Социалистические реализм  советской  кинематографии как объект  культурологического анализа

 

Лухтан Ася Сергеевна

аспирант Краснодарского государственного университета

 культуры и искусств

г. Краснодар, Россия

 

Советское кино,  являющееся «… важнейшим из искусств» (В. И. Ленин), своими художественно-эстетическими, визуальными, идеологическими  и информационными  способами  не только описывали социальное бытие  СССР, но и общими государственными и партийными принципами структурировали  мировоззрение и  культуру  советского человека.

Идеологический фундамент соцреализма, заложенный А. В. Луначарским  еще с 1906 г. (его термины «пролетарский реализм» и  «новый социальный реализм»), поддержанный в 1932 г. ЦК ВКП (б), официально был закреплен М. Горьким на I-м Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 г.  Первоначально художественный метод  соцреализма  в основном применялся в советской литературе, выдающимися представителями которого являлись  М. Горький, Н. Островский, А. Серафимович, К. Симонов, М. Шолохов, Д. Фурманов, М. Шагинян  и др. По  словам М. Горького «… социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого – непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле, которую он, сообразно непрерывному росту его потребностей, хочет обрабатывать всю, как прекрасное жилище человечества, объединенного в одну семью» [1, с. 390].

         Первые советские звуковые и музыкальные фильмы «Путевка в жизнь» (1931 г.) режиссера Н. Экка, музыка Я. Столляра, «Веселые ребята» (1934 г.) режиссера Г. Александрова, музыка композитора И. Дунаевского, текст песен В. Лебедева-Кумача, «Дети капитана Гранта» (1936 г.) режиссера В. Вайнштока, музыка композитора И. Дунаевского, текст песен В. Лебедева-Кумача,  «Волга-Волга» (1938 г.) режиссера Г. Александрова, музыка композитора И. Дунаевского, текст песен В. Лебедева-Кумача, к сожалению, пока еще не совсем широкой  палитрой звука все же характеризовали героев и антигероев, подчеркивали особенности социальных процессов в молодой советской стране, создавали звуковые образы и показывали звуковое мироощущение авторов фильма, пытались в зрителе разбудить новое мирочувствование  и восприятия советской реальности и ее счастливой будущности.

Социальный запрос советского общества к кинематографии был столь велик, что культурные кинематографические ценности вызывали рост общесоциальной потребности «ходить в кино» по пять и более раз, пристально вглядываться в лица героев, брать с них комсомольский и партийный пример, строить свое настоящее и будущее, используя ценный экранный опыт. В этом контексте имели потрясающий успех советские фильмы «Чапаев» (режиссеры Братья Васильевы, 1934 г.), «Александр Невский» (режиссер С. М. Эйзенштейн, 1938 г.), «Депутат Балтики» (режиссеры И. Хейфиц, Н. Зархи  1934 г.), «Мы из Кронштадта» (режиссер Е. Дзиган, 1936 г.), «Семеро смелых» (режиссер С. Герасимов, 1936 г.), «Тринадцать» (режиссер М. Ромм, 1936 г.).

Позже, в 1947 г.  Большая советская энциклопедия зафиксировала  следующее официальное определение: «Социалистический реализм является глубоко жизненным, научным и самым передовым художественным методом, развившимся в результате успехов социалистического строительства и воспитания советских людей в духе коммунизма. Принципы социалистического реализма …явились дальнейшим развитием  ленинского учения о  партийности литературы» [2, с. 239]. Именно с этого времени соцреализм  проникает и в другие сферы культуры, искусства и художественной жизни СССР и становится необходимым атрибутом процесса советского моделирования  поведенческих смыслов и культурной практики.

Эстетические принципы  художественного метода соцреализма как новаторского, используемые в искусстве, литературе и культуре нашей страны могут быть представлены следующим образом:

Общая формулировка: социалистическая по форме и национальная по содержанию.

Частные аспекты:

– народность,

 – жизненная  правда,  

– партийность,

– конкретность,

 – критический реализм,

– социалистический гуманизм.

Можно заметить, что советские кинематографические симулякры 20 – 30 - х гг. ХХ в. представляли зрителям идею подлинности и природности политических,  социальных, культурных реформ. Соцреализм в советской кинематографии, имеющий как положительные, так и отрицательные последствия, это набор культурных кодов, формирующих пространство СССР  посредством опорных культурных концептов, в частности: «Путевка в жизнь» – социальная драма, полная острых мыслей, раскрывающая правду жизни  многонационального, бесконечно доброго советского народа, утверждающую настоящую человечность; «Веселые ребята» и другие фильмы Г. Александрова – зрелищное и смешное, тем не менее, идеологически выдержанное кино, где успешно разоблачаются капиталисты и угнетатели трудового народа, провозглашаются идеи интернационализма, торжествует страна, где « …так вольно дышит человек»; «Чапаев» – новый и многогранный тип положительного героя,  который, в борьбе с врагом, не задумываясь, отдает свою жизнь за светлое будущее народа; «Александр Невский» – трагическое, но вместе с тем  и триумфально - гуманное шествие русского воинства над врагом; «Депутат Балтики» – революционное преобразование общественной и личной жизни; «Мы из Кронштадта» – трагизм Гражданской войны, смертельная схватка  ее участников, борьба за свободу и счастье людей труда; «Семеро смелых» – художественное претворение советской  действительности на экране.

Отечественная кинематография предвоенных 40-х  гг. ХХ в., периода  Великой отечественной войны и после нее, представленная такими фильмами как  «Большая жизнь» (1940 г.), «Член правительства» (1940 г.), «Свинарка и пастух» (1941 г.), «Машенька» (1942 г.), «Два бойца» (1943 г.), «В шесть часов вечера после войны» (1944 г.), «Небесный тихоход» (1945 г.), «Первая перчатка» (1946 г.), « Весна» (1947 г.), «Золушка» (1947 г.), «Молодая гвардия» (1948 г.), «Первоклассница» (1948 г.), «Кубанские казаки» (1949 г.) и другими, также активно развивала принципы социалистического реализма и внедряла в массовое сознание  историческое предназначение СССР, поощряла советские социальные нормы, идеалы, ценности, вводя их в массовый оборот советской  культуры.

Таким образом, можно говорить о том, что культурная мотивация соц. реализма, связанная с успехами в одухотворении жизни и деятельности советского человека, сформировала образ  советской культуры как цельного социокультурного пространства, в котором кинематографическая культура  выполняла функции, обеспечивающие культурную динамику и формирование в мировом пространстве  определенной картины СССР.

 

Литература

1.     Горький М. О литературе.  – М., 1935. –  С. 390.

2.     БСЭ.  Т. 52. – М.,  1947. – С. 239.