Жукова Елена Юрьевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»

 

Кадетский компонент  как педагогическое условие формирования у кадет ценностного отношения к воинскому долгу

 

         Зарождение в России закрытых военно-учебных заведений началось по воле Императора Петра Великого, а   уже  1917 году в России  от Варшавы до Хабаровска и от С. Петербурга до Тифлиса, по всему протяжению Российской Империи, в различных местностях и окруженные различными условиями жизни в областях необозримой России существовали уже 30 кадетских корпусов.     Эти 30 кадетских корпуса жили совершенно одинаковой внутренней жизнью и имели совершенно одинаковую систему образования и воспитания кадет (рис.1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Рис.1. Система дополнительного образования в кадетских корпусах  России до 1917 года.

     

Игорь  Андрушкевич, описывая систему кадетского образования в дореволюционной России,  в своей статье  «Воспитание русской военной молодежи» предлагает содержание наилучшего, на его взгляд, воспитания, которые называет «пятью столпами» правильной кадетской  педагогики. К таким «столпам», по мнению автора  относятся (рис. 2):

·       Вера и верования;

·       Заветы и традиции;

·       Нравы и манеры;

·       Инструментальные концепции;

·       Символы и ритуалы

 

Подпись: Вера и верования

Подпись: Заветы и традиции

Подпись: Инструментальные 
концепции

Подпись: Нравы и манеры

Подпись: Символы и ритуалы
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 Рис. 2 «Столпы» кадетского образования.

 

         Сделаем попытку развить  некоторые из этих положений, применив их к современным реалиям.

        Одно, из  самых актуальных, на наш взгляд – это  «Вера и верования». Православная культура и православная нравственность всегда были основами российской культуры и российского общества. Приобщение к православной культуре – это, прежде всего, обращение к общечеловеческим ценностям.  Изучением «Основ православной культуры» как учебного предмета это приобщение не заканчивается. Традиционно в каждом кадетском корпусе была Домовая церковь, каждый корпус имел своего Святого Покровителя и отмечал свой Храмовый корпусной праздник.

При поступлении в корпус кадетам выдавалась в красивом переплете книга «Слова Святого Евангелия» с русским и старославянским текстами. Мусульманам выдавался Коран. На первой странице Евангелия было вклеено стихотворение Великого Князя Константина Константиновича, заверенное корпусной печатью.

      Надпись на Евангелии гласила:

«Пусть эта книга священная,

Спутница нам неизменная,

Будет везде и всегда.

Пусть эта книга спасения

Вам подает утешение

В годы борьбы и труда.

Эти глаголы чудесные,

Как отголоски небесные,

В грустной юдоли земной,

Пусть в наше сердце вливаются,

И небеса сочетаются

С чистою вашей душой».

  Атеизма в  кадетских корпусах дореволюционной  России  не было. Конечно, не все веровали с одинаковым рвением. Религиозность в младших классах была выше, к Евангелию и к Кресту все подходили благоговейно и осеняли себя крестным знамением. Почти у всех кадет у изголовья кровати висел образок-благословение из дома, перед которым они совершали молитву каждое утро и при отходе ко сну.

В современной России вопрос религиозного воспитания в возрождающихся кадетских  корпусах и школах с кадетскими классами  стоит остро. Многие представители их педагогического персонала признают его фундаментом всего воспитания кадет, некоторые – отрицают в таком качестве. Всякую религию, прежде всего – православие, они просто выбрасывают из воспитательной практики.

