Политология /10 Региональные политические процессы

 

Д.ф.н. Кряклина Т.Ф.

Алтайская академия экономики и права, Россия

 

Этнополитика как инструмент управления этнополитическими процессами

 

         Термин этнополитика относится к числу научных и публицистических неологизмов. Его начали использовать относительно недавно, в 1960-е годы. Американский политолог М Паренти, в частности, применил его, выясняя взаимосвязь между этнической принадлежностью и политическими приоритетами людей. Начиная с 70х г. ХХ столетия, исследования такого рода стали все больше ориентироваться на признания социальной основы национальных процессов.

Расширение круга исследований национальных процессов привело к формированию целостного научного направления – этнополитики. С точки зрения потребностей частно-научных сфер обществоведческой науки выстраиваются два ряда понятий: один из них, именуемый понятием этнополитика, этнополитические процессы и т. д., отражает реальные феномены политической жизни этносов. Другой, называемый «оппозиционным рядом», - составляют такие понятия, как этнополитология, этнополитическая социология, этнополитическая психология, этнополитическая конфликтология.

         В начале 1980х годов американский политолог Р. Рокетт связывал формирование предметной области этнополитики с процессом изучения этноспецифических групповых черт меньшинств, таких как стремление к единству в обществе, приверженность традициям и национальной культуре.

Профессор Колумбийского университета Дж. Ротшильд уточнил концептуальные основы этой науки, подчеркнув, что в центре данной дисциплины должно быть «политическое измерение и политико-структурное содержание этничности». Профессор социологии и антропологии Вашингтонского университета П. Ван ден Берге выявляет еще одну сферу предметной области этнополитологии: взаимоотношение государства с этническими группами, находящимися в неравном положении. Основным в этом взаимоотношении является вопрос о власти. Поэтому, по его мнению, изучать этнополитику – это значит исследовать то, какие этнические группы и интересы представлены в структурах государственной власти, какова роль этничности как политического фактора во взаимоотношениях между национальными государствами и проживающими на их территории этносами.

Сам термин этнополитика предполагает, что в качестве главного действующего лица здесь выступает этническая общность (этническая группа), преследующая определенные политические цели. В западном обществоведении широко употребляется термин этничность наряду с понятием этническая группа. Употребление термина этничность дает возможность для лингвистического маневра, использования производного от него понятия «политизированная этничность», которая, по мнению Дж. Ротшильда, является основным «персонажем» этнополитики. Её он определяет как новое действующее лицо на политической арене, несущее угрозу существующим общественным институтам.

         Не следует упускать из виду, что в разного рода конфликтах не меньшую, чем этнические группы, роль играет само государство. Государство, по крайней мере, выступает в качестве равного субъекта этнополитики. В процессе определения субъектов этнополитики западные исследователи пришли к выводу о необходимости совершенствования понятийного аппарата, используемого при ее характеристике. Помимо государства еще одним действующим лицом в этнополитике является нация.

         Таким образом, этнополитика, будучи объективным процессом, включает этничность и формы ее проявления в политической жизни, реальное взаимодействие этнических групп с доминирующим в обществе этносом и государством. Познание этих феноменов представляет всестороннюю научную информацию, необходимую для принятия квалифицированных управленческих решений, формирования государственной политики по отношению к этносам и национальным меньшинствам.

         Объективность и всесторонность этой информации во многом зависят от методологии исследования, правильности выбора как общенаучных, так и специальных методов познания. Интегрированный характер этнополитического знания обусловливает необходимость интеграции методов исследования, используемых в этнологии, социологии и политической науке, таких как: антропологический и психологический подходы, наблюдение, анкетирование и опрос представителей различных этнических групп с помощью специально составленных тестов, сравнение, эксперимент, моделирование, игровые методы, бихевиористский метод, а также количественные методы (математические и статистические данные, компьютерные таблицы и иные технологии их обработки).

          К настоящему времени в западной этнополитологии сформировалось в исследовании этнополитики два основных направления, представленных концепцией внутреннего колониализма, развитой сторонниками марксистского подхода, и новой этницистской позицией. Сторонники первого направления считали, что экономическое неравенство народов является одной из главных причин возникновения национальных движений и национализма.

         Однако современная этнополитическая ситуация, складывающаяся в различных странах, показывает, что народы оказываются вовлеченными в межэтнические конфликты не обязательно из-за своего экономического неравенства или угнетения. Решающее воздействие на выбор цели в национальных движениях оказывают часто историческая память народа, особенно о несправедливостях по отношению к нему, уровень национального самосознания, национального достоинства, когда национальная независимость оказывается ценностью более высокой, чем материальные блага.

