Психология и социология/8. Педагогическая психология
Терелянская И.В.
Агентство психологической помощи «Камертон», Россия
Психологические условия развития творческой конкурентоспособной личности студента вуза
19
июня 1815 г. Натан и Якоб Ротшильды, игрой на бирже, заработали более 40
миллионов фунтов стерлингов, в результате чего стали владельцами большей части
тогдашней британской экономики. Они сделали это только благодаря тому, что с
помощью голубиной почты на день раньше других узнали о поражении Наполеона в
битве при Ватерлоо. С тех пор прошло почти двести лет, но фраза, приписываемая
предприимчивым братьям Ротшильдам: «Кто владеет информацией – владеет миром»,
не потеряла актуальности и сегодня. Чтобы быть востребованным на рынке труда,
современный человек должен иметь солидный багаж знаний. Проанализировав
вакансии в интернет-биржах, можно сделать вывод, что работодателям нужен
сотрудник, как правило, с высшим профессиональным образованием, имеющий опыт
работы по данному профилю, знающий один и более иностранный язык. А уж о
компьютерной грамотности речи даже не идет, подразумевая, что ею на базовом
уровне (Microsoft Offish, Word, Excel, и т.п.) владеют все претенденты на более-менее
приличные вакантные должности. Но и этого мало. Существенным отличием
современной эпохи является переизбыточность информации, на основании которой
профессионалу приходится принимать решения. «Как показало исследование
факультета информационного менеджмента и систем Калифорнийского университета в
Беркли, в 2002 году население земного шара получило и отправило 400 тыс.
терабайтов информации по электронной почте. Если за единицу измерения взять
Библиотеку конгресса США, то получится, что объем этой информации равен
примерно 40 тыс. таких библиотек» [1]. Работник с помощью современных
технологий получает в свое распоряжение такое огромное число разнообразных
данных, из-за чего принять решение становится еще труднее, чем раньше, т. к.
объем информации иногда бывает так велик, что ее смысл просто теряется. В такой
ситуации процесс принятия решения основывается не на линейном, логическом, а на
творческом, многовариантном мышлении и интуиции. Следовательно, для того чтобы
оставаться конкурентоспособной, компании нужны сотрудники, умеющие нестандартно
мыслить, находить неизбитые пути и генерировать нестандартные идеи, т.е.
креативные. Изначально такое свойство как креативность требовалось только от
представителей творческих профессий:
художников, музыкантов, писателей, артистов. Но на сегодняшнем этапе
развития общества креативность стала рассматриваться как одно из основных
качеств успешного в профессиональной сфере человека.
Креативность – это, то свойство,
которое помогает человеку принимать эффективные решения в огромном море
разнообразной, поступающей к нему информации, или, наоборот, в ситуациях
информационного вакуума, оно способствует генерации необычных идей, принятию
нетрадиционных схем решения проблем. Обращаясь к участникам первой Всемирной
олимпиады интеллектуального спорта, проходившей в Лондоне в 1997 г., Ян Каренди
руководитель компании Scandia, сказал: «Выросший мозг уже никогда не
сокращается до прежних размеров. Деньги можно взять в долг, процессы можно
скопировать, но силы разума нельзя поймать в силки. Оригинал всегда лучше самой
хорошей копии. Уникальность бесценна. Умение напрягать ум, оставаясь при этом
самим собой, - редчайшее явление, равное взрыву звезды. Никто не может постичь
его масштабов» [2].
Психологи
и педагоги придерживаются мнения, что генетически в каждом индивидууме заложена
способность к творческой деятельности. Более того, можно утверждать, что все
люди изначально обладают некими творческими задатками. Но с возрастом это
бесценное качество многими утрачивается. Естественно, не все от природы
одинаково талантливы, а тем более гениальны. Но можно и нужно тренировать
собственный творческий дар, собственную креативность. Для этого можно
воспользоваться специальными техниками типа ТРИЗ, синергетики, «мозгового штурма»,
«шести шляп», медитацией, юмором и любыми положительными эмоциями, а также
помещением человека в среду, стимулирующую творчество и креативность.
Воспитание,
социум способны придать мощное ускорение процессу раскрытия творческих
задатков, таящихся в человеке, или затормозить его. Согласно А.Г. Маслоу,
основная задача обучения состоит в том, чтобы воспитать «новый тип человека,
который бы не чувствовал себя потерянным в быстро меняющемся мире, человека,
которого изменения воодушевляли бы, человека, способного к импровизации,
уверенного, мужественного и сильного человека, который мог бы с честью и с
радостью встретить неожиданную, новую для него, ситуацию» [3].
