Песня птиц и биологический вид

Астахова О. А.

Биологический факультет, кафедра зоологии позвоночных, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Россия

Известно, что разные виды птиц (Aves) достаточно четко характеризуются отличающимися специфическими вокализациями (видовыми песнями, позывами). Пение птиц – черта, параллельная в своем развитии другим признакам вида (морфологическим, генетическим, физиологическим, экологическим, географическим), хотя, конечно, во многом вместе с ними образует единое целое, но, тем не менее, так же, как и эти признаки, песня птиц  эволюционирует по своим особым закономерностям, дифференцируется (видоизменяется на основе исходных «предковых» песенных форм и «родственных» линий во времени и пространстве), создает отдельные устойчивые песенные нормы (совокупность наиболее распространенных типов песен), состоящие из ряда сходных, но и отличающихся песенных вариантов одного типа, образующих определенный типологический вокальный полиморфизм, из которого исходят многие другие полиморфные ветви более дальних или более близких «по родству» линий песенной культуры (разнообразия типов песен, манеры или способов исполнения при пении их структуры, отдельных элементов, фраз).

Значит, песня (пение) птиц так же подчиняется биологическим закономерностям в своем развитии, как и многие другие проявления  жизнедеятельности организма. Но нужно подчеркнуть особую пластичность в функционировании и приспособлении психики (хотя только и ее зачатков у птиц) – она способна множественно (вариативно) и быстро реагировать на раздражитель (на окружающее) так же, как и быстро перестраиваться на новый лад и быстро «забывать», изменять прежнее. Но в более крупных масштабах эволюции (популяционном, видовом) в проявлениях психики (песнях птиц) все же может наблюдаться подобная экологическая дифференциация и установление «приспособленных» более стабильных форм (норм) песни, что и, например, у морфологических признаков птиц. При этом, пение (песня) птиц включает «социальный» характер развития, чем уникальна и кажется «параллельной» в своем существовании  другим морфологическим признакам организма, – будто пение (песня) птиц представляет собой «новое» природное явление – такое, как проявление психики (ее зачатков у птиц), как реализация «духовных» сил организма, как сущность более высокого уровня организации, но существующего по тем же законам, что и другие, более материальные для человека, «более биологические» и ощутимые для организма свойства, признаки (окраска покровов, форма тела и его частей, характер скелета у животных, структура и особенности внутренних органов организма, дифференциация его клеток и тканей, особенности питания, размножения, образа жизни в целом).

Это может касаться любого признака живого организма, его полиморфизма, закономерностей изменения и развития этих признаков, их эволюции в целом. Но нужно отметить, что несмотря на биологическую сущность пения птиц, большую роль при этом играет социальный фактор (коммуникации), который и определяет особенность песенной культуры (её своеобразие) у птиц в популяциях. Хотя, если посмотреть широким взглядом, и социальное поведение организмов (и птиц, в том числе) во многом, если ни полностью, подчиняется биологическим закономерностям, законам всей Природы. Следовательно, всё, что мы могли бы наблюдать в распределении и изменении типов видовых песен (вокализаций) птиц, так или иначе характерно и для всей Природы, её составляющих компонентов.

Необходимо вспомнить точное определение биологического вида, чтобы впоследствии не путаться среди многочисленных эволюционных характеристик живых организмов. Итак, вид – основная структурная единица в системе живых организмов, качественный этап их эволюции. Генетическое единство – главный критерий вида, обеспечивает его целостность. Вид существует как единая интегрированная в процессе эволюции генетическая система. Любой вид представляет собой репродуктивно изолированный генофонд. Эта интегрированная система всегда занимает в биосфере определенное, присущее только данному виду место (Яблоков, 2004).

К концу 19 века был накоплен большой материал по внутривидовой географической изменчивости и введено понятие подвида. Увеличение числа описанных видов и подвидов организмов (к середине 20 века – около 2 млн.) привело, с одной стороны, к «дроблению» вида и к описанию локальных форм; с другой стороны, стали «укрупнять» «вид» и описывать его в виде географических рас (подвидов), образующих совокупность явно родственных и обычно связанных друг с другом переходными формами. В последствии стали различать монотипический и политипический виды (последний состоит из ряда подвидов) (Биологический словарь, 1986).

