Скворцов А. О.

Пензенский государственный педагогический университет

Современные концепции капитала

 

В процессе происходящих в последние десятилетия трансформационных перемен в производстве существенно изменились взгляды экономистов на состав факторов производства, их значимость. В частности, значительно расширилась содержательная емкость понятия «капитал». В экономической теории и предпринимательской практике, пожалуй, нет другого такого понятия, которое использовалось бы так неоднозначно как капитал. Капитал является одной из наиболее сложных категорий в экономической науке в силу многообразия и изменчивости его проявлений.

Понятие капитала в экономической теории претерпело значительную трансформацию со времен А.Смита. В настоящее время принято говорить о капитале в широком смысле слова. Это явление преимущественно обусловлено значительными структурными сдвигами постиндустриального характера в общественном производстве, существенным увеличением роли интеллектуального (невещественного) производства.

В современной экономической теории к капиталу стали относить не только привычные материальные объекты (здания, сооружения, машины, оборудование, инфраструктуру, товарно-материальные ценности), но и нематериальные элементы производства: знания, информацию, навыки человека, его энергию, трудовую мораль, мотивацию и т.д. В научном обиходе возникло понятие «невещественного (нефизического) капитала» в противоположность, а иногда в сочетании с вещественным (физическим) капиталом. Наиболее четко идея невещественных форм капитала сформулирована в теории человеческого капитала (Г. Беккер, Т. Шульц,      Й. Бен-Порэт, Дж. Минцер, Ф. Махлуп, Л. Туроу, Б. Вейсброд, С. Боулс и др.). 

Теория человеческого капитала родилась в рамках «экономического империализма», ставшего методологическим принципом неоинституционализма, который предполагает распространение экономических методов и моделей на проблемы, традиционно относимые к компетенции других социальных дисциплин. Возникновение   экономического империализма вызвало расширение объекта исследования за счет включения социальных, личностных, психологических, интеллектуальных компонентов экономической реальности в сочетании с использованием основных аналитических инструментов неоклассического  направления экономической теории, от которой неоинституционализм ведет свое происхождение. 

Представители неоклассики существенно расширили сферу применения аппарата микроэкономического анализа, осознав, что область использования принципа рациональности практически безгранична. Исследовательская экспансия сторонников экономического империализма, выходит за пределы производства и потребления материальных, в том числе капитальных, благ, опираясь на аналитические категории неоклассического анализа (ограничения, выбор, ресурсы, капитал, инвестиции, альтернативные издержки, предпочтения, внешние эффекты, трансакционные издержки) и моделирующий метод оптимизации, которые по масштабам своего употребления являются подлинно универсальными. Теория рационального поведения стала использоваться исследователями для объяснения не только чисто экономических феноменов (рыночные цены, ставки заработной платы, процент на капитал), но и возникновения и функционирования социальных институтов. Эта тема раскрывается в многочисленных  современных источниках, посвященных правам собственности и трансакционным издержкам.

Результатом вторжения методологии экономической теории в смежные области знания стал ряд новых концепций, среди них теория человеческого капитала. Основные идеи этой теории, сформулированные Г. Беккером («Человеческий капитал», 1962), были поддержаны и продвинуты многочисленными ее приверженцами и последователями.

Т. Шульц, характеризуя человеческий капитал, выдвигает тезис о превращении образования в форму капитала в силу его мощного влияния на производство. Г. Беккер рассматривает источники формирования данной формы капитала, называя среди них обучение, подготовку на производстве, расходы на здравоохранение, миграцию и поиск информации о ценах и доходах. Д. Белл относит к человеческому капиталу  приобретенные знания, навыки, мотивации и энергию, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного времени в целях производства товаров и услуг.

Теория человеческого капитала способствовала, на наш взгляд, пересмотру традиционных воззрений на капитал как некое однородное явление, представленное исключительно вещественными объектами. По этому поводу О. Нордхоуг отмечает, что в управлении бизнесом произошел незаметный сдвиг от опоры преимущественно на физический и финансовый капитал в сторону опоры на человеческий капитал. Т. Шульц, понимая капитал как нечто такое, что оказывает будущие услуги, предлагает делить его на человеческий (human) капитал и нечеловеческий (nonhuman) капитал.

Однако теория человеческого капитала имела и противников среди экономистов и педагогов (Дж. Вэзи, Т. Балог, П. Стритен, П. Б. Диринджер, М. Дж. Пайор, Х. Джинтис и др.).  

