ШАМОВ  ИБРАГИМ  АХМЕДХАНОВИЧ

О ПРЕПОДАВАНИИ 

БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ  В МЕДВУЗАХ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В настоящее время в российских медвузах в соответствии с «Учебным планом», разработанным в Минздравсоцразвития РФ, биоэтика преподается студентам 1 курса. Такая практика является подражанием тому, как это делается в Америке. Однако слепое копирование чужого опыта едва ли можно считать наилучшим решением вопроса.

Дело в том, что преподавание данного предмета на1-ом курсе встречает целый ряд объективных трудностей. Во-первых, для понимания многих вопросов у студента обязательно должен быть определенный запас как парамедицинских (физиология, эмбриология, биология), так и медицинских знаний. Например, при обсуждении этической проблемы репродуктивных технологий нужно иметь представление о таких понятиях как зигота, бластомер, имплантация и др.; генетического скрининга – понятие о наследственных болезнях (дистрофия Дюшена, муковисцидоз, синдром Дауна и т.д). То же касается и изложения почти всех остальных вопросов предмета. В-вторых, биомедицинская этика не теоретическая, а, в значительной степени практическая, прикладная наука. Большинство ее тем связано с практическим врачеванием. Усвоение многих из них возможно лишь при наличии достаточно серьезных врачебных знаний и таких понятий, как  клиническая смерть, «персистирующее вегетативное состояние», эйтаназия, ятротаназия и пр., и пр. В-третьих, в связи с вышесказанным ясно, что  преподавать вопросы биомедицинской этики должен опытный врач, работающий в медицинском учреждении и знакомый с биоэтическими проблемами не по наслышке, что категорически исключено при преподавании этого предмета только на 1-м курсе.

В связи с этим имеется настоятельная необходимость организационных изменений в преподавании биомедицинской этики.

Начало преподавания биомедицинской этики настоятельно необходимо перенести на 3-й курс, где он должен быть введён в программу парамедицинских и клинических кафедр.  Однако по целому ряду причин весь предмет биомедицинской этики нельзя проводить только на третьем курсе. Во-первых, это слишком перегрузит программу  кафедр. Во-вторых, и на 3-м курсе студенты медвузов незнают многих вопросов болезней и больных. И, в-третьих, каждая медицинская кафедра имеет свои особенности биомедицинской этики.

Поэтому, мы считаем, что биомедицинская этика должна преподаваться всеми клиническими кафедрами 3–6 курсов. Ниже мы излагаем свои соображения по тем аспектам, которые желательно изучать на клинических кафедрах 3-6 курсов.

 

3 КУРС

1. Кафедра пропедевтики внутренних болезней. Внутренние болезни как основополагающая дисциплина подготовки врача. Проблемы биомедицинской этики, имеющие отношение к внутренним болезням. Врач и больной. Этические и правовые вопросы взаимоотношения врача и больного. Информированное согласие больного на врачебное вмешательство. Охрана личной жизни больного, его автономии( конфиденциальность).  Этические и правовые аспекты информированного согласия. Оценка феномена «святой лжи», «лжи во спасение».

2. Кафедра общей хирургии. Биомедицинские проблемы, возникающие между хирургом и  пациентом. Вопросы согласия больного на хирургическое обследование и лечение. Этические и правовые моменты получения согласия на операцию (письменное, устное, форма и др.). Фетальная терапия в практике хирурга.

3. Кафедра патологической анатомии. Биоэтические аспекты вскрытия, похорон трупов и изъятых органов, в том числе для трансплантации. Использование трупов в целях обучения. Проблемы прижизненного согласия на использование трупов и органов   клиническими, научными и образовательным учреждениям. Состояние проблемы в странах Европы и Азии.

 

4 КУРС

4. Кафедра факультетской терапии.  Развитие проблемы эйтаназии в конце ХХ и начале ХХI столетий. Оценка законодательного разрешения активной эйтаназии в ряде стран Западной Европы (Голландия, Бельгия) и США (ряд штатов). Эйтаназия и поллиативная помощь в странах Западной и Восточной Европы. Значимость принципа «справедливого распределения ресурсов в медицине» в решении проблемы трансплантологии и эйтаназии.

5. Кафедра факультетской хирургии. Медицинский эксперимент. Этические комитеты больничных учреждений. Американский и европейский типы этических комитетов.

5 КУРС

6. Кафедра госпитальной терапии. Биомедицинские проблемы современных достижений генетики и молекулярной биологии. Клонирование живых организмов. Терапевтическое клонирование. Закон, отношение ученых и представителей различных конфессий к клонированию. Этические аспекты получения и использования стволовых клеток в лечении болезней.

7. Кафедра нервных болезней и медицинской генетики. Геномика, протеомика, генетический скрининг, генетическая паспортизация.  

8. Кафедра акушерства-гинекологии.  Этические проблемы аборта. Права эмбриона и права беременной женщины. Позиция различных конфессий в данном вопросе. Вопросы разграничения прав матери и эмбриона в аспекте положений и законов о правах личности. Возникающие  противоречия. Репродуктивные технологии. Эко, суррогатное материнство. Права женщины и закон. Этические, правовые и конфессиональные мнения и их противоречия. Состояние вопроса в странах Европы.

