УДК 316.7                                                                                                                                                                                                                   Песоцкая Е.Н.

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный  университет  имени  Н.П. Огарёва», кафедра  философии  для  естественнонаучных  и  инженерных  специальностей

      Уровневая  концепция  глобализации  в  исследовании  формирования

                                                          личности.

 

      Системно-структурный анализ глобализации в России, сделанный на основе концепции уровневости, эффективно отражает специфические черты и социальность каждого уровня (3, с.85). Её проекция на социокультурную глобализацию в России характеризует различные процессуальные характеристики  каждого уровня для анализа конкретных социальных процессов и феноменов.

     Метауровень глобализации воссоздаёт процессы на уровне метагаллактики, каждое новое состояние которой суть возможный ответ на жизнедеятельность человечества. Мегауровень воспроизводит глобализацию мирового пространства, оказывающую воздействие на Россию. Мезоуровень отражает глобализацию постсоветского пространства стран СНГ. Макроуровень непосредственно охватил  глобализацию в рамках региональных пространств России. Микроуровень означает её проявление на уровне личности (Там же. С.86). Мощные современные мегапроцессы, воздействуя на нижние пласты, вызывают ответную реакцию в виде регионализации.  Регионализация является вариантом политики альтерглобализма как альтернативы антиглобализма, попыткой ухода от пагубных тенденций и последствий глобализации по-американски. Специфика практически  всех  национальных республик  РФ в том, что экономические, культурные, и политические проблемы решаются, преломляясь через национальные отношения. В национальных процессах все более значимыми становятся духовные параметры. Регионализация ценностей как положительная сторона глобализации, в альтернативу глобализационным  процессам  означает  рациональное  обновление ценностей.

     Успешность функционирования регионов зависит от использования местных ресурсов, построения собственной локальности по отношению к глобальному контексту (2, с.69). В каждом регионе формируется своя общественная система как человеческое объединение с определёнными исторически значимыми ценносно-целевыми ориентирами, традициями и мировоззрением, приращение которых определяет динамику регионального развития и связывает мезо- и макроуровень глобализации. этнонациональный фактор как основу, потенциал государственного, общественного и духовно-нравственного развития. Человеческое бытие, ментальность перетекают в мир расширенных реальных и виртуальных горизонтов, происходит синтез культурных универсалий в синтетическое бытие. Этнокультуры как основания синтетической культуры взаимодействуют в структуре этого ансамбля,   включаясь  в единый цикл через  адаптационную роль  менталитета. В этой цикличности современной глобализации успешно сопутствует  «глокализация» как разработка собственных местных форм культуры, генетически связывающая региональную и национальную культуры. Кроме того, регионализация отражает становление личности, сохраняющей прежде всего свою культурную идентичность  в ответ  на  новые вызовы  эпохи. К примеру, изменения локального характера глобализации в обществе постоянно проецируются на отдельного субъекта, трансформируя его сознание, создавая неустойчивость социокультурного пространства. Соотношение глобального и локального, переживаемого личностью, нередко порождает кризис идентичности. Кроме того, в обществе переходного типа идеи глобальной культуры перемежаются с процессами размывания традиционных ценностей многочисленных народов, влияя на личностный модуль каждого представителя. Пребывание субъекта в ситуации постоянного личного выбора означает его ценностную деятельность, обусловленноую менталитетом, опытом, качеством жизни, культурным, социально-экономическим, политическим развитием региона. Наряду с объективной стороной глобализационные процессы обретают субъективную  составляющую,  выступая  «сконструированной»  реальностью.

      Последствия  глобализации остаются разноплановыми для конкретных народов, регионов и самой личности, которая попадает в центр междисциплинарного дискурса по мере социокультурных изменений в мире и массовой индивидуализации социальной жизни. В условиях единой глобальной потребительской сети активно распространяется психология «одномерного человека». Социальные институты, культура и личностный ценностный выбор, в свою очередь, во многом определяют подобную психологию, поскольку локальные явления всё больше сказываются на жизни отдельной личности через сетевую социальность, а общество всё более  «структурируется вокруг противостояния сетевых систем и личности, что в определённом смысле отражает противостояние процессов самопрезентации и идентичности.» (4, с.50). Таким образом, происходит процесс постепенного формирования новой модели социально-мобильной личности с качественно иными характеристиками, которыми являются, в равной мере, как вызовы современного общества, так и созидательно-преобразующая деятельность, будучи включённой в разные уровни глобализации. Настоящая модель предполагает для своего целостного и эффективного изучения использование средств и методологии социально-философского анализа.

 

   Литература:

 

1.Аванесова Г.А.. Астафьева О.Н. Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика. М, 2004.

2.Иконникова Н.К. Символические границы местных сообществ.// Местные сообщества: проблемы социокультурного развития. М., 2010, С. 69-71.

3.Ирхен И.И., Ремизов В.А. Социально-культурная регионализация современной россии как глобализационный процесс. // Современные социально-политические процессы в регионах России и мира. Краснодар.: АНО «Центр социально-политических исследований «Премьер»,2011.-С.78-108.

4.Шерикбаева Н.А. Виртуальная реальность и проблема «разорванности» современного информационного общества.//XXXVIII Огарёвские чтения. Матер. Науч. конф. В 3-х ч. Ч.1.- Саранск, Изд-во МГУ, 2010.- С.48-50.