Следует отметить вклад отечественных ученых в разработку данной теории. В доперестроечный период советскими экономистами большое внимание уделялось рабочей силе, личному фактору производства, человеческому фактору. Почти все публикации по теории человеческого капитала носили критический характер. Позитивные исследования человеческого капитала в отечественной науке активизируются в начале 1990-х годов с переходом экономики России на рыночные рельсы. При этом акцент делается на созидательных характеристиках человека.                         М. И. Скаржинский определяет человеческий капитал как уровень образования и квалификации, территориальную, квалификационную и профессиональную динамичность работников. А. И. Добрынин, С. А. Дятлов, С. А. Курганский, В. А. Коннов относят к человеческому капиталу  совокупность всех атрибутивных ка­честв и свойств, производительных способностей и сил, функциональных ролей и форм, рассматриваемых с позиций системной целостности и адек­ватных современному состоянию общества эпохи научно-технической и со­циально-информационной революции, включенных в систему рыночной экономики в качестве ведущего творческого фактора общественного вос­производства. Но по справедливому замечанию В. П. Щетинина, раскрывая экономическую сущность человеческого капитала, его правильнее всего рассматривать как социально-экономическую форму качества человеческого фактора, используемого  предпринимателями  как  главный  элемент  производительного капитала.

Теория человеческого капитала, вошедшая в современные учебники по экономической теории, явилась закономерным этапом на пути к теории интеллектуального капитала, разрабатываемой в 90-е годы 20 века                 Л. Эдвинссоном, М. Мэлоуном, Т. Стюартом,   Э. Тоффлером,   И. Роосом,    И. Хирояки,    П. Страссманом,    К.-Э. Свейби,  П. Салливаном и другими исследователями.

Возникновение концепции интеллектуального капитала в первую очередь объясняется  практикой современного хозяйства. Вторая половина 20 века характеризуется развертыванием научно-технической революции, которая усиливает роль интеллектуального начала в производстве. Общий уровень образования работника, его профессионально-квалификационная подготовка становятся решающим фактором экономического роста. Причем для современного производства важно не просто наличие квалифицированных работников для обслуживания новейших средств производства, а способность работников производить новые знания, продукты и технологии, создавать инновации. 

Человеческий и интеллектуальный капитал тесно связаны. Знания, как системообразующий компонент интеллектуального капитала, способны накапливаться не только в памяти работника, будучи неотделимыми от работника, но и существовать самостоятельно, отчуждаться в виде результатов научных исследований и разработок, изобретений, технологий и методик производства, компьютерного обеспечения и т.п.

В современной экономической литературе капитал по-прежнему трактуется по-разному: от традиционного определения его как совокупности физических средств производства до предельно широкого понимания. На основе широкой трактовки под определение капитала подпадают и знания, и умения, и уникальность таланта и многое другое, что, не являясь, само по себе деньгами, может в известных условиях приносить деньги, а, следовательно – самовоспроизводиться, самовозрастать. С этой точки зрения капиталом  называют и производственные фонды предприятия, и накопленные знания, умения, талант работников (персонала). В практике современного предпринимательства капитал вкладывается в виде недвижимости (земельных участков, строений), машин, оборудования, оргтехники, денежных средств, паев, акций и других ценных бумаг, кредитов, а также технологий, изобретений, интеллектуальных продуктов.

Подобно реальности, существующей в целостном виде, как единство хозяйства, социума и среды обитания человека, капитал предстает как переплетение вещественных и невещественных запасов и потоков. В условиях капитализма богатство предстает в форме капитала, который в свою очередь, может иметь, как вещественную, так и невещественную форму.

С возрастанием важности научных знаний, квалификации работников и техники, вытесняющей физическую силу человека из производственного процесса, складывается новое соотношение факторов производства. В системе факторов производства наряду с традиционным разграничением между трудом как первозданным фактором производства и капиталом как производным фактором, возникает новое разграничение по линии «вещественный – интеллектуальный (невещественный) капитал». Капитал становится многоликим.

Таким образом, на основе традиционных подходов, признаваемых исследователями разных школ экономической теории, за капиталом неизменно признается  способность производить продукт, становясь средством (фактором) производства, приносить доход или иные формы удовлетворения (самовозрастать), накапливаться, формируя запас в результате инвестиций (самовоспроизводиться), выступать объектом собственности, олицетворять богатство. В условиях интеллектуализации производства трактовка капитала как исключительно физического актива уступает место более широкому его  определению, объединяющему совокупность объектов как вещественного, так и невещественного характера. Интеллектуальный капитал как новая форма капитала понимается как ценность, которая, будучи объектом чьей-либо собственности, используется (инвестируется) в качестве средства производства, накапливается в результате инвестиций (капиталовложений), приносит в течение определенного времени поток дохода.