Соискатель Васильева Т.Е.

Лесосибирский филиал Сибирского государственного

технологического университета. Россия

Интеграционные процессы образования и культуры

В силу своей природы мемориальные, художественные, краеведческие, литературные, научно-технические музеи и иного профиля музеи способны играть большую роль в духовно-нравственном, историко-патриотическом, нравственно-эстетическом, эколого-охранительном просвещении и вовлечении людей в различные формы социально-культурного творчества. Эффективность деятельности музеев находится в прямой зависимости от умения реализовать свой потенциал, превратить каждый экспонат в фактор духовного обогащения человека, стать реальной культуросозидающей силой. В настоящий период ставятся новые задачи не только перед музееведением, но и современной педагогикой, которая должна стать посредником между музеем и человеком, оживить музейные экспозиции, обосновать механизмы включения человека в мир культуры с помощью музея.

В научной и методической литературе за музеем закрепилась образовательно-воспитательная функция, которая, в отличие от школы, обладает широчайшими возможностями в преодолении монополии вербальности. Однако образование предполагает определенную формализацию образовательной деятельности, строится на принципах дидактики, опирается на субъект-объектные отношения. Музей правомочно считать институтом социально-культурной деятельности, дополняющим и углубляющим работу учебно-воспитательных учреждений, включающим экскурсовода и посетителя в субъект-субъектные отношения, реализующим свои образовательно-воспитательные возможности при помощи средств педагогики сотворчества [1].

В отечественной и мировой педагогике конца XX начала XXI века утвердилась концепция замены устаревшей учебно-дисциплинарной модели образования на личностно ориентированную модель, учитывающую реально проявляемые способности, наклонности и дарования [2]. Это, безусловно, сблизит методики, принятые в настоящее время в дидактике и музейной педагогике. Но нельзя пренебрегать спецификой методик социализации и инкультурации. Методика социализации реализует информационную, формирующую, развивающую, активизирующую и обогащающую модель образования, но в основе своей учитывает необходимость включения личности в определенный социум, с его ценностями, нормами, принципами, установками и стандартами, отражающими требования общества к общекультурным, профессиональным, гражданским и иным социально-значимым качествам. Методика инкультурации полностью ориентирована на конкретную личность с характерными для нее индивидуальными чертами и использует те способы и приемы воздействия, которые наиболее адекватны природе данного индивида. Педагогика в будущем должна органично соединить в себе всё конструктивное, что наработано и в системе образования, и в социально-культурной деятельности, обеспечить удовлетворение и дальнейшее обогащение духовных интересов и потребностей человека, стимулировать развитие его творческих потенций, включить его в процесс усвоения и воспроизводства духовных и материальных ценностей.

Значительная роль в решении этой задачи должна принадлежать музейной педагогике.

Нравственно-эстетическая позиция ребенка и подростка складывается  в семье, и, как правило, на уровне обыденного сознания. Школа, опираясь на государственный образовательный стандарт, придает ей научно обоснованный характер, формирует основы научного восприятия окружающей действительности. Музей, как и другие социальные институты, позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания, преобразовать их в соответствующие убеждения. Этому способствуют два важных фактора.

Во-первых, в центре музейного педагогического процесса всегда находится подлинник истории и культуры. Во-вторых, здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта.

Каждый музей в своих стенах с различной степенью эффективности осуществляет просветительную и образовательную функцию. Но этот процесс носит в основном фрагментарный характер и оставляет у посетителей музея лишь самое общее представление об увиденном. Преодолеть это противоречие помогает музейная педагогика, включающая человека или социальную общность в педагогически целесообразно организованный процесс комплексного восприятия ценностей истории и культуры, в ходе, которого обеспечивается целостное духовное развитие человека.

Зарождение просветительной и образовательной функции музея уходит вглубь веков. Базой школ искусств, ораторских практикумов, поэтических соревнований, философских диспутов были музейоны античной эпохи. В XVIIXVIII веках оригинальными институтами естественнонаучных знаний стали научные кабинеты, университетские собрания образцов природы, специальные, школьные, аудитории, экспонаты которых способствовали процессу познания. Эти своеобразные музеи достаточно успешно реализовывали педагогические идеи Я.А. Коменского о наглядно-образных основах обучения.

Во второй половине XIX века Россия стала первой в создании системы гимназических, университетских музеев, музеев иных учебно-воспитательных учреждений. В большей мере этому способствовали образовательные реформы Александра II. По поручению императора министр народного образования А.В. Головнин возглавил разработку «Положения о музее учебного заведения», в котором определялась образовательная и воспитательная функция музея. Существенный вклад в обоснование методологии, методики и организации деятельности этих культурно-образовательных учреждений внесли К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Д.И. Менделеев, Л.Н. Толстой.

Полувековой опыт образовательной деятельности американских музеев в 20-е годы XX века обобщила Д. Хайд, и  сформулировала четыре основных направления этой работы:

 - общекультурное (для наиболее подготовленных посетителей);

 - собственно образовательное (рассчитанное на лиц, овладевших основами искусств);

 - информационное (в помощь школьникам и другим лицам, осваивающим гуманитарные знания);

 - отдых и развлечение (для людей, которых в музее интересует постижение прекрасного и рекреация).

Д. Хайд писала, что «музей должен создавать условия для образования детей, здорового отдыха и накопления знаний взрослых. Его влияние должно ощущаться в доме и отражаться на жизни всех членов общества» [3].

Крупнейшим теоретиком американской концепции образовательной деятельности музея и одним из родоначальников музейной педагогики стал Б. Гилман. Он обосновал эстетические основы художественного просвещения, раскрыл принципиальные отличия школьного и музейного образования, выявил специфику педагогического воздействия в художественном и естественнонаучном музее.

Значительный вклад в теорию и методику музейно-образовательной деятельности внесли Г. Кершеншнейдер, А. Рейхвейн, Г. Фрейденталь, К. Фризен, которые обосновали технологию интеграции зрительского впечатления и мыслительного анализа увиденного. Они раскрыли воспитательную ценность хранящихся в естественнонаучных музеях подлинников, свидетельствующих о развитии природы, человека и общества, показали пути укрепления взаимодополняющего единения музея и школы.

А. Кунтс и В. Хильгерс дали широкое определение музейной педагогике как «учения о воспитании средствами музея». А. Фогт вычленил посредническую функцию музейной педагогики, обеспечивающую взаимосвязь между музеями, их коллекциями и посетителями, и свел ее к теории и методике коммуникации в музее.

В разработку теории и практики музейной педагогики на современном этапе включились специалисты музейных и образовательных учреждений Франции, Польши, Чехии, Японии, ряда других стран. Сегодня особую роль в развитии музейно-педагогической деятельности играет Россия.

Среди специалистов, которые увидели и в полной мере оценили значимость использования принципов педагогики в музейном деле, в первую очередь следует отметить А.В. Бакушинского, обосновавшего психолого-педагогический механизм раскрытия в произведениях искусства «объективной данности мира» и технологию дифференцированного вовлечения разных групп населения в мир культуры [4].

Значительный вклад в разработку основ музейной педагогики внесли Ф.И. Шмит, А.М. Разгон, Е.Г. Ванслова, которые смогли объединить традиционные формы художественного воспитания при помощи средств музейной деятельности и гуманистических принципов отечественной педагогики с концепцией наглядности обучения и теорией музейной коммуникации [5; 6; 7].

В становлении и развитии музейной педагогики в России особая роль принадлежит Государственному Русскому музею. Согласно многочисленным публикациям Б.А. Столярова, А.Г. Бойко и других теоретиков и практиков музейной педагогики, это музейное учреждение, представляющее собой крупнейшее в мире собрание русского искусства, за последние годы трансформировалось в не имеющий аналогов в мировой практике музейно-образовательный комплекс [8].

Концепция эстетического воспитания молодежи в условиях взаимодействия школы и музея» исходит из положения, что современный музей включается в общепедагогический процесс формирования культуры личности как:

 - школа визуального и пространственного восприятия окружающего мира через памятники истории и культуры, несущие общечеловеческие ценности;

 - культурное пространство, аккумулирующее эстетический опыт и способствующее самоидентификации индивида;

 - фильтр качества в отношении человека к жизни и окружающей среде в ее предметном плане, что приобретает особую значимость в условиях расширения влияния аудиовизуальных средств информации и массовой культуры.

Наиболее точное определение музейной педагогики, адекватное современному уровню просветительной, образовательной и воспитательной деятельности музеев, дал Б.А. Столяров, который считает ее «областью научно-практической деятельности современного музея, осуществляющего передачу культурного опыта на основе междисциплинарного и полихудожественного подхода через педагогический процесс в условиях музейной среды» [9].

Таким образом, ориентационное поле деятельности специалистов, как образовательной сферы, так и работников культуры составляют ценности. Но главной ценностью образования является высоко образованный, духовно развитый человек как субъект процесса непрерывного образования – самообразования. Следует подчеркнуть, что сам процесс образования человека представляет собой особую ценность, как для общества, так и для конкретного человека, поскольку является важнейшим фактором социализации личности и развития современного общества.

Литература:

1.                  Нагорский Н.В. Музей как открытая социально-педагогическая система: дис. … докт. пед. наук / Н.В. Нагорский. – С. – Петербур., 2005. – 459 с.

2.                  Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. – 1996. - № 1. – С. 3-8.

3.                  Museum education. History, Theory and Practice. The national art education Association. Boston, Virdqinia, 1989. – P. 43.

4.                  Бакушинский А.В. Исследования и статьи. – М.: Советский художник, 1981. – 351 с.

5.                  Шмит Ф.И. Искусство как предмет обучения. – Харьков, 1923. – 354 с; Музейное дело. Вопросы экспозиции. – Л.: Академкнига, 1929. – 245 с.

6.                  Разгон А.М. Музейная экспозиция – искусство? - // Декоративные искусства СССР. – 1976. - № 9.

7.                  Ванслова Е.Г. Музей и культура. Экспериментальное методическое пособие. – М.: МИРОС, 1995. – 174 с.

8.                  Столяров Б.А., Бойко А.Г. Концепция педагогического взаимодействия художественного музея и системы образования. – СПб., 1998. – С. 170-201.

9.                  Столяров Б.А. Педагогические аспекты образовательной деятельности художественного музея // Музейная педагогика в школе. – СПб.: СпецЛит, 2000. – С. 9.