошие земли. Частная земля находилась в полной и неограниченной собственности хозяина. Собственник земли имел право свободного распоряжения своим мульком, чего не могло быть при господстве общинной собственности на землю. Институт предпочитательной покупки земли являлся как показателем наличия частной собственности с правом отчуждения, так и концентрации земель в руках отдельных представителей общин, заинтересованных в запрете отчуждения земель за пределы общины. Они-то и являлись основными притязателями на отчуждаемую землю. На частное землевладение община имела только косвенные права, заключавшиеся в регламентации полевых сельскохозяйственных работ и в свободной пастьбе скота после жатвы и сбора сена на мульках общинников.

Общественная собственность на землю распространялась в основном на пастбища, выгоны, леса и имела несколько видов земли, которыми сообща владели все члены одного джамаата; земли которыми совместно пользовались несколько джамаатов, входивших в союз; земли, находившиеся в совместном пользовании Ахвахского союза с соседними союзами сельских обществ; земли, на территориях других политических объединений, которыми пользовались ахвахцы. Земли как внутри сельского общества, так и между ними были распределены неравномерно, что создавало между ними отношения неравенства и зависимости.

В количественном отношении общественная форма собственности на землю преобладала над другими формами. По своему значению в хозяйстве главное место занимала частная форма собственности на землю. Частная и общественная формы земельной собственности являлись основой взаимоотношений между общинниками – узденями и  их социально-экономического положения в джамаате .

Изученный нами  фактический материал иллюстрирует сосредоточение в XVIII-XIX вв. в руках феодализирующейся общинной верхушки больших земель и огромного количества скота. Основная масса общинников либо имела в собственности только маленькие мульки, которые не могли обеспечить её жизненные потребности, либо вовсе не имела земли. Слой безземельных общинников увеличивался из года в год. В результате к концу XIX века почти половина населения союза сельских обществ Ахваха не имела своей земли. Все это привело к тому, что одна часть общины лишилась собственных средств производства, а другая часть приобрела возможность получения прибавочного продукта, что являлось главной предпосылкой для эксплуатации человека человеком. Лишившись земельной собственности, безземельные становились объектом эксплуатации со стороны феодализирующейся знати и фактически неравноправными в социальном и правовом отношении.

Эксплуатировались малоземельные и безземельные общинники как при помощи кабальных условий аренды земли и применения наемного труда в хозяйстве многоземельных и многоскотных богатеев, так и при помощи патриархально-родовой формы взаимопомощи.

Социальный состав населения Ахваха не представлял большого разнообразия. В XVIII-XIX века, лично свободное узденство составляло несомненное  большинство жителей Ахваха, основу его социального строя и являлось главной его производительной силой. Лишь незначительная группа временно-зависимого населения союза была представлена рабами или лагами, наемными работниками. Рабство, как сословие, в Ахвахе не сложилось. Ни экономически, ни духовно общество в Ахвахе не было готово к применению труда рабов, которыми становились главным образом военнопленные, в сущности, представлявшие собой временно-зависимое сословие.

По своему имущественному положению узденство в союзе сельского общества Ахвах  распадалась на несколько групп. Место узденя в обществе определялось, прежде всего, и главным образом его экономическим положением. В ходе процесса имущественной дифференциации общества в Ахвахе, хотя и в завуалированной старыми обычаями форме, сложились неравноправные отношения.

Положение узденской бедноты Ахваха особенно резко ухудшилось с установлением и укреплением российской власти во второй половине XIX века, когда она подвергалась двойному гнёту: «с одной стороны – эксплуатации по-прежнему со стороны сельских богатеев», с другой стороны государства, облагавшего её непосильными налогами и различными повинностями в пользу царской казны. В конце XIX века изменился и сам статус уздений; они были приравнены к государственным крестьянам в Закавказском крае со всеми их обязанностями и правами.

К концу XIX века процесс имущественного расслоения узденства в Ахвахе приобрел характер социального деления. В состав узденства входила и основная масса населения – среднее и бедное узденство. Хотя ещё в нем не было четкой сословной иерархии окончательно обособившихся и оформившихся классов и сословий, как в феодальных владениях Дагестана, но уже сложились основанные на экономическом  и правовом неравенстве социальные отношения. Иначе говоря, социальную модель сельских обществ и союза в целом определяли экономическая база хозяйств, формы земельной собственности и надстроечные общественные институты.

Кроме указанных категорий населения приведенный в работе материал показывает и социальное неравенство тухумов. Одни тухумы были более сильными, господствующими, владетельными, другие считались низшими по своему происхождению, экономическому и правовому положению.

Как показывает приведенный в работе материал,  в Ахвахском союзе, как и в других аналогичных структурах Дагестана, было организованное управление с четким разделением функции власти всех административно-должностных лиц и органов управления (народное собрание (сход, джамаат), совет старейшин, управители чухби, мангуш, исполнители - гlели и т.д.)

Со второй половины XIX века, особенно после утверждения «Положения о сельских обществах» роль джамаата снизилась, став фискальной единицей, у кадиев сохранилась только судебная власть, а во главе сельского общества стал назначаемый сверху старшина, как представитель власти. Решающее слово в судебно-административной системе сельских обществ принадлежало светской власти, служившей средством эксплуатации крестьян.

Характерными особенностями административного устройства Ахваха были выделение в джамаатах правящей административной верхушки, превращение выборных должностей в наследственные, отсутствие специальных общесоюзных постоянных органов управления трансформацией союзного схода как главного общесоюзного органа для совместных решений и самого союза, постепенное приспосабливание (потеря первоначального назначения) институтов общественного строя к новым общественным отношениям.

Все сказанное выше говорит о том, что в Ахвахском союзе было развито многоотраслевое хозяйство, основными отраслями которого являлись земледелие и скотоводство; существовали различные формы земельной собственности, из которых основной была частная; общество было разделено на различные социальные группы, характерные для определенной стадии классового общества; имело место организованное управление с выборными или назначаемыми административно-должностными лицами.

Всё это говорит о том, что в Ахвахе  господствующими были не родоплеменные, а раннефеодальные отношения, характерной особенности которых были незавершенность социальной  стратификации общества, наличие в качестве основной массы населения свободного крестьянства (узденства), все ещё большая роль общинного землевладения, наличие в управлении институтов народоправства, сохранность различных пережитков архаичной общины (родственные связи и взаимопомощь, кровная месть и т.д.).