Основным
фактором, влияющим на проявление и развитие креативности молодежи, является
влияние социума, в первую очередь мира взрослых – родителей, близких людей,
педагогов, наставников. Как правило, взрослые имеют некий образ «идеального
студента», который они хотели бы сформировать. Этот фантом чаще всего обладает
чертами малоинициативной личности: беспрекословным послушанием, выполнением
поручений, без анализа их правильности и разумности, принятие неких стандартов
в поведении, одежде, внешности, следование традициям и догмам старшего
поколения. Но креативность, творческое отношение к делу, ведет к противопоставлению
собственного мнения мнению окружающих, предполагает рискованное поведение,
неподчинение сводам и правилам, преодоление препятствий. Поэтому не последнее
место в торможении креативности и личностной индивидуальности занимают учебные
учреждения, а именно традиционная форма передачи и получения знаний. Это происходит потому, что креативные
молодые люди испытывают дискриминацию сначала в школе, а после и в вузе из-за
всемерной унификации программ, ориентации обучения на середнячка, жестких
требований к поведению молодого человека, из-за неприятия педагогами такого
студента. Преподаватели, не лестно
отзываются о таких студентах, считают их «выскочками», демонстративными и
упрямыми и т.п. С другой стороны креативные молодые люди сопротивляются работе
по шаблонам, монотонности не только активно, но и пассивно, что воспринимается
педагогами как лень, упрямство, а порой и глупость. Именно этим объясняется
такие парадоксы, что традиционные школьные «отличники», т.е. ученики, привыкшие
работать ретроградно, по заданным методикам, во взрослой жизни проигрывают в
конкурентной борьбе своими однолассниками-«троечникам». Декан факультета
социальной психологии Московского городского психолого-педагогического
университета профессор М.Ю. Кондратьев отмечает: «Отличники, как правило, люди
прямолинейные и ограниченные. Они не готовы к поворотам судьбы. Я наблюдал
множество студентов-пятерочников, которые на первом курсе, на первой же сессии
вдруг получали впервые «три», и это была для них почти трагедия. Были даже такие,
кто забирал документы из института. А, кроме того, множество социсследований
доказывает: о бывших школьных и студенческих «звездочках» после их выпуска, как
правило, ничего не слышно. А большими делами заправляют именно не любимые
учителями экс-троечники - мобильные, способные к нестандартному действию в
предложенных обстоятельствах» [4].
Креативность
– это такое качество, которое не дается человеку раз и навсегда, оно поддается
развитию в любом возрасте, но наиболее активно в период детства и юности. Искусство мышления, самоконтроль и
творчество взаимосвязаны, они легко поддаются совершенствованию в практической
деятельности при помощи различных методов и приемов.
Так
во время исследований в Институте Мозга Человека РАН профессорами Бехтеревой Н.
П. и Медведевым С. В. экспериментально было доказано, что в процессе творческой
деятельности наиболее активная роль принадлежит задним отделам обеих лобных
долей (которые в обычной жизни мало активны); выявлено также специфическое
участие правой лобной доли в установлении различных уровней сложности
творчества. Именно в моменты творческой активности человек использует более 10
% возможностей мозга, чем достигается креативность и неординарность принимаемых
им управленческих решений. До недавнего времени одной из основных проблем
здоровья, и в первую очередь психического, была проблема невосстанавливаемости
нервных клеток мозга. Но Бехтерева Н.П. доказала, что главное не в количестве
клеток а в их уникальных функциональных свойствах, благодаря которым мозг способен
не только сохранять свою гибкость, но и развивать её в разной степени в любом
возрасте, а особенно в детском и юношеском. [5].
Исследователи педагоги и
психологи соотносят креативность как творческое отношение к жизни с характеристиками
личности зрелой, ответственной, эмоциональной, способной конкурировать в
профессиональной и личностной сфере (И. Б. Дерманова, Е.П. Ильин, М. А. Крылова, Е. В. Щербакова). Высокой
конкурентоспособностью обладают личности, которые реализовали свой потенциал, в
полную силу раскрыли свои возможности, т.е., по определению А. Маслоу,
самоактуализированные личности свойства, у которых креативность выступает
побочным продуктом их развития (А. Маслоу, К. Роджерса). А по эксперементам
физиологов видно, что творческие способности и креативность можно и нужно
развивать в любом возрасте.
Таким образом, прослеживается
следующая цепочка: развитие креативности способствует росту психологической
гибкости человека, а гибкость, в свою очередь, влияет на уровень
конкурентоспособности личности.
Резюмируя вышеизложенное, можно
сделать вывод, что подготовка нового поколения конкурентоспособных будущих
специалистов является важной составляющей повышения конкурентоспособности
государства. Это означает, что воспитание и саморазвитие конкурентоспособности
личности является сегодня одной из ведущих задач развития страны, что
свидетельствует об актуальности темы нашего исследования. Следует отметить, что
в современных условиях требования общества к высшей школе резко возросли, что
обусловило возникновение потребности у педагогов в специальных программах и
методиках подготовки конкурентоспособного студента. Анализ современного этапа
развития нашей страны и научной литературы выводит нас на противоречие между
реальной потребностью общества в конкурентоспособных специалистах и
недостаточной разработкой в отечественной педагогике методологии воспитания и
творческого саморазвития конкурентоспособности личности в воспитательной
системе вуза.
Литература:
1.
Макгирт, Э. Как не утонуть в потоке информации / Э. Макгирт // Большой
бизнес. – 2006. – № 6 (32).
2.
Хант,
Р. Как создать
интеллектуальную организацию / Р. Хант,
Т. Базан. – М. : Инфра-М, 2002. – 228 с. : ил. – (Менеджмент для лидера).
4.
Репецкий, А.
Успешный троечник [Электронный ресурс] / А. Репецкий. – 2011. – Режим доступа :
http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l_04023.shtml.