         Сторонники второго (так называемого этницистского) направления, вставшего в оппозицию к марксистскому подходу, придерживаются концепции о всеохватном проникновении феномена этнической идентичности  во все поры политической жизни и более того, об определяющем его воздействии на все без исключения общественные процессы.

Параллельно с этими научными направлениями в западной политологии сформировалось течение, признающее равное значение для возникновения национальных движений экономических интересов группы  и  этнической идентичности. Это направление получило название «новой этницистской позиции». Сторонник его, американский политолог У. Фримен, еще в 1974 году отмечал, что этнический конфликт может быть результатом этнического соперничества в борьбе за власть, статус и блага национально-государственной системы.

         Этапной в развитии данного направления науки стала книга Дж. Ротшильда «Этнополитика» (Ethnopolitics: a conceptional framework. – New-York, 1991 ). В этой книге он обосновал суть всех этнополитических ситуаций, которая состоит в том, что при определенных обстоятельствах происходит «политизация этничности». Ему удалось выявить и обосновать взаимосвязь между «политизацией этничности» и неравномерностью «модернизации», предполагающей бурное промышленное развитие, сопровождаемое интенсивной урбанизацией населения.

         Разъясняя взаимосвязь между этничностью и модернизацией. Дж. Ротшильд отмечает, что, с одной стороны, «политизация этничности» происходит в тот момент, когда в этническую группу проникает универсальная культура и технология, но, с другой стороны, - группа политизируется на основе не универсальной, урбанистической, а «уникальной», этноспецифической культуры. Эта ситуация и была названа им «парадоксом политизации этничности».

         Побудительным мотивом для «политизации этничности», считает Дж. Ротшильд, является озабоченность этноса сохранением этноспецифических черт и стремление мобилизовать всех носителей этих черт в самоосознанную группу. Для того, чтобы этот мотив реализовать, нужны, во-первых, элита группы со способностью и интересом (религиозным, экономическим, социальным и политическим) в мобилизации носителей этих черт в самостоятельную группу; а, во-вторых, соперничество из-за сравнительно ограниченных и потому ценимых ресурсов внутри большого сообщества. Становясь субъектом этнополитики, этническая группа стремится к формированию собственной независимой нации, обретению тех статусных характеристик, которые ей присущи: политической, экономической и культурной самостоятельности.

         Формирование в западной политической науке позиции, исходящей из признания одинаковой роли в национальных движениях как этнокультурных, так и сугубо материальных мотивов, явилось шагом вперед в понимании механизмов, приводящих в действие общественный процесс. Обладая одинаковой потенциальной силой, оба фактора этнополитики – социально-экономический и этнокультурный – могут в тех или иных ситуациях проявлять себя в разной степени. Рассмотрение таких ситуаций требует конкретно-исторического подхода. Так, например, выход в 90-е годы ХХ столетия из состава СССР одними из первых Прибалтийских республик отнюдь не связан с их уровнем социально-экономического развития, который был выше, по сравнению с союзным. Здесь скорее провоцирующим фактором стала негативная историческая память прибалтийских народов по отношению к союзному центру и советскому правительству.

         Сторонники новой этницистской позиции продемонстрировали преимущества диалектического метода в анализе этнополитических процессов, требующего обязательного выявления в каждом явлении двух противоположных начал (в нашем случае социально-экономического и энтокультурного). Вместе с тем, нельзя отвергать все положения концепции «внутреннего колониализма». Такие аргументы авторов этой концепции, как превращение периферии во «внутреннюю колонию», вынужденная ориентация ее населения на какой-то один или несколько видов хозяйственной деятельности («этнокультурное разделение труда») – до сих пор широко используются «этницистами» в построении этнополитических моделей общественного развития.

         Все вышеперечисленные этнополитические концепции представляют собой специфическое знание о реальных процессах развития этносов, их взаимодействии между собой и властью. Изменчивость концепций, их адекватность современным этнополитическим процессам во многом зависят от позиции исследователя, его умения донести эту информацию до управленческой элиты и общественности.

