Хасанов Р.Ф.,

Бирская государственная

социально-педагогическая

академия, Республика

Башкортостан

 

МОДУСЫ ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ В РОМАНЕ НУГУМАНА МУСИНА  «ПРИТЯЖЕНИЕ  СВОБОДЫ».

 

          Анализ идейно-художественного содержания произведений предполагает определения типов освещения действительности, связанных с мировоззренческими установками автора, мироощущением персонажей. Это способствует более углубленному пониманию идейной направленности произведения, выявлению его общей эмоциональной тональности, авторского отношения к изображаемому.  В литературоведении их называют модусами художественности,  (или типами авторской эмоциональности, видами пафоса)..  Это - трагическое, героическое, комическое, идиллическое, элегическое и т.п.

Часто они могут встречаться в рамках одного текста. В подобных случаях эстетическая целостность произведения достигается при условии, что  один из модусов становится художественной доминантой по отношению к другим, обогащается за счет «преодоления» их сопротивления. 

          Пример подобного синтеза модусов художественности мы видим в романе Н. Мусина «Притяжение свободы». В самом названии романа звучит трагическая нота. Можно утверждать, что драматизм, доведенный до трагического звучания в финале, является стержневым модусом художественности, определяющим весь эмоциональный строй произведения. Наряду с этим не менее важную идейно-эмоциональную роль в нем играет показ героического, неординарного.

          Роман посвящен изображению героического прошлого башкирского народа, его многотрудного пути к свободе, жизнедеятельности видных его представителей на этом поприще. Автор художественно воссоздает атмосферу семейно-бытовой, социально-политической жизни в башкирском крае  первой трети ХVШ века. Это – время крупных восстаний башкир, во главе которых стояли такие личности, как Кусем, Саит, Карасакал, Алдар.

          В создании образа главного героя – Алдара Исякаева – заметная  роль отведена показу героического и трагического. Страницы, посвященные взаимоотношениям Алдара и Гильмиязы и овеянные лирико-романтическими интонациями, лишь усиливают драматизм судеб героев, подчеркивают невозможность совместного счастья в этих исторических условиях.

          И в большом и в малом автор выделяет в Алдаре черты героической личности. Еще подростком он убивает опасного и ловкого зверя – акбарса; будучи участником похода русских против турков, он повторяет подвиг Пересвета: в единоборстве одолевает могучего черкеса, тем самым предрешает исход предстоящего сражения в пользу русской армии; во время переговоров с казахским ханом Абульхаиром вступает в смертельную схватку с разъяренным Торсонбаем. В сюжете романа можно выделить ряд других эпизодов, демонстрирующих его находчивость, смелость, способность к подвигу. Не случайно от рук самого Петра I он получает именное оружие. В целом его жизнь воспринимается в романе как героическое служение родине, родному народу, как отречение от личного счастья, как самопожертвование во имя свободы народа.

          Героическое в романе тесно переплелось с трагическим. Изображая судьбу своего героя, Н. Мусин утверждает мысль, что в трагическом конфликте победа исторически прогрессивной идеи достигается ценой страдания, невосполнимых утрат или гибели ее носителя.

С развитием действия в романе усиливается внутренний драматизм, события неминуемо приближаются к развязке. Эта напряженность сильно ощущается и в авторском голосе, и во внутренних монологах самого героя. Ощущение трагического конца особенно усилено в финале романа, когда обстоятельства принимают необратимый характер. В этом плане  трагическим подтекстом наполнены сцены приготовления Алдара в Оренбург. Готовится он основательно, перед отъездом собирает всех родственников, мысленно прощается с ними, словно чувствуя свою близкую гибель.

Последние дни, минуты жизни Алдара описаны с большим художественным мастерством и глубоким психологизмом. Предательски арестованный в Оренбурге как бунтовщик, заговорщик и избитый до полусмерти, он подвергается допросам и пыткам. Здесь вновь встает фигура Алексея Тевкелева, знакомого читателю по романам Г.Хисамова «Тевкелев», Г.Хусаинова «Кровавый пятьдесят пятый», Б.Рафикова «Карасакал». В романе Н. Мусина он показан во взаимоотношениях с Алдаром во время переговоров с казахским ханом. Тевкелев, спасенный тогда от ножа Торсонбая, вонзает нож в спину своего спасителя: заявляет, что тот готовил восстание башкир, строил планы освобождения пленных в Оренбурге. Гордо и достойно выносит избиения железным прутом герой, хотя тело ему уже не подчиняется, палачи не могут выбить из него дух протеста, свободы. Путь к эшафоту, сцена казни заключенных, среди которых и Алдар, описаны в традициях фольклора и высокой литературы. Возникают символические образы Ирендека, Урала, принимающие в очередной раз в свои объятия своих батыров. Картины природы наполнены неповторимым эмоциональным и смысловым содержанием. Они создают обобщенный образ многострадальной родины. Как символ башкирской земли встает Урал-тау, теряющий своих сыновей. После казни Алдара и его друзей автор обращается к этому образу: «Прикрыв склоны зелеными коврами, поблескивая под лучами солнца белыми скалами, окутав вершины сизой дымкой, стоит вековечный Урал, и веет от него неистощимой силой. Он наделяет этой силой окрестные равнины, питает их своими животворными соками – не счесть рек и речушек, вытекающих из его глубин. То грохоча, то опечаленно  притихнув, он как будто ждет возвращения своих запропастившихся где-то батыров. А их все нет и нет…» [1]. В таком ракурсе воспринимаются и образы степи, поля, леса, Агидели. Благодаря этим надмирным, архетипическим образам автор встает над конфликтом, осмысливает его как трагический, как отклонение от идеала, с точки зрения вечности, бытия, природной гармонии, нравственных норм.

Как видно, трагическое в сюжете занимает немало места. Оно обусловлено тем, что в романе показан конфликт между устремлениями героя к справедливости и объективной невозможностью ее достижения в изображенную историческую эпоху. Действия Алдара трактуются, воспринимаются как подвиг во имя счастья, свободы народа; герой уверен в окончательной победе справедливости, что позволяет вести речь об оптимистической трагедии. Автор с высоты своего времени пишет о том, что трагическая развязка его судьбы, неминуемость поражения в схватке с государственной системой Российской империи обусловлены исторически.

В идейно-художественной структуре романа можно обозначить и другие типы (модусы) эмоциональности. Скажем, сатирический, что видно при показе Алексея Тевкелева; элегический, проявляющийся в рассказе о судьбе Гильмиязы; на  страницах, посвященных изображению бытовой жизни простых людей на лоне природы, то и дело   проглядывают лирические, идиллические мотивы. Одним словом, все эти типы авторской эмоциональности в совокупности служат созданию широкой картины жизни народа в разных ее проявлениях, выражению авторского отношения к изображаемому, выработке читательского восприятия под определенным углом зрения.

 

Примечания

1. Мусин Н.С. Притяжение свободы // Бельские просторы.- 2001.-  №11.-С. 48.