Педагогические науки/3.Методические основы воспитательного процесса

Аспирант Поплёвина В.А.

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Россия

Социально-политические предпосылки функционирования клубных объединений любителей моды

Каждая эпоха оставляет уникальное социально-культурное наследие, передает неповторимый дух времени, который дает характерную узнаваемую эстетику в самых разных областях, от высокого искусства до бытовых привычек. В истории можно найти массу примеров, влияния политики и политических деятелей на моду, престижность и популярность тех или иных видов досуговой деятельности, формирует особые социально-культурные ценности в образе жизни этноса. Это влияние можно разделить на два основных вида: «активное влияние» и «пассивное влияние». «Активное влияние», когда политиками  подписывается новый  закон или указ, касающийся внешнего вида или образа жизни человека, его поведения и т.п. За несоблюдение этого закона (указа) предусматривалось определённое наказание. При «пассивном влиянии» политик обычно не задаётся целью изменять что-то в облике страны, это происходит как непредвиденная ситуация  его агитации, предвыборной кампании или культа его личности, несущий при этом выгоду политику, который задал эту моду [1]. Рассмотрим некоторые, особо яркие исторические, примеры активного влияния политиков на процессы моды.

Например, французский король Филипп IV Красивый всю свою жизнь испытывал денежные затруднения. Это заставило его издать законы против роскоши: закон указывал количество блюд, которые можно было подавать на стол, количество платьев, которые можно было надевать в течение года и сумму, которую можно было тратить в соответствии с общественным положением, происхождением и образованием [3]. Эпоха Петра I (переход к Европейскому стилю), когда 1700 году вышел указ Петра I об обязательном ношении в России европейской одежды, манере поведения и ведении быта. Эта мера Петра занимает видное место в ряду серьезных преобразований в области русской культуры и традиционного русского быта. Позже Петр научился извлекать выгоду из упорства некоторых бояр, согласно указу 1705 г. все мужское население страны за исключением священников, монахов и крестьян, было обязано брить бороды и усы. Был введен налог за ношение бороды и доходил до 100 рублей в год (в зависимости от сословной принадлежности имущественного положения). Влияние Франции на Екатерину II, поклонницы французской моды -  во времена её правления в семьях аристократов считалось престижным знать французский язык и выписывать из Франции гувернанток и учителей для своих детей. После Великой Французской революции 1789 г. (правление Павла I) в Россию хлынул поток иностранцев, «несших сюда моду, язык, правила поведения и манеры».  Прочно став в XVIII в. на путь общеевропейского развития, русское дворянство при Николае I, как и аристократия всей Европы, начало во всем следовать французской моде. С XIX в. начинают регулярно выходить журналы мод в России («Московский Меркурий», «Модный вестник», «Всеобщий модный журнал», «Модный магазин») и художественно-литературные журналы «Библиотека для чтения», «Современник»  помещают французские модели[2]. В истории были случаи, когда мода создавалась в качестве протеста властям: появившиеся впервые в 1853 году джинсы, первоначально создавались для рабочих на золотых рудниках, позже негры южных штатов, феминистки и хиппи демонстрировали и митинговали в джинсах. Аппликация, бахрома, украшения из ракушек, значков и просто живописные потертости были, как сильно действующий эпатаж [4].

В настоящее время, население страны стало само выбирать, что носить, читать, как себя вести. В результате этого   прослеживается влияние Запада, появляется новый образ жизни: россияне покупают импортную бытовую технику и автомобили, питаются западными «фаст-фудами», носят вещи, мода на которые пришла из Европы, читают глянцевые журналы, делают в квартирах «евроремонт». Заметно «подражание» народа политикам: во времена правления Б.Н. Ельцина большой популярностью пользовалась игра в теннис, так как сам президент часто посещал игровые корты. Последние годы стали наиболее удачными для развития в России горнолыжного спорта и боевых искусств (подражание В.В. Путину), подражая новому президенту, народ сменил и предпочтения в спорте. Яркий пример влияния политики на моду в современном обществе, доказывает ситуация на Украине. Во время предвыборной кампании люди, собирающиеся отдать свои голоса В.Ющенко предпочитали в одежде оранжевый цвет, а голосующие за В.Януковича – голубой. Страна разбилась на два лагеря: «оранжевых» и «голубых». Оранжевое движение берет свое начало в Голландии, в Амстердаме. До 60-х годов в Нидерландах этот цвет символизировал протестантство и власть королевского дома Оранских. После 60-х в Голландии «оранжевость», напротив, была характерна для радикальных политических течений, мода как знак протеста. Известный художник, дизайнер и историк моды А.А. Васильев, сказал: «На моду влияет все, потому что мода – это зеркало истории. На нее влияет климат, тайфуны, крах доллара или подъем евро. На нее влияют теракты. Безусловно, влияет все, что нас окружает, и политика в том числе: политика Мао Цзедуна: «уравниловка» - китайцы ходят в синем; время Сталина  - мужчины ходят во френче и носят усы, а если можно – курят трубку. Костюмы с подкладными плечиками Маргарет Тэтчер. Или принцесса Диана Уэльская. И прически, и платья, и необычайная манера увлечь за собой поколение женщин – все это влияет на моду» Все из перечисленного есть влияние не только политики, но и непосредственно политиков на моду. [5].

Политика влияет на нашу жизнь практически во всех её сферах. Мода является зеркалом эпохи. За социальными революциями всегда следовали резкие изменения в моде, в периоды острых социальных потрясений радикально меняется внешний облик людей. Господствующая идеология оказывается и оказывает влияния на модные тенденции. В свою очередь мода также способствует переменам в жизни общества [6]. Во властных кругах общества стало востребовано осознанное отношение к моде, как к важнейшему атрибуту и инструменту власти. В различных кругах российского общества начал формироваться свой «властный стиль одежды» («power look»), подчёркивающий превосходство лидера, демонстрирующий его принадлежность к определённой группе.

До сих пор, благодаря активной деятельности СМИ, особенно западных, в массовом сознании россиян доминирует представление о неразрывной связи моды и шоу-бизнеса. Созданная в США система управления массовым сознанием: «Актёр кино - публичный человек- «звезда Голливуда» - национальный герой», также нуждается в моде, как инструменте и атрибуте. В свою очередь СМИ делают из продукции шоу-бизнеса основную «духовную пищу» для масс, оставляя в тени иные формы жизни общества. Но в обществе существуют и другие структуры власти и системы управления, которые также связаны с модой, и потому должны профессионально использовать её. Правда, это делается уже без лишней шумихи и вне поля зрения представителей СМИ. К этим процессам и к этим знаниям, как правило, допущены только избранные члены общества[7]. Поездки за рубежи социализма были ограничены, возможностью для рядового гражданина узнать «из первых рук» о парижских модах, стало посещение международных, национальных и специализированных торгово-промышленных выставок (Франции, Финляндии, Италии, Великобритании, Германии, Японии и других стран), проводившихся в Москве и других крупных городах СССР под эгидой Торговой палаты, ГКНТ и других организаций. В 1967 г. в Москве прошел Всемирный фестиваль моды[8]. В словаре Ожегова дано определение моды как «совокупности привычек и вкусов, господствующих в определенной общественной среде в определенное время» [9]. «Энциклопедия моды» 1997 г. дополняет: «ничто не является более типичным и живописным, более соответствующим характеру, духу и нравственности народа или эпохи, чем господствующая тогда мода... Мода является точным указателем господствующих идей данных эпох, государства и ее политики»[10].  В рассуждениях о моде, как духе времени нет достаточной информации о появлении моды. В теории «просачивания» автор которой - социолог Георг Зиммель (опиравшийся на разработки Т. Веблена) считает, что мода создается в высших сословиях и затем ее постепенно перенимают низшие сословия: крестьяне подражают горожанам, средний класс - аристократии. По мере того, как мода «просачивается» вниз, она утрачивает свою стильность и новизну, становится массовой, вульгаризируется до неузнаваемости, и тогда высшие сословия вновь изобретают что-нибудь особенное, чтобы отличаться и не утратить социальную дистанцию. Низшие классы, приобретая модные вещи, заняты чисто символическим потреблением, чтобы повысить свой статус и поддержать престиж в глазах своего круга. Таким образом, механизмом распространения моды оказывается, с одной стороны, желание высших сословий задавать тон и отличаться и, с другой стороны, инстинкт подражания у представителей низших классов. В итоге функция моды, по формулировке Зиммеля, - «связывать и разъединять», соответствовать норме и в то же время быть оригинальным в допустимых пределах [11]. В настоящее время в социально-культурной деятельности страны организовываются долгосрочные музейные проекты («Мода и политика», «Власть и общество» С.Петербург 2008г. в Государственном музее политической истории России), цель которых представить историю взаимоотношений политики с различными составляющими социально-культурной жизнедеятельности социума, в том числе взаимосвязь моды и политики. Профиль и коллекция музея предполагают политический ракурс музейной интерпретации. Такие мероприятия, как выставка, не предполагает отражение истории моды и ее проявлений, профиль и коллекция музея обуславливают определенный, политический ракурс подачи темы и отбора экспонатов. Из всех граней моды такие выставки показывают лишь одну - характерные детали внешнего облика и предметы гардероба и обихода общественных и государственных деятелей, а также разных слоев населения, влияния политики на моду, социально-культурную деятельность социума.   Хронологические рамки выставки охватывают ХХ век, но акцент сделан на основных, переломных этапах отечественной истории и влияния политики на моду [12]. Можно сделать вывод, что взаимоотношения моды и политики начинаются с емкого понятия «власть».

Таким образом, необходимо констатировать существенное влияние социально-политических факторов на содержание деятельности  клубных объединений любителей моды.

Указанные теоретические положения послужили основой для выявления социально-политических предпосылок функционирования клубных объединений любителей моды. В свою очередь изучение указанных предпосылок становится основой для разработки и апробации модели   развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды. Автором статьи осуществлено комплексное экспериментальное исследование включавшее констатирующий и формирующий эксперименты, базами которых послужили клуб любителей моды «Модистка», основанный на базе ателье-студии «Модистка» и «Творческая мастерская», основанная на базе клуба «Модный всеобуч». В ходе экспериментальной работы подтвердилась выдвинутая автором гипотеза и доказана эффективность предложенных модели и программы, позитивно способствующих развитию творческой активности участников клубных объединений любителей моды.

 

Литература:

 

1.     А.В. Захаревич История отечества. Учебник 756 стр. М., 1998

2.     Эндрю Такер, Тэмсин Кингсвелл История моды Издательства: АСТ, АСТРЕЛЬ, 2003 г, 144 стр.

3.     История Франции. В трех томах. Том 1 Издательство: Наука, 1972 г.,360 стр

4.     http://www.moda-dic.ru

5.     Васильев А. Красота в изгнании. М., 1998

6.     Балдано И.Ц. Мода ХХ века : энциклопедия / И.Ц. Балдано. – М. : ОЛМА- пресс, 2002. – 399 с. : ил., цв. ил. – Библиогр.: С. 398-399.

7.     Социальная психология // Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М,: Академия, 2001.-600

8.     «Полит.ру» Сергея Журавлева и Юкки Гронова «Власть моды и Советская власть Статья опубликована в журнале «Историк и художник» (2006. № 4(10)).

9.     Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57000/ Под ред. чл.- корр. АНСССР            Н.Ю. Шведовой.- 20-е изд., стереотип. М.: Русс. яз., 1989.- 750с.

10. Андреева Р.П. Энциклопедия моды. М., 1997

11. Зиммель Г. Избранное. Т. 2: Созерцание жизни. М.: Юрист, 1996. С. 269.

12. www.opeterburge.ru/index