         Роль этнополитического знания как инструмента управления этнополитическими процессами становится реальной лишь в том случае, если оно используется при формировании моделей и проектов национально-государственного устройства страны, в их конституциях, программах национального развития, во внутренней и внешней политике государств. При таком подходе этнополитика выступает своеобразным средством установления баланса интересов между доминирующими этническими группами и национальными меньшинствами, проживающими в том или ином государстве. Иными словами, как справедливо замечает Л. М. Дробижева, «этнополитика – это последовательное государственное регулирование коллективных прав этнических сообществ на территориях их исторического проживания и институтализации этого регулирования через принятие соответствующих законодательных актов и создание государственных органов, ответственных за этническую составляющую внутренней политики государства».

         Конституция РФ как основной закон жизни страны регламентирует основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, принципы федеративного устройства. Многонациональный состав населения России предопределил ассиметричность в названиях субъектов Российской

Федерации. Наряду с областями, краями, городами федерального значения, субъектами Российской Федерации являются автономные республики (21), автономная область, автономные округа (4). «Вынужденная» ранжированность политического статуса автономий обусловлена различием численности этнических общностей, характером расселения, общим уровнем их социально-экономического развития. Хотя независимо от численности, этнические группы стремятся к политическому позиционированию, политической самоорганизации и определению своего политического статуса.

         Государство как субъект этнополитики в первую очередь должно быть заинтересовано в том, чтобы обеспечить диалог этнических групп с властью, согласование действий всех заинтересованных сторон при урегулировании этнополитических и этнических конфликтов. Именно роль государства как координатора и наблюдателя за этнополитическими процессами, за действиями различных государственных  ведомств в этом направлении является в настоящее время принципиально значимой. Поскольку ее реализация обеспечивает соблюдение общегосударственных интересов, включая оптимизацию и гармоничность межэтнических отношений.

         Для выполнения данной миссии государства, по мнению ряда отечественных ученых, в России целесообразно ввести должность Уполномоченного или комиссара по правам народов, для чего необходимо принять Федеральный закон «Об Уполномоченном (омбудсмене) по правам народов». Такой закон крайне важен для России, поскольку распад СССР в 1991 году проходил под лозунгом реализации «права народов на самоопределение», в результате чего на постсоветском пространстве из бывших советских республик сформировались 15 независимых национальных государств.

         Распад СССР заставил американских исследователей на проблемы межэтнических отношений, прав народов (наций), живущих в условиях демократий, посмотреть более внимательно. По мнению С. Хантингтона, «общим между Советским Союзом и соединенными Штатами было то, что оба они не национальные государства в классическом смысле этого слова. Оба государства определяли себя в терминах политической идеологии. Поэтому падение коммунизма должно было быть встречено американцами как некое отрезвляющее событие. Может ли то, что случилось там, повториться здесь? Некоторые полагают, что так и произойдет… В некотором смысле развитие событий после падения коммунизма, есть не столько триумф либеральной демократии, сколько триумф этнизма и национализма. Это ставит серьезные вопросы относительно будущего Соединенных Штатов». Таким образом, конфликтные этнополитические ситуации возможны при любых политических режимах.

         Заключая статью, можно сделать следующие выводы. Понятие этнополитика отражает как реальные этнополитические процессы, так и деятельность определенного субъекта (этнической группы, национального меньшинства, политической элиты, государства). Если иметь в виду государство, то государственная этнополитика представляет собой синтез усилий различных структур государственной власти, направленных на достижение оптимальных взаимоотношений этнических общностей и сбалансированного учета их интересов в общефедеральной и региональной политике. В любом случае, при характеристике сущности этнополитики речь идет о вовлеченности этнических общностей и групп в реальные политические процессы, участии их в разных стратегиях политического поведения, связанного с отношением к власти.

         Этнополитика, понимаемая как инструмент управления этнополитическими процессами, - это концептуально и юридически оформленные действия государства или международных политических институтов, связанные с решением этнополитических проблем.

 

 

Литература

 

         1. Дробижева, Л. М. Этничность в современной России: этнополитика и социальные практики. / Россия трансформирующееся общество // Под редакцией В.А. Ядова - М.: Издательство «КАНОН-пресс-Ц», 2001 – С. 199-221.

2. Котанджян, Г.С. Этнополитология консенсуса – конфликта. Цивилизованный аспект национальной безопасности. Издание 2 / Г.С. Котанджян. – М.: Луч, 1992. – 213 с.

3. Майборода, А.Н. Зарубежная этнополитология о природе национальных движений / А.Н. Майборода // Философская и социологическая мысль. – 1991. - № 12. – С. 69-81.

4. Хантингтон, С. Неуправляемость демократий? / С., Хантингтон // Демократия 1990-х. – Специальный выпуск журнала «Глобальные проблемы переходного периода» - 1991. - № 6. – С.22.