История/1. Отечественная история

Студентка 3 курса Викторова Ж.И.

КубГУ Филиал в г. Новороссийске, Россия

 

Роль Русской православной церкви в Отечественной войне 1812 года

 

Враг строптивый мечет громы,

                                                            Храмов Божьих не щадит.

                                                          Топчет нивы, палит домы

                                                             Змеем лютым в Русь летит!

                                                    Русь святую разоряет.

                                                            (Ф. Глинка Солдатская песнь,

                                                            сочиненная у г. Смоленска в июле 1812 г.)

 

В этом году мы отмечаем 200-летний юбилей Отечественной войны 1812 г. На протяжении всех этих лет данная проблема  была одной из самых излюбленных тем отечественной историографии. Однако участие в войне Русской православной церкви долгое время не было предметом комплексного исследования.

В начале XIX в. православие являлось идеологической и духовной основой Российской империи и одним из важнейших факторов, определявших мировоззрение русского народа. Первенствующее положение православия закреплялось в законодательстве, где оно называлось религией, "господствующей в государстве" [4]. Между Православной церковью и государством существовала тесная связь, причем государственная власть фактически подчиняла себе все церковные структуры.

Непосредственное общение государственной власти и Русской православной церкви с народом осуществлялось через приходские храмы. Здесь прочитывались Высочайшие манифесты и указы, предназначенные для обнародования, здесь велось религиозное воспитание народа на языке священных книг и описаний жития святых. Через молитвы и богослужения Церковь воодушевляла верующих любовью к царю и Отечеству до готовности положить за них свою жизнь. Идеологическая роль Церкви особенно ярко проявлялась в армии, ибо речь шла, по сути дела, о моральной санкции такого кровавого и ужасного явления, как война. Считая войну вообще бедствием и несомненным злом, Русская православная Церковь войны в защиту Отечества полностью оправдывала, объявляя их священными, а погибших в них воинов - совершившими жертвенный подвиг во славу России.

Важность патриотической пропаганды понималась, прежде всего, самим императором, который во время войны неоднократно давал духовенству соответствующие предписания, стимулируя его проповедническую деятельность. Например, в июле 1812 года при организации в Смоленской губернии партизанского движения Александр I направил Смоленскому епископу Иринею рескрипт, в котором говорилось о необходимости для священнослужителей «внушениями и увещаниями своими ободрять» жителей губернии и не только «отвращать их от страха и побега, но, напротив, убеждать, как того требует долг. Чтобы они,  вместе, старались вооружиться, чем только могут, дабы, не давая никакого пристанища врагам, везде и всюду истребляли их и вместо робости наносили им великий вред и ужас».[2] Помимо проповеднической деятельности, несомненно, имевшей огромное значение для поддержания в обществе религиозно-патриотического настроения, духовенство также приняло непосредственное участие в организации и деятельности народного ополчения, в партизанском движении. Военное духовенство сопровождало регулярную армию во всех переходах и сражениях. Большое значение имело воззвание святейшего Синода, в котором, в частности, предписал духовенству «научить всех словом и делом не дорожить никакою собственностью, вносить пожертвования».

         По данным Святейшего Синода, пожертвования православного духовенства на создание народного ополчения в 1812 году составили:  ассигнациями 905 076р. 60 к. серебром 20761 р. 89 коп, серебром без лажа 20761р. 89 коп., серебром с лажем 6452 р. 99 коп., золотом 556 руб., медью 3388р. 10 к., серебра 60 пудов, 67,5 зол. 101 мед. вещь 10 фунтов золота, 18,5 зол.,  14 иностранных  монет. [  3  ]

Так же по данным  Синода, в ополчение поступило 412 человек духовного сословия. Среди них значительное место занимают ученики духовных академий, семинарий и уездных училищ.

Помимо семинаристов и церковнослужителей, которые, как не имевшие священного сана, могли взять в руки оружие, при отрядах народного ополчения состояли священники. Со своими отрядами священники участвовали в сражениях, некоторые из них из походов не вернулись.

На оккупированной территории центральных губерний России Великая армия, как известно, столкнулась с активным сопротивлением мирного населения. Среди партизан было немало церковнослужителей и даже священников, которые часто являлись организаторами и руководителями крестьянских отрядов. Вступать в вооруженную борьбу с неприятелем их нередко побуждало его варварское отношение к церковным святыням.

Защищая храмы и церковное имущество, многие священники погибли. Например, священник Смоленского кафедрального собора Василий Шировсий был затравлен собаками прямо в храме за то, что не позволил французскому офицеру взять серебряное кадило. В Москве были до смерти забиты при защите церковного имущества священники Сорокосвятской церкви Петр Вениаминов, Николаевской в Кошелях церкви Иван Петров, Архангельского собора Иван Гаврилов, Николаевской на Студенце церкви Алексей Иванов, дьякон Николаевской церкви Михаил Федоров и др. "[   1 ].

Осознание народом России войны 1812 г, как войны православной позволило Церкви приобрести после победы новые святыни. 25 декабря 1812 г. вышел манифест императора Александра I, в котором сообщалось о намерении соорудить "церковь во имя Спасителя Христа" "в сохранение вечной памяти того безпримерного усердия, верности и любви к вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Русский, и в ознаменование благодарности Нашей к промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели"[   5 ]. Построенный в честь победы в войне 1812 г. храм Христа Спасителя превратился вскоре в одну из главных православных святынь страны.

Таким образом, на всей территории России духовное сословие внесло определенный материальный вклад в организацию ополчения. На оккупированной территории приходские священно – и церковнослужители ободряли прихожан и проводили патриотическую работу по организации движения сопротивления. Наконец, не менее важной в 1812 г. была деятельность военного духовенства, безотлучно находившегося в регулярной армии. Своей пасторской деятельностью оно готовило армейскую папству к тяжелым испытаниям и само являлось не только свидетелем, но и участником переходов и сражений. 

 

Литература:

 

1.  Выписка. Составленная в Московской духовной консистории, из производящегося по Указу Святейшего правительствующего Синода от 20 мая 1836 года за № 6298 дела, о происшествиях 1812 года и подвигах духовенства. URL: http://feb-web.ru/feb/rosarc/ra5/ra5-085-.htm. Фундаментальная электронная библиотека (дата обращения 25.07.2012)

2. Дубровин Н. Ф. Отечественная война в письмах современников (1812 - 1815). СПб., 1882. С. 45.

3. Мельникова, Л.В. Русская Православная Церковь в Отечественной войне 1812 г. / Л.В. Мельникова. – М., 2002.

4. Полное собрание законов Российской империи. Т.26. № 19263.

5. Собрание Высочайших Манифестов, Грамот, Указов, Рескриптов, Приказов войскам и разных извещений, последовавших в течении 1812, 1813, 1814, 1815 и 1816 годов URL: Отечественная война 1812 года. Эпоха в документах, воспоминаниях, иллюстрациях. http://www.1812.rsl.ru/materials/books/208/?timezone_id=123 (дата обращения 25.07.2012)