Полева И. А.

Карагандинский государственный университет им. Е.А.Букетова

Некоторые принципы правового государства

В последней трети XX века во многих странах мира сложилось государство с особыми признаками, которые в совокупности характеризуют как государство правовое.

Если вдуматься в словосочетание «правовое государство», то мы увидим, что на первом месте в нем – право, а на втором – государство. В социально-политической жизни это означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Таков основополагающий принцип всякого правового государства. Нерушимость его закрепляется в Конституции (Основном законе) страны и распространяется на остальные законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит вся система судов правового государства.

Верховенство права (закона) в обществе как главный принцип правового государства предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону и самого государства, и его органов, и должностных лиц, общественных объединений, а также самих граждан.

Правовое государство отличается от неправового и качеством законов: они должны быть гуманными, справедливыми, закреплять неотъемлемые права каждого человека – право на жизнь, на достойное существование и пр. Всеобщая декларация прав человека гласит, что каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Но свобода не может быть абсолютной, она предполагает ограничения, то есть имеет определенную меру. В общественной жизни мера свободы выражается в форме права. Эта мера должна быть равной для всех. Например, человек, имеющий право на жизнь, должен поступать так, чтобы не подвергать опасности жизнь другого человека, а тем более покушаться на нее. Иначе право одного человека становиться бесправием, произволом для другого, превращается в одностороннюю привилегию. В правах человека выражается возможность его действий в различных сферах жизнедеятельности: экономической, политической, социально-культурной, личной. Чем шире эти права, чем больше они гарантированы, тем свободнее личность. Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя неуверенно, теряет способность к творчеству, ограничивая, таким образом, собственное развитие и развитие общества. В этом неоднократно убеждались и сами устроители правового государства. Так, в США была распространена практика подслушивания правительственными агентами телефонных разговоров, вследствие чего нарушались права гражданина на «прайвеси», то есть на частную, личную жизнь, на личные отношения, тайну корреспонденции и т. п. Многие американцы, зная о подслушивании, стали замкнутыми раздражительными, постоянно испытывали страх. «А жить с глазами, полными страха, - справедливо заметил бывший министр юстиции в администрации президента Джонсона, - значит жить в несчастливой стране».

Правовое государство провозглашает и конституционно закрепляет свободу людей и их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека. Тем самым государство признает автономию личности по отношению к себе, исключает возможность превращения гражданина в своего верноподданного и рассматривает его как равноправного партнера. Оно защищает, охраняет от произвола права человека, которые становятся ядром всей правовой системы. Законы и другие нормативные акты, исходящие от государства, согласуются с правами человека, подчинены принципу их нерушимости. Именно поэтому незыблемость прав человека, его чести и достоинства, его интересов, их охрана и гарантированность составляют еще один принцип правового государства. В пору создания классических конституционных актов, к примеру, американского Билля о правах, международных стандартов еще не было. Напротив они складывались именно под влиянием классических конституций Запада. Теперь же на международном уровне сформулировано множество нормативных положений о правах человека, каждое из которых можно разделить на более конкретные нормы. На эти высокие международные стандарты сегодня равняются все государства. Многие из них включили в свои конституции положения  Всеобщей декларации прав человека в качестве общечеловеческих ценностей.

Самоограничение государства правом, закрепляющим свободу личности, не является односторонней привилегией. Личность, в свою очередь, тоже соглашается на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства, которое, как отмечалось, несет ответственность за соблюдение прав личности, гарантирует ей достойные условия жизнедеятельности. Следовательно, в правовом государстве устанавливается принцип взаимной ответственности государства и личности. Вот почему государству не могут быть чужды социальные программы, идущие на пользу всем гражданам, и почему все чаще говорят о правовом социальном государстве. Правовое государство в отличие от неправового осуществляет управление обществом в нормативном порядке, то есть через законы, а не через индивидуальные акты. Конечно, без последних обществу не обойтись, но в правовом государстве они сводятся к минимуму, не противоречат законам и не выходят за их рамки. Кроме того, сами законы отражают объективную необходимость, закрепляют естественно складывающиеся отношения в обществе. Таким образом, источником законов становится гражданское общество, а не государство. Для того чтобы законы были справедливыми, осуществлялись гуманными средствами и защищались, необходим эффективный контроль за правотворчеством, правоприменением и правозащитой.

Литература

1.     Е.И. Жильцова, Э.Н. Егорова, И.Н. Сухолет Политичнское и духовное развитие современного общества. М, 1993

2.     А.С. Ибраева Теория государства и права. Алматы, 1998