           Общеизвестно, что каждый гражданин России имеет возможность  реализации конституционного права свободы совести и исповедания.  Закон Божий, кроме всего – это и конкретное знание, которому, в силу исторических обстоятельств, в большинстве наших семей не учат. Мы полагаем, что   педагогам необходимо  дать  это знание ребенку, а он сам, повзрослев, решит самостоятельно и добровольно, быть ли ему с Богом. Кроме того,  в современных  кадетских  корпусах,  школах с кадетскими классами есть и  уже верующие дети. Даже только поэтому педагоги, в уважение чувств верующих воспитанников, не имеют права на атеистические высказывания о том или ином предмете истории и современности

К сожалению, в настоящее время в Российской Федерации не существует единой   системы  воспитания и дополнительного образования в кадетских образовательных учреждениях, а их  деятельность  не упорядочена относительно единой цели – формирования  ценностного отношения кадет к воинскому долгу.   На основании вышеизложенного мы полагаем, что  система дополнительного образования  в современных  кадетских образовательных учреждениях  нуждается в определении  такого понятия как «кадетский  компонент», представляющего собой некое   фиксируемое, дополнительное к общеобразовательной подготовке, содержание образования, определяемое целями и задачами кадетского образовательного учреждения.   Данная проблема на сегодняшний день практически   не изучена и нуждается в целенаправленных педагогических исследованиях.    Мы предполагаем, что проектирование такой системы может основываться,  в том числе и на  «столпах» кадетского образования, предложенных Игорем Андрушкевичем.

В рамках нашего исследования мы определили  кадетский компонент как систему инвариантных для всех кадет  данного образовательного учреждения дисциплин дополнительного образования, обеспечивающих формирование у кадет ценностного отношения к воинскому долгу посредством включения их в различные способы деятельности в рамках программ военно-спортивного, гражданско-патриотического, духовно-нравственного и эстетического направлений  и позволяющих сформировать начальные представления  кадет о  Вооруженных Силах Российской Федерации и об  опыте служения Отечеству на военном поприще.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Овал: История российских Вооруженных СилОвал: Сценическое  мастерствоОвал: Хореография Рис.

 

 

 

Рис.3 Система дополнительного образования (кадетский компонент).

 

 

Несомненно, для каждого из кадетских образовательных учреждений  должна  существовать и некая вариативная часть, учитывающая специфику рода войск или силовых структур с которыми соотносит себя образовательное учреждение (автомобилисты, пограничники, казаки, спасатели и т.д.), пожелания кадет, ресурсные  возможности самого кадетского образовательного учреждения и т.д.

В качестве примера реализации кадетского компонента может быть приведен  Кадетский  корпус  МБОУ СОШ № 45 г. Челябинска под покровительством Александра  Невского, где система дополнительного образования (кадетский компонент) уже  сформирована. Источниками построения данной системы стали: исторический опыт кадетских корпусов,  мнение  кадет и их родителей (законных представителей),   а также ресурсные возможности  МБОУ СОШ № 45 г. Челябинска. В обобщенном виде данная система представлена на рис 3.

Конечно, для каждого из кадетских образовательных учреждений  будет   существовать  некоторая вариативность, учитывающая специфику рода войск или силовых структур с которыми соотносит себя образовательное учреждение (автомобилисты, пограничники, казаки, спасатели и т.д.), пожелания кадет, ресурсные  возможности самого кадетского образовательного учреждения и т.д., но в целом кадетские образовательные учреждения  благодаря созданной в них системе дополнительного образования должны соответствовать главному критерию,  исторически предъявляемому к кадетским учреждениям – воспитывать граждан России, воспринимающих судьбу Отечества как свою личную и готовых служить ему на государственном и военном поприще.

 

                                 Список литературы

 

1. Андрушкевич И. Н. Воспитание русской военной молодежи // Электронное кадетское письмо. - Буэнос-Айрес, 2009.

2. Бабурова И. В. Основные положения концепции воспитания ценностных отношений современных школьников // Научное наследие Г. И. Щукиной и современность. - СПб.: Астерион, 2008. - С. 38-45.

3. Гурковский В. Н. Кадетские корпуса Российской Империи. - М.: Республика, 2005. - 225 с.

4. Военная энциклопедия: в 8 т. - М.: Институт военной истории, 1994. - Т. 2. - С.34-35.

5. Жукова Е. Ю. Проблемы подготовки и переподготовки кадров для кадетских образовательных учреждений в России // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2010. - 3(5). - С. 44-48.

6. Кораванец Н.Н. Модель кадетского образования // Российская кадетская перекличка.-  2007.- № 2. С. 38-41.