М.Г. Шишкова

ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» Лесосибирский филиал, г. Лесосибирск, Россия

 

Организация деловой самопрезентации как условие творческой самореализации

 

Большое значение в творческой самореализации студентов высших учебных заведений имеет самопрезентация как проявление творческой активности, творческой самостоятельности, творческой самоэффективности. На творческо – деятельностном этапе обучения студенты вступают в такие отношения и  взаимодействия, которые в реальной жизни в данный период для них неосуществимы. Мы сочли необходимым акцентировать внимание на деловой самопрезентации, которая реализуется в  проблемных и деловых играх, предполагающих реализацию элементов будущей профессиональной деятельности.

Деловая самопрезентация включает в себя демонстрацию своих деловых и профессиональных качеств – компетентности, грамотности, профессиональной успешности. С этой целью в презентации используются деловые  аргументы – дипломы, наградные листы, благодарности, рекомендательные письма, отзывы о работе,  демонстрируются  психологические навыки специалиста – умение убеждать, привлекать и удерживать внимание, завоевывать доверие партнеров или аудитории, производить нужное впечатление, а также  демонстрация профессиональных навыков – качественное выполнение своих профессиональных  функций.  Данные качества студент может презентовать в ходе деловых и проблемных игр. Рассмотрим смысловые характеристики и проанализируем проведенные проблемно – поисковые игры на примере имитационных игр («Угадай профессию», «Профконсультация», «Ассоциация профессий»).

 «Угадай профессию» (приоритетная группа качеств творческой  самореализации - творческая активность).

В ходе игры в равной степени решались профориентационные задачи и задачи творческой самореализации. В организации этой игры исходили из конкретных знаний студентов о конкретной профессии, а также определяли уровень овладения схемой анализа профессий. Игра включала такие моменты, которые позволяли проявить творческую активность, обеспечивали на неосознанном уровне фундамент логического анализа и понимания. Студенты соотносили свои знания и умения с другими, критически относились к аргументам других, не перенося отношение к суждениям на отношение к личности, старались помочь другому в построении анализа профессии, чтобы понять и по возможности принять его ценности, по необходимости пересмотреть собственную позицию и  выработать общую.

 «Профконсультация» (приоритетная группа качеств творческой  самореализации - творческая самостоятельность).

Игра актуализировала способности к творческой самостоятельности  и  правильно ориентировала на творческую самореализацию.  Она  включала в себя два игровых момента: «построение личных профессиональных планов», «профориентационная помощь товарищам».

Цель игры: познакомить студентов с процедурой правильного построения личных профессиональных планов, а также обеспечить творческую самореализацию через имитацию в игре жизненных ситуаций. Различные игровые приёмы были направлены на установление контроля над ориентированием правильно выбранной профессии студента. Другие приёмы способствовали преодолению  у студентов нежелания узнать о построении своей профессии. Данная игра имеет высокую содержательную насыщенность, и нередко бывает трудно сохранить логику игры, не давать ей возможность развиваться стихийно, но вмешательство педагога снижает активизирующий эффект. В игре могут возникать вопросы, с которыми не знаком и сам педагог, поэтому желательно иметь под рукой различную справочную литературу.

 «Ассоциация профессий» (приоритетная группа качеств творческой  самореализации - творческая самоэффективность).

Цель игры – выявить истинное отношение студентов к различным профессиям и создание возможности для проявления творческой самоэффективности в процессе творческой самореализации. Игра, являясь эмоционально привлекательной формой и регулятором творческой самореализации, своим общим положительным фоном заражала каждого участника, способствовала его успешной  творческой самоэффективности. Суть данной игры состояла в том, чтобы по возможности подкорректировать соотношение возможностей и желаний студентов на творческую самоэффективность в той или иной профессии. Игра начинается без явно выраженного подготовительного этапа. Каждая профессия отгадывается с помощью ассоциативных вопросов.  Опыт показывает, что не все студенты сразу понимают эти вопросы, поэтому целесообразно потренироваться на одном примере. Отдельно обсуждая правильность каждого ответа на ассоциативный вопрос, позволяет выявить эмоциональное отношение к разным профессиям, и, поскольку характер этого отношения сильно влияет на выбор профессии, педагог получает довольно важную информацию для правильного ориентирования на творческую самореализацию студентов.

В целом, оценивая творческую деятельность студентов на данном творческо – деятельностном этапе работы отметили, что выделение деловой самопрезентации было целесообразным, поскольку она ориентировала на развитие творческой активности, творческой самостоятельности, творческой самоэффективности, и позволяла работать в режиме развития творческого потенциала будущего специалиста. Кроме того, деловая самопрезентация позволила удовлетворить потребность студентов высших учебных заведений в самопознании, способствовал осознанию ими значимости их профессиональной деятельности.