Но несмотря на генетическое единство вида (как основного более или менее стабильного его критерия), существует генетический полиморфизм внутри видовых популяций. В соответствии с генетической изменчивостью существуют индивидуальные проявления одного гена у разных особей – индивидуальная изменчивость, которая так же может выражаться и в индивидуальных особенностях исполнения видовой песни (вокализаций в целом) у птиц. Следовательно, на этом основано существование и географической изменчивости видовых признаков (и вокальной структуры видовых песенных или позывных паттернов птиц также), складывающейся из непосредственного разнообразия индивидуальной изменчивости (вокализаций птиц в том числе) внутри каждой локальной популяции. 

Но как быть при обсуждении видовых вокализаций птиц? Вероятно, вокальную характеристику также можно рассматривать как результат генетической детерминации в большей или меньшей степени (в зависимости от степени преобладания социальных песеннообучающих традиций у ряда видов птиц)? Конечно, существуют виды птиц, имеющие совсем нестабильную видовую песню, скопированную у многих окружающих соседних особей, относящихся к другим видам (как, например, у пересмешки (Hippolais icterina)). Можно ли здесь говорить о четкой видовой вокальной структуре? Хотя при этом, возможно, стиль видовой вокализации все же остается характерным (генетически определенным в какой-то степени), несмотря на копирование разных других видов птиц, на индивидуальные особенности исполнения видовой песни и импровизации при пении. Это можно объяснить действием определенных систем генов центральной нервной системы (головного мозга в частности), отвечающих за вокальное проявление (выражение психики и ее зачатков у птиц), характерное только для определенного вида и сформированное в процессе его эволюции.

Также разные типы видовой вокализации птиц могут составлять отличающиеся вокальные культуры (разное соотношение и набор типов песен и позывов) в видовых популяциях, и виды птиц при этом имеют различающиеся песенные паттерны (установленные, стабилизированные структуры видовых песен и позывов) и их вокальные полиморфизмы.

Таким образом, несмотря на социальную обусловленность вокализаций птиц, во многом выражается их биологическая основа (база), и подавляющее большинство организмов в той или иной форме используют половой процесс как важнейший способ обмена генетической информацией между разными особями. Половой процесс в основном и объединяет различных особей в единую систему – биологический вид. Благодаря половому процессу и мейозу в пределах вида постоянно возникают новые комбинации наследственных признаков, новые генотипы, которые все вместе составляют генофонд вида как целого. Биологический вид, состоящий из многочисленных особей, генетически родственных, но различающихся по своим комбинациям наследственных признаков, представляет собой целостную биологическую макросистему. На основе генетической общности регулярно скрещивающихся друг с другом особей формируется их морфологическое, физиологическое и поведенческое сходство (Иорданский, 2001).

При этом необходимо напомнить, что вокальная культура птиц не является полностью биологической системой, а скорее – сфера, параллельная в своем существовании биологической сущности организма, но, вместе с этим, является производным последней и во многом повторяет закономерности ее развития.

Песня птиц вторична по отношению к организму особи и является его производным, но вокальная культура птиц будет складываться из тех носителей вокальной реализации, которые выживут и приспособятся в популяции.

Вид представляет собой в действительности гораздо более сложную систему, чем просто совокупность скрещивающихся сходных друг с другом особей. Он распадается на более мелкие естественные группировки особей – популяции, представляющие население отдельных относительно небольших участков в пределах всей зоны распространения (ареала) данного вида (Иорданский, 2001).

Внутри каждой популяции имеет место наибольшая степень панмиксии (смешивания); скрещивания же особей, происходящих из разных популяций, имеет место относительно более редко, и обмен генетической информацией между разными популяциями более ограничен. Но у птиц довольно распространены миграции и территориальные дисперсии (локальные перемещения), и обмен особями между соседними локальными популяциями может часто происходить. Возможно, поэтому вокальные диалекты – видоизмененные вокальные варианты одного типа видового паттерна, возникшие в разных популяциях, в их своеобразных вокальных культурах, могут встречаться вместе в одной из популяций.

Литература

1.           Биологический энциклопедический словарь. Гл. редактор М. С. Гиляров; Редколлегия: А. А. Баев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. – Москва: Изд-во Советская энциклопедия, 1986. 831 с.

2.           Иорданский Н. Н. Эволюция жизни: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – Москва: Издательский центр «Академия», 2001. 432 с. 

3.           Яблоков А. В. Эволюционное учение: Учебн. для биол. спец. ВУЗов / А. В. Яблоков, А. Г. Юсуфов. – 5-ое изд., испр. и доп. – Москва: Изд-во Высшая Школа, 2004. 310 с.