9. Кафедра анестезиологии и реаниматологии. Вопросы биомедицинской этики в практике анестизиолога-реаниматолога.   «Персистирующие вегетативные состояния». Решение вопроса об отключении аппаратов. Биологическая смерть. Вопросы ее констатации. Состояние вопроса в странах Европы.

10. Кафедра онкологии. Проблемы информированного согласия в онкологии. Паллиативная помощь онкологическим больным. Терминальный больной и  социально значимая паллиативная помощь. Хосписи, паллиативная помощь на дому. Обучение врачей и среднего медперсонала оказанию достойной паллиативной помощи. Состояние вопроса в странах Западной и Восточной Европы. Практика пассивной эйтаназии при онкологических заболеваниях в различных странах.

11. Кафедра госпитальной хирургии. Биомедицинские проблемы пересадки органов от умирающих. Медицинские положения по определению моментов смерти, в том числе «смерти мозга». Законодательства стран Европы и США. Различия в подходах к данному вопросу европейской и азиатской цивилизаций. Мнение различных конфессий.

12. Кафедра инфекционных болезней. ВИЧ инфекция и СПИД. Биомедицинские проблемы обследования больных. Конфиденциальность и права человека. Проблемы сбора и хранения информации о заболеваемости в различных учреждениях борьбе со СПИДом. Биомедицинские проблемы адекватного лечения больных ВИЧ-инфекцией. Противоречия закона о правах человека и ряда статей закона об обязательности обследования персонала, работающего в антиСПИД учреждениях, а также  положений о превалировании интересов отдельного человека над интересами общества в борьбе с ВИЧ-инфекцией.

13. Кафедра судебной медицины.  Правовая медицина и медицинское право. Биоэтические и правовые аспекты правовой медицины - судебно-медицинской патологии, токсикологии и серологии. Медицинское право, его аспекты, их развитие  в странах Европы и США.

14. Кафедра экстремальной медицины. Милосердие для бедствующих. Проблемы очередности оказания помощи пострадавшим при катастрофах как медицинская и этическая проблема. Врач и заключенные. Врач и голодающие. Врач и смертная казнь. Биомедицинские проблемы.

15. Кафедра детских болезней. Права ребенка. Биомедицинские проблемы психически неполноценных детей. Проблемы оказания помощи больным детям. Своеобразие проблемы информированного согласия.

16. Кафедра психиатрии. Особенности оказания помощи психическим больным. Права психических больных. Современное законодательство по оказанию помощи психическим больным. Этические проблемы.

Примечание. Каждая кафедра самостоятельно должна решать вопрос о том, как эти роблемы отразить при прохождении своего предмета.Нет никакого нарушения, если эти темы будут освещены в 1-2 полноценных лекциях и затронуты в целом ряде практических занятий.

Разумеется, что данный план не является жестко обязательным, а, скорее. Ориентировочным. Каждая кафедра  имеет право расширить или сузить круг вопросов, заменить их в свете своих соображений и  новых достижений.

Литература

1. Шамов И.А.. Врачебная тайна // Сов.мед. 1980. N7. С.101- 102

2. Шамов И.А.. Об отношении врача к эйтаназии // Каз.мед.ж. 1981. N2. С. 75-77

3. Шамов И.А. Искусство врачевания. Ростов на Дону: изд-во Рост.универс., 1982.  171 с.

4. Двое за чертой здоровья. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1983. 177 с.

5. Врач и больной..М.: изд-во универ.дружбы нар., 1986.  209 с..

6. Искусство врачевания. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1987.368 с..

7. Ф.И.Комаров, В.П.Петленко, И.А.Шамов..Философия и нравственная культура врачевания.     Киев: Здоровья, 1988. 159 с.

8. В.П.Петленко, И.А.Шамов, А.В.Сахно. Логика и  врачебное искусство. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1988.  297 с.

9.В.П. Петленко, И.А. Шамов. Мудрость взаимности. Л.: Медицина, 1989. 222 с.        

10. И.А. Шамов. Биоэтика. Учебник для медвузов РФ. М.: Медицина, 2001. 340 с.

11. И.А. Шамов Биоэтика  Учебник для медвузов РФ.  М.: Медицина, 2002, 394 с.

12. И.А.Шамов. Биоэтика. Учебник для медвузов РФ. Махачкала: ИПЦ ДГМА, 2005.

407 с.

13. И.А.Шамов. Программа непрерывного обучения  медицинской этике в медвузе.                                                  Махачкала: ИПЦ ДГМА, 2006. 28 с.

14.. Тесты для контроля усвоения материала по биомедицинской этике. М., 2006, 68 с.

15.. Биомедицинская этика. Учебник для медвузов РФ.М.: Медицина 2006. 341 с.

16.. Нанотехнологии, медицина, биоэтика и биомедицинская   этика // Вестник Петровской академии наук и  искусств, 2008. N 9. С. 50-55.