ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

 

    Ш.А. Акбаева – кандидат педагогических

наук,  доцент  кафедры  «Методики

преподавания специальных дисциплин

и истории искусства Каз. НПУ им. Абая»

 

        В настоящее время каждый независимый народ, вставший на путь укрепления своей государственности, социально-экономическое развитие основывает на духовном  потенциале культуры и уровне образования. В этом отношении, обретение глубоких знаний и воспитание молодежи в духе современных требований, истоки которых начинается в школе, не вызывают сомнений.

     В послании Президента Р.К. Н.А. Назарбаева «О реформе образования» сказано, что для обеспечения конкурентно способности, образование является важнейшим  фактором, необходимо его развивать с большой ответственностью.

     В Республике  Казахстан за  последние 10 лет произошло много изменении в области образования, произошли определенные  перемены. Но, несмотря на приобретение независимости, мы все еще по инерции прошлого хотим создать равные условия в образовательном процессе в.т.ч. для малочисленных диаспор в Республике Казахстан. И эту задачу мы назвали особыми условиями для Казахстана. Суверенному государству Республики Казахстан наряду задачами качественного образования и профессии студентам, эстетическому воспитанию через обучения изобразительному искусству, должно быть уделено особое внимание в деле воспитания активной личности общества.

     Для формирования всесторонней личности в методике обучения дисциплин изобразительных искусств, имеются много факторов, влияющих в определенно сложившихся среде [5,16]. По нашему мнению, в текущий период, для формирования сознания и взглядов студентов на изобразительное искусство, гражданской позиции, духовных ценностей и высоких человеческих достоинств, необходимы всесторонние педагогические и психологические исследования. Эти исследования должны учитывать социальные и морально-психологические процессы демократического общества. Это обусловливает подготовку высококвалифицированных  специалистов, отвечающих насущным вопросам развитого общества в области эстетики и изобразительного искусства.

    Одной из важнейших задач, стоящих перед высшей школой- достижения качественной подготовки специалистов, что предусматривается обеспечением процесса непрерывного педагогического образования профессиональными педагогами. При этом, качественный уровень их работы, должен находиться под постоянным контролем  [3,6].

     Как известно, учебная дисциплина изобразительного искусства в средней школе все еще поставлена  не на должном уровне. Между тем, это дисциплина по содержанию и значению занимает особое место в обществе. Молодое поколения без знаний искусства своего народа, природы его возникновения и истории развития, не сможет поднять на уровень современных требований, отвечающей развитому цивилизованному обществу.

     Обучение дисциплин изобразительного искусства в средних школах в 90-е годы прошлого столетия имело значительные трудности. Программы и учебники этих дисциплин того периода устарели и не отвечали новым требованиям. За прошедшие 10 лет в школах обучение изобразительному искусству, претерпели значительные изменения в положительную сторону.  Это благодаря научно-методическим исследованиям в области педагогики. В начале была разработана  новая программа обучения  изобразительному искусству и внедрена в практику образования текущего периода.

     Учебные программы и воспитательный процесс не должны ограничиваться исполнением  социального заказа, не замыкаться только в определенной форме, отсюда изменения учебных программ, это веление- требований запросов сегодняшнего дня.   

     Одним из актуальных вопросов перехода к новой системе образования, является определение дисциплин обучения по новой технологии и ее развития. Возникает необходимость концентрации педагогов в интерактивной методике обучения изобразительного искусства с точки зрения переподготовки педагогов-психологов. В этом отношении на художественно-графическом факультете специальности студентов «Изобразительное искусство и черчение», имеется предложение по открытию специальных курсов. Это «инновационные технологии в новых школах», «Актуальные проблемы обучения изобразительного искусства», «Основы изобразительного искусства – это традиции в искусстве Казахского народа» и. др.

     О роли изобразительного искусства и их видов, в развитии идейно-эстетических ценностей  молодого поколения, определяющим направлением является расширение научно-исследовательских работ в этой области. [6,3].

     Взаимосвязь художественного образования и воспитания, оптимизация обучения  изобразительному  искусству, привитие интересов к искусству, все этого можно достичь в едином системном подходе. Необходимость условий обучения  изобразительному  искусству дидактическими учебно-вспомогательными  материалами, а также усвоение названных дисциплин  педагогами изобразительного  искусства, требует следующих условий:

 - при выдаче задании и их практического выполнения, определить теоретическую основу их содержаний;

 - вызывать у студентов интерес и стремление  к учебному процессу;

 - через названных дисциплин, раскрывать правильные взгляды и понятия изобразительного  искусства, прививать студентам ценности изобразительного  искусства;

  - обучая студентов дисциплине «методике преподавания изобразительного искусства», сохранять системные принципы воспитания, главное внимание уделять единству и взаимосвязи предмета изучения;

  - обосновывать научно-методическую систему обучения дисциплины «методики преподавания изобразительного искусства»;

  - обеспечить получения глубоких и качественных знаний студентов в высшей школе, путем логично взаимосвязанных педагогических и психологических поисков обучения;

  - подготовить учебных пособий по дисциплине «методики преподавания изобразительного искусства»;

   Глубокие познания и всестароний подход при выполнения заданий по дисциплине «методика преподавания изобразительному  искусству», позволяют найти оптимальные решения, а также достижение художественно-эстетических требований. Например: в дисциплине «методика преподавания изобразительному  искусству» студенты познавая различную методику обучения изобразительного  искусства, изучают историю предмета и другие приемы познания. Педагог во время занятий по своему понятию излагая лекционный курс, трудные понятия доносят через компьютер или по кадоскопу, демонстрирует студентам диафильмы. В этом случае интерес студентов к изучению, проявляется гораздо шире  и осознанно. Наряду с этим, в настоящее время, использование широких возможностей мультимедийного  компьютера и учебно-методических пособий (иллюстративные материалы) должны найти свое  место в учебном процессе.

 Это следующие данные:

1.     Сведения биографии великих ученных, внесших особый вклад в развитии названных дисциплин;

2.     Специальные тестовые задания усвоения тематических материалов;

3.     Поясняющие тексты художественных терминов, связанные с темой.

4.     Рисунки, анимационные элементы и видео картины, относящиеся к теме.

     Видео картины позволяют проводить  занятия  доступно и с интересом, Такие методические приемы программы, вызывают у студентов стремление к активности и личным поисковым работам. Самостоятельная работа студентов (СРС) облегчают работу педагога. Для этого педагог в определенное время должен давать студентам программные направления. В такой учебно-воспитательной форме, активность педагога снижается, а студентов повышается.

    В процессе обновления знаний методико-теоретической дисциплины «методика преподавания изобразительному  искусству» на художественно-графических  факультетах высшей школы, главным является определение нужного направления обучения. Это направление предусматривает всесторонние знания каждого студента, глубоко мыслящей личности о самодостаточной оценкой своих возможностей. В этом отношении из накопленного опыта учебных планов  и программ, следует основываться на многовариантные идеи. Этот фактор имеет важное значение в получении художественного образования всех студентов высшей школы. В продолжении и углублении знаний в ближнем и дальнем зарубежье , а также позволяет студентам определиться с выбором продолжении учебы.

    В дисциплине «методика преподавания изобразительному  искусству» содержательную основу знаний и структуры практического освоения их представляет  учебник. А усвоение содержания студентами, определение методики и его анализа, наряду с учебником, представляется единым комплектом образования. [2,12]. С этим комплектом связывается индивидуальные  задания каждому студенту.  В итоге  содержание художественного образования студентов способствует решению проблемы становления личности. А педагог, основываясь на методические материалы, на каждом занятии, учитывая теоретическую подготовку, полноту или недостатки знаний студентов, подбирает соответствующую литературу.

   Учебники и учебные пособия по дисциплине «методика преподавания изобразительному  искусству», нельзя утверждать, что их вообще  нет. Имеющийся учебный материал требует доработки, отвечающий потребностям сегодняшнего дня. Для этого необходимо, что бы вся педагогическая общественность включилась в эту работу. Особенно в высшей школе при  подготовке молодых специалистов художественного профиля, дисциплина «методика преподавания изобразительному  искусству» занимает особое место в деле эстетического воспитания. Это обусловлено тем, что на художественных факультетах ВУЗа, рисунок, живопись, скульптура, графика, история изобразительных  искусств, составляют основные предметы обучения. Это дисциплина отвечает социально-экономическому  развитию независимого народа на пути научного и технического прогресса. Отсюда, большое внимание должно быть уделено дисциплине «методика преподавания изобразительному  искусству» в вопросах дополнений теоретических знаний.

    Таким образом, содержание художественного образования в ВУЗах, методики обучения все это при соответствии запросам сегодняшнего дня, несомненно отвечает педагогическим и психологическим требованиям.

 

 

Литература:

 

1.   Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М., 1996.;

2.   Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. - М., 1985.;

3.   Сохраняева Т.В. Гуманистические ориентиры развития системы образования // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия, 5, 2002, С. 93-105.

4.   Байжiгiтов Б.К. Өнер тарихы мен теориясы, Алматы, 1999, 198 б.

5.    НысанбаевӘ.,ӘбжановТ.Ой.Ақыл.Адамгершiлiк.Жоғарыоқу орындарының студенттерiне арналған оқу құралы, Алматы, 1994,112 б.

6.   Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя, Автореферат дисс… доктора пед. наук, Киев, 1986, 46 с.