Левченко В.Н., Тимошко Г.В., Загоруйко Т.И.

Донбасская  национальная академия строительства и архитектуры

Из опыта  культурно-эстетического воспитания студентов  в строительном вузе.

Вопросы культурно-эстетического воспитания  будущих инженеров, строителей, механиков, экономистов и архитекторов важны не только с точки зрения развития цивилизованного гражданского общества, но и с позиции их будущей профессиональной деятельности.

Воспитание внутренней эстетической культуры будущих инженеров и архитекторов необходимо, ибо от них, в значительной степени, зависит эволюция красоты окружающей человека среды, снижение или повышение ее культурно-эстетического воздействия на население. О необходимости сочетания технического и эстетического образования замечательно сказал известный авиаконструктор О.К. Антонов: «Интереснейшая часть нашей работы – это красота техники,  часть совершенно неотделимая от нашего труда – тесная связь между высоким техническим совершенством и красотой».

Стремление подготовить технически грамотного специалиста с достаточно высоким уровнем эстетической культуры – это цель, к которой стремятся  все кафедры академии как в учебной, так и внеучебной деятельности.

Культурно-эстетическое воспитание это не только знакомство с культурным наследием своей страны и сокровищами мировой культуры, это также и воспитание культуры взглядов студентов, их мировоззрения, культуры речи молодых людей, культуры делового и бытового поведения и, безусловно, культуры их внешнего вида.

Культурно-эстетическое воспитание молодежи и студенчества в том числе, это «ахиллесова пята» общества в целом. Вопросы культурно-эстетического воспитания – одни из наиболее наболевших для системы высшего образования. Авторы работ, посвященных проблемам современной педагогики, и преподаватели-практики говорят не только о низком уровне знаний «среднестатистического» студента в области культуры и этики, отсутствии эрудиции, малограмотности, но и о серьезных проблемах, связанных с «пробелами» в воспитании, в культуре поведения, размытыми представлениями о нравственных ценностях, отсутствии элементарного эстетического вкуса.

17-18 - летние люди приходят в ВУЗ с уже сформировавшимися, и, к нашему сожалению, очень часто довольно низкими культурно-эстетическими вкусами, что стало следствием недостатков среды, школьного образования, засильем в обыденной речи вульгаризмов и сквернословия. Постарались здесь и средства массовой информации: телевидение, кинопрокат, журналы и, в последние годы, Интернет.

Все это объективные условия и причины, которые нельзя не учитывать или игнорировать при организации работы по культурно-эстетическому воспитанию студенчества.

Весь учебный процесс в вузе – это накопление знаний и умений, которые в конечном итоге не могут не отразиться на культурном уровне будущих выпускников. Безусловно, наибольшие возможности для культурно-эстетического воспитания студентов заложены в гуманитарных дисциплинах и некоторых предметах архитектурного и экономического циклов.

Изучение философских дисциплин предполагает получение базовых знаний в области гуманитарной культуры. Преподавание специально-профессиональных предметов не имеет таких широких возможностей и «полномочий» решать специфические воспитательные задачи, которые органически присущи дисциплинам философского цикла. Изучение каждого из предметов, содержание каждой темы философских курсов имеет воспитательную направленность или может быть «развернуто» в  воспитательном ключе. Будет ли идти речь о воспитании культуры мышления и речи (курс «Логика»), о воспитании духовности (курс «Религиоведение»), о нравственных и эстетических ценностях (курс «Этика и эстетика»). В этом контексте следует отметить важность тесной взаимосвязи всех дисциплин  философского цикла, их взаимосогласованность, т.к. каждая из них раскрывает одну из граней целостного процесса. Количество учебных часов невелико, поэтому существенное значение для решения насущных задач культурно-эстетического воспитания приобретает работа 7 кружков для студентов и магистрантов, и клуба философских бесед. Такие темы заседаний клубов и кружков как «Человек эпохи модернизма» (личность и творчество П. Пикассо), «Софиевский собор, как символ культуры Киевской Руси», «Загадки Туринской плащаницы» и «Храм Св. Софии Константинопольской как символ Византийской культуры» являются существенным и чрезвычайно полезным дополнением к учебному процессу.

 Разнообразную палитру мероприятий предлагает студентам коллектив кафедры прикладной лингвистики и этнологии. Литературно-музыкальные праздники, такие как «Золотая осень», «День музыки», «День художника», «Источник чистой души» (к 280-летию Г. Сковороды), беседы в группах, посвященные юбилейным датам в жизни великих людей, работа таких кружков как «Многонациональная культура Донетчины», «Изучение стилистических особенностей украинского языка», «Культурное наследие Украины» и др., конкурсы на лучшего  декламатора украинской поэзии, тематические экскурсии в Донецкий краеведческий музей «Традиции народного строительства», и на выставку мастеров вязания и вышивки,  организация выставки Галины Павлив «Этнографическая игрушка или деревянная кукла» и выставка работ мастеров с. Опышного, и многое другое.

Отдельно хочется подчеркнуть внимание кафедры к талантливым студентам и популяризация их творчества среди других студентов. Также необходимо выделить культурно-эстетическое воспитание в системе подготовки архитекторов, где это не просто направление профессиональной подготовки, а одна из фундаментальных основ  профессионального воспитания, т.к. весь процесс обучения непосредственно связан с культурно-эстетическим воспитанием творческой личности. Поскольку профессиональна деятельность архитектора или дизайнера подразумевает необходимый определенный уровень культуры в области истории и теории культуры, искусства, архитектуры, градостроительства разных стран и народов, знания законов рисунка, живописи, теории цвета и пропорций – этот процесс начинается с самого первого курса и продолжается до окончания вуза. Кроме выше упомянутых курсов для будущих архитекторов большую роль с точки зрения развития эстетического вкуса играет проектирование. Для летних практик младших курсов по возможности выбираются объекты, являющиеся памятниками истории и архитектуры. Иногда сами студенты должны выявить эти объекты  и собрать о них исторический материал. Рисовальная и живописная практики так же одной из целей ставят культурно-эстетическое воспитание студентов.

В частности, во время выездной практики во Львове, проводится огромная культурная программа по организации лекций, встреч с выдающимися людьми, посещения памятников истории и культуры, художественных музеев, выставок, академии художеств, архитектурного института Львовской политехники и др. По возвращении организовываются выставки студенческих  работ. Эта выставка сменяется выставкой конкурсных дипломных проектов. Студенты посещают художественные выставки работ своих преподавателей, что является для них серьезной школой воспитания художественного вкуса.

В академии постоянное внимание уделяется  лекционно-пропагандистской работе культурно-эстетической направленности, как силами преподавателей, так и приглашенных лекторов. Именно этим целям служит работа внутреннего и внешнего лекториев для студентов во время академических кураторских часов. Студентам предлагается более ста тем на учебный год, и среди них такие как: «О роли изобразительного искусства в воспитании молодежи», «Жизнь и творчество Леонардо Да Винчи», «Ценностные ориентации в современном мире», «Экскурс в мировую художественную литературу», «Украинское изобразительное искусство», «Знакомимся с Киево-Печерской Лаврой: история, архитектура, святыни», «Украинская народная иконопись» и другие.

В целях культурно-эстетического воспитания используется и научно-исследовательская работа студентов, особенно на младших курсах. К традиционной научно-практической студенческой конференции академии студенты младших курсов готовят интересные работы, многие из которых посвящены темам культуры, ее истории, проблемам этики и эстетики. Сейчас ведется работа, чтобы кроме презентации на конференции, их доклады выносились на обсуждение во время академических часов студенческих групп. В вопросах культурно-эстетического воспитания важен личностно-ориентированный подход к студентам. Им такие возможности для развития своих интересов в гуманитарной сфере открывает факультет культуры. Сегодня он включает 11 школ, на которых занимаются 124 студента, цифра, может, не очень большая, но здесь мы не стремимся к широкому охвату. Именно такая камерная обстановка на факультете создает наибольшие возможности для индивидуального общения, а следовательно и открывает лучшие возможности для развития индивидуальных интересов.

На факультете культуры работают следующие школы: психология, этика взаимоотношений в современном обществе, литературная журналистика, фотожурналистика, отеческое воспитание украинцев, символы украинской фразеологии,  антропонимы Донбасса, живопись, история и теория отечественной духовной культуры, а также школы культорганизаторов и студенческого лидера.

Культурно-эстетическое воспитание в академии – процесс многогранный, включающий в себя самые разнообразные формы взаимодействия с личностью студента. Для усиления и интенсификации этой работы создан историко-культурный центр, который объединяет работу музея, дворца студентов, методического кабинета студгородка и клуба деловых встреч. И в этой системе дворец студентов располагает своими специфическими способами воспитания молодежи.

Таким образом, весь процесс подготовки бакалавров и магистров в вузе связан с их культурно-эстетическим развитием, система культурно-эстетического воспитания охватывает все стороны жизни студента – учебу, науку, внеучебную деятельность, работу в общественных объединениях, их жизнь и отдых в студгородке.