БАКУМЕНКО  В.М.

                                                             Москва

 

 

                                   МАСТЕР ИСКУССТВА СИЛУЭТА

                                          ВАСИЛИЙ ГЕЛЬМЕРСЕН

 

 

    Иллюстрирование Пушкина заманчиво для художника, почему и лестно, но ведь следует признать, что и почти невозможно. Тут талант почти всякий раз разбивается о гений. Пушкин оказался победителем и как иллюстратор собственных произведений.

    Эти справедливые слова известный русский писатель Андрей Битов написал, вероятно, ещё не познакомившись с силуэтами художника В.В. Гельмерсена к «Евгению Онегину».

Иначе он непременно к незаурядным иллюстрациям художника А.Н. Бенуа к «Медному всаднику» и «Пиковой даме» причислил бы и уникальные силуэты этого мастера к великому роману в стихах.

    Кстати, на протяжении многих лет почти ничего не удавалось узнать об авторе этих работ. Жил и работал в Петербурге художник в первую треть ХХ века, остались его работы, поражающие изяществом, тонким мастерством, а самого человека как бы и не существовало. Приоткрыло завесу таинственности, связанной с этим именем, издательство «Московский рабочий». Столичные издатели не только осуществили выпуск книги «А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» в силуэтах В. Гельмерсена», но и предоставили возможность восстановить хотя бы основные вехи жизненного и творческого пути незаурядного иллюстратора Пушкина. Хорошо, что в этом издании помещены статьи выдающихся искусствоведов Э.Ф. Голлербаха, А.М. Эфроса и А.А. Сидорова. В них дан обстоятельный анализ творчества В.В. Гельмерсена. Составитель книги Н.А. Марченко дополняет их статьи новыми материалами о художнике, которые удалось найти в архивах.

    Вот как выглядит биография этого художника.

    Василий Васильевич Гельмерсен родился в Петербурге 23 августа 1873 года. Образование получил в гимназии и Петербургском университете. Свою трудовую деятельность Василий Гельмерсен начал в 1899 году. Она складывалась вполне успешно, но была не по душе надворному советнику и камер-юнкеру при дворе Николая II, испытывающему страсть к книгам и рисованию, пробующему свои силы в изобразительном искусстве. Неслучайно уже в начале ХХ века Василий Гельмерсен был известен, как автор неординарных силуэтов, которые он выставлял на престижных выставках объединения «Мир искусства» и Академии Художеств.

    Покинуть контору и получить место старшего помощника заведующего дворцовой библиотекой Эрмитажа Василию Гельмерсену удалось только в начале 1914 года. Жизнь начала устраиваться так, как давно хотелось: среди книг, художников, высоко ценивших его изящные силуэты.

    Однако мирная жизнь Гельмерсена на работе, которая его по-настоящему увлекла, продолжалась всего полгода. В бурные 1914 – 1917 годы Василий Гельмерсен жил своей обычной жизнью: копался в книгах, продолжал работать над серией силуэтных иллюстраций к «Евгению Онегину». В то время эта работа активизировалась благодаря тому, что известный пушкинист Н.О. Лернер задумал издание романа Пушкина с силуэтами В.В. Гельмерсена.

    До 1918 года Гельмерсен был помощником заведующего библиотекой Эрмитажа. После её национализации, он был назначен заведующим и работал там до 1921 года. После был научным сотрудником Русского музея. В 1925 году Гельмерсен стал техническим помощником управления делами Академии Художеств, а через год был назначен секретарём управления. Но судьба уже подстерегала художника.

    В 1929 году началась зловещая кампания по выявлению «чуждых элементов» в советских учреждениях. Последний документ в личном деле В.В. Гельмерсена – выписка из протокола заседания комиссии по проверке аппарата Академии наук от 6 августа 1929 года. Постановили: снять с работы по I-й категории. Это означало, что у человека отбирали право работать. В 1933 году, когда стали выдавать паспорта, В.В. Гельмерсен его не получил. И 60-летний художник, вместо назначения ему пенсии по возрасту, был репрессирован и направлен на строительство Беломорско-Балтийского канала…

    Дальнейшая судьба В.В. Гельмерсена пока неизвестна. Вероятно, художник разделил участь миллионов своих соотечественников, без вины виноватых и напрасно загубленных

в проклятом Гулаге.

    Имя Василия Васильевича Гельмерсена осталось бы в истории культуры ХХ столетия, даже если бы были утрачены все его работы. Ведь о нём писали Голлербах, Эфрос, Сидоров. Сейчас их статьи стали достоянием читателей. Они радуют не только блеском формы и глубиной содержания, но и воссоздают образ увлечённого художника, боготворившего Пушкина и его шедевры.

    Следует остановиться на некоторых положениях статей маститых искусствоведов. Они дают достаточно полное, порой исчерпывающее представление о творце, сказавшем своё неповторимое слово в искусстве и литературе ушедшего в историю трагического века.

    Василий Гельмерсен с детских лет увлекался искусством силуэта, начав иллюстрировать произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Шиллера, Шекспира и древнегреческих классиков. В архивах ряда наших музеев (в том числе Литературного, Русского, Эрмитажа) хранятся талантливые силуэты Гельмерсена к «Войне и миру» Толстого, «Герою нашего времени» Лермонтова, «Мёртвым душам» Гоголя, «Выстрелу» Пушкина и к другим произведениям мировой классики.

    Крупнейшим достижением В.В. Гельмерсена, вершинным его созданием стали 100 иллюстраций к «Евгению Онегину». История попыток издания великого романа в стихах с иллюстрациями Гельмерсена поражает драматическим стечением обстоятельств.

    Имя Василия Гельмерсена стало известно в 1909 году, когда в третьем томе Пушкина появилась силуэтная композиция с подписью: «Из неизданных рисунков В. Гельмерсена к «Евгению Онегину». Одиночный рисунок Гельмерсена был очень выразительный и запоминающийся, он стал классическим и казался залогом скорого триумфа нового мастера пушкинской графики. Все надеялись, что вскоре появится гельмерсеновский «Евгений Онегин» со всем циклом созданных силуэтов и займёт подобающее место среди иллюстраций к Пушкину. Но прошли годы, десятилетия, а Гельмерсен оставался известным автором единственного силуэта. Прекрасные силуэты художника были заживо погребены надолго, хотя попытки издать их предпринимались неоднократно. Но богатый на войны и роковые события ХХ век каждый раз приостанавливал попытки энтузиастов сделать чудесные миниатюры В.В. Гельмерсена достоянием исследователей, читающей публики, истинных почитателей творчества А.С. Пушкина.

    Статьи Голлербаха, Эфроса и Сидорова как раз и были предназначены для планируемых изданий гельмерсеновских иллюстраций к «Евгению Онегину». В них особо отмечалось, что у Гельмерсена есть такт и мера, он знает своё место и знает границы своего жанра. Главное, что художник был внимательный и почтительный интерпретатор Пушкина. Гельмерсен даёт в силуэтной иллюстрации всё, на что она способна. Его силуэт приводит в движение только выразительность контура; он работает подчёркнутостью черт, тонкостью движений, характерностью костюмов, определённостью и уместностью используемых предметов. Силуэт ведёт иллюстратора по внешней линии событий, по драматическим узлам сюжета, – туда, где есть резкость столкновений и сопоставлений, возможность придать максимальный динамизм неподвижным по своей сути символам.

    Гельмерсен умел извлекать из силуэта наиболее ясные и убедительные решения. Если хорошо знаешь роман «Евгений Онегин», всегда скажешь, какие именно стихи прокомментированы гельмерсеновской композицией. Каждая иллюстрация говорит о том, что художник взял самое «онегинское», пушкинское, составляющее дух и сущность